Самое главное в проектной деятельности для дошкольников
консультация
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoe_glavnoe_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
Центр развития ребенка – детский сад №26 «Незабудка»
Консультация для воспитателей
на тему:
«Самое главное в проектной деятельности дошкольников»
Подготовила воспитатель:
первой квалификационной категории
Дымова И.В.
г. Долгопрудный
2018г
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование). Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует над ситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
• целенаправленную детскую деятельность;
• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов;
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как: • Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. • Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей. Рассмотри более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.
Погружение в проект
Воспитатель | Дети |
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. |
Организация деятельности
Воспитатель | Дети |
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: • группы детей; •распределяет роли, ответственность; • планирование детской деятельности по решению задач проекта; • формы презентации результатов, итогов работы. | Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. |
Осуществление деятельности
Воспитатель | Дети |
При косвенном участии: • при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; • деликатно контролирует; • обогащает знания детей, повышает их эрудицию; • репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. | Активно и самостоятельно при косвенном участие воспитателя: • выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; • консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; • ищут необходимые и недостающие знания; • фантазируют; • готовят презентацию. |
Презентация
Воспитатель | Дети |
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. | Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задачи; • умение планировать и осуществлять работу; |
Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | • найденные способы решения проблемы; • самоанализ деятельности и ее результата; • взаимную оценку друг другу в деятельности, способность выбрать лучших участников. |
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна.
Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность для дошкольников (буклет)
Буклет для родителей...
проектная деятельность старших дошкольников
проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Проектная деятельность старших дошкольников в условиях ДОУ "Ёлочка, живи!"
Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о ели.Познакомить детей с жизн...
«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
Проектный метод обучения – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...
«Использование проектной деятельности с дошкольниками с ОНР 3уровня, в условиях группы компенсирующей направленности» Проект: «Поможем пернатым друзьям!!!»
В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информ...
Познавательно - проектная деятельность старших дошкольников через ознакомление с экологией: «Огород на подоконнике».
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....
ИГРА-САМАЯ ЛЮБИМАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Игра сопровождает малышей в течении всего време...