Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»
материал (средняя группа)

формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_lapti_dudina.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)»

«ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»

Выполнила

Дудина Надежда Александровна

Воспитатель

ГБОУ ООШ №9

Структурное подразделение

«Детский сад «Родничок»

г. Новокуйбышевска

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Социально - коммуникативное», «Речевое»,  «Художественно-эстетическое»

Задачи: формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей.

Методы и приемы:

- практические: прослушивание аудиозаписи, просмотр видео, изготовление лаптей из бумаги

- наглядные: рассматривание лаптей, валенок, картинок «обувь»

- словесные: загадывание загадки, ответы на вопросы воспитателя

Материалы и оборудование: лапти, валенки, картинки с изображением разных видов обуви, круги Эйлера.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Продуктивная

Плетение лаптей из бумаги

Познавательно-исследовательская

Рассматривание лаптей, валенок, круги Эйлера

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель встречает детей и начинает беседу с детьми

Дети входят в зал под музыку, беседуют с воспитателем

Созданы условия для развития словесно-логического мышления.

2.

Педагог задает вопросы

Примерные вопросы:

- Ребята! А у вас есть бабушки?

- И у меня есть бабушка.  Она живет в далекой-далекой деревне. Очень много интерес-ногоона знает и всегда мне об этом рассказывает. А бабулень-ка  у меня современная. Даже компьютером может пользо-ваться.  Мы очень часто с моей бабушкой общаемся по скайпу.

- А хотите мы сейчас с вами с ней и пообщаемся.

Дети отвечают на вопросы и продолжают общение через экран с бабушкой

Актуализирован опыт детей

3.

Далее педагог продолжает беседу  про валенки. Задает вопросы, предлагает  посмотреть видеоролик.

Дети отвечают на вопросы, просматривают видеоролик.

Созданы условия для развития зрительного и слухового восприятия, активизирован словарь по теме

4.

Педагог предлагает детям рассмотреть  и потрогать валенки и задает вопросы.

- Какие они? Когда их носят?

Дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя.

Расширен кругозор детей. Сформировано представление о валенках-как об зимней обуви.

5.

Педагог предлагает детям посмотреть  на картинки.

- Что изображено на них?

- Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Для холодного времени года и для теплого)

- Положите картинки с обувью для теплого времени в желтый круг, а картинки с обувью для холодного времени - в синий круг.

Дети отвечают на вопросы педагога, и выполняют задание.

Расширен кругозор детей. Сформировано представление о том, что обувь может быть как для холодного времени года, так и для теплого.

Созданы условия для логического мышления.

6.

Продолжается беседа

- Какая обувь была самой распространенной на Руси?

- В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти

- Как вы думаете, в какой круг с обувью следует положить лапти: в «теплое время года» или в «холодное»?

- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим лапти, возьмем их в руки, примерим, попробуем походить в такой необычной обуви.

- Что вы почувствовали?

- Какие лапти? (лапти очень мягкие, легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух).

- Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками.

- А как вы думаете, зачем вот эти веревочки сзади у лаптя?

- Правильно, чтобы лапти не упали с ног, к ним приделаны завязки.

- Как еще можно назвать лапти? (лапоточки, лапотки)

- А кто из вас знает, из чего плели лапти?

- Отгадайте загадку:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают-

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Дети отмечают на вопрос, рассматривают лапти, примеряют их, отгадывают загадку.

Сформировано

представление детей о лаптях.

Созданы условия для логического мышления.

7.

Рассказ педагога и просмотр слайдов про лапти.

- Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица.  Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком (показывает образцы плетения)

- Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.

- Одно плохо – лапти быстро снашивались: летом – за три дня, зимой – за десять.

- Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (летом много работали, далеко ходили).

- Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лесок, то будешь в новой обуви щеголять.

-Посмотрите еще раз на круги с картинками, на которых изображена обувь. Куда мы поместим лапти? (на пересечение кругов). Почему именно сюда? Правильно, лапти носили и зимой и летом.

- В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти.

Это 22 февраля – «на Никифора лапти плетут».

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают образцы плетения лаптей, отвечают на вопросы.

Сформировано

представление детей о лаптях.

Созданы условия для логического мышления.

8.

- Пока лапти плетут, песни и частушки про них придумывают.

- А я вас приглашаю  в хоровод потанцевать.

Динамическая пауза «Лапоточки, мои»

Дети выходят в круг вместе с воспитателем и выполняют движения под музыку.

9.

Педагог предлагает детям пройти за столы и попробовать  сплести лапти, но не из лыка, а из бумаги.

- Чтобы они получались красивыми, возьмем цветную бумагу, полоски и начнем плести. Сначала наложим несколько полосок бумаги  на бумажный силуэт вертикально, прикрепим, а затем будем вплетать другие полоски горизонтально – то сверху, то снизу.(показывает процесс плетения. Дети выполняют задание с помощью воспитателя)

Чтобы лапти получились как настоящие, приделаем к ним завязки. Получится хорошийдрузьям и близким.

Дети проходят за стол и приступают к плетению лаптей.

Сформированы навыки плетения.

10

Итог занятия:

- общение по скайпу с бабушкой

- подведение итогов беседы

Ответы детей

Сформирован интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей.

Итоговое мероприятие: плетение  лаптей из бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группе по теме «Воздух» (разработана по методике Н...

Доклад «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

                                    Доклад  к педсовету «Детское экспериментирование – как основа ...