проектная деятельность старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме
проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142.5 КБ |
![]() | 49.5 КБ |
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные модели развития дошкольников: Проектная деятельность со старшими дошкольниками
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
ПРОЕКТ: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”
Проект:
Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.
Задачи патриотического воспитания:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
- Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
- Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
- Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
- Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
- Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
- Должны знать природу России ее флору и фауну.
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
- Разработать проекты:
- “Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”;
- “Мой город и область в которой я живу”;
- “Россия – Родина моя”;
- “Земля – планета на которой мы живём”.
- Разработать и провести циклы занятий:
- “Мой дом – моя семья”;
- “Хорошо у нас в саду”;
- “Улицы родного города”;
- “Мой город на Ангаре”;
- “Моя Родина – Россия”;
- “Москва – столица нашей Родины”.
- Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история России, Сибири
- “Защитники отечества”;
- “Мы – дети Земли”;
- “Береги свою планету” .
- Создать мини-музеи боевой и трудовой славы ветеранов первопроходцев, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма.
- Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
- Проведение праздников в детском саду:
- “День защитников отечества”;
- “9 мая – день Победы”;
- “Мамин день”;
- “Праздники по народному календарю”.
- Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:
- Деятельность Центра народного творчества детей:
- Оркестр народных инструментов.
- Театр русского костюма.
- Физкультура и здоровье:
- Организация дней здоровья.
- Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
- Экологические походы, поездки на море.
- Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
- Акции:
- “Покормите птиц зимой”.
- “Зелёный патруль”.
- “Памятник”.
- “Озеленение территории детского сада”.
- Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Инопланетяне”, “Пешеходы и пассажиры” и т.д.
- Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”, “Центра народного творчества”, мини-музеев “Москва – столица России” и т.п.
- Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
- Оформление альбомов: “ Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, “В гостях в экологическом центре”.
- Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
- Работа с родителями:
- Знакомить детей с семейными реликвиями.
- Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
- Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.
- Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
- Помощь в снятии видеофильмов.
- “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).
- Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета на которой мы живём”.
- Социальное развитие:
- Встречи с почетными людьми города.
- Экскурсии.
- Посещение выставок.
- Создание библиотеки в группе.
- Создание видеотеки.
ПРОЕКТ “МОЯ МАЛАЯ РОДИНА” (семья, дом, детский сад)
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Актуальность темы:
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Гипотеза:
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта:
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
- Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
ПРОЕКТ “МОЙ ГОРОД И ОБЛАСТЬ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ”
Проект:
Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Цель проекта:
Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.
Гипотеза:
Проживая в городе Братске, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном городе6 история символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Расширить знания детей о флоре и фауне области. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
- Учить работать с картой области, определять по условным знакам реки, леса.
- Познакомить детей с озером, его расположением на карте, уникальностью.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с творчеством поэтов, художников.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
ПРОЕКТ: “РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!”
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России.
Задачи:
- Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.
- Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.
- Знакомство с русской культурой, языком, традициями.
- Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
- Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.
ПРОЕКТ: “ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ”
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Заключительной, четвертой ступенью нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с Землей – нашим общим домом. Дети должны знать, что наша планета живой организм, что она, так же как и мы, может болеть, если люди обижают природу и друг друга. И мы – люди планеты Земля, должны уважать друг друга, защищать, любить и заботиться о своей планете.
Гипотеза:
Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь, природу и хотят быть счастливыми. Как хорошо, что на Земле нас так много, и мы такие разные, но все мы зависим от состояния нашей планеты; нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости.
Цель:
Как можно больше дать детям знаний о планете Земля подвести к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету.
Задачи:
- Дать детям знания, что они являются жителями планеты Земля. Населяют Землю люди, животные, растения.
- Познакомить детей с многообразием народов живущих на Земле. Показать различия и сходство народов разных рас.
- Вызвать интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира.
- Познакомить детей с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений Земли.
- Познакомить с картой мира, с глобусом (учить находить и показывать 5–6 разных стран мира).
- Развивать у детей положительное отношение и чувство симпатии по всем расам и народам.
- Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее.
- Научить детей жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и единстве с природой.
Приложение 1. Схемы реализации
проектов через разные виды деятельности
ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | 1.Сюжетно – ролевые игры:
2. Дидактические игры:
3. Коммуникативные игры:
|
Речь и речевое развитие |
|
Художественная литература |
|
Изодеятельность и дизайн |
|
Трудовая деятельность |
|
Учебная деятельность |
|
Социальное развитие |
|
Здоровье и физическое развитие |
|
Музыка |
|
Взаимодействие с родителями |
|
ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД И ОБЛАСТЬ В КОТОРОЙ Я ЖИВУ»
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие | 1. Познавательные занятия:
2. Творческие рассказы:
4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?». 5. Чтение худ.литературы. 6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час». 7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 8. Заучивание стихов. |
Игровая деятельность | 1. Оформление игротеки дидактических игр
2. Сюжетно – ролевые игры:
3Оформление игрового уголка объёмных игрушек: животные, птицы, рыбы |
Трудовая деятельность |
Ручной труд:
|
Изобрази -тельная деятельность | Рисование:
Лепка: животных, птиц |
Здоровье и физическое развитие | Беседы:
|
Экологическое воспитание |
|
Социальное развитие |
|
Музыкальная деятельность |
|
Взаимодействие с родителями |
|
ПРОЕКТ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Дидактические игры:
Русские народные подвижные игры:
Коммуникативные игры:
Хороводные игры:
|
Речь и речевое развитие | Составление творческих рассказов на темы:
|
Художественная литература | Чтение рассказов, сказок, стихов:
Заучивание стихов о Москве, Родине, России. Чтение произведений о русских богатырях. Заучивание пословиц, поговорок, небылиц. Конкурс пословиц и поговорок о труде. Разучивание частушек. |
Изодеятель-ность и дизайн | Рисование:
Роспись подносов:
Аппликация:
Оформление выставок рисунков. Оформление альбомов:
|
Социальное развитие | Выпуск семейных газет:
Создание альбомов:
Игра «Что? Где? Когда?» (Тема: Россия) |
Здоровье и физическое развитие | Беседы на темы:
Физкультурный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья!» Спортивные развлечения:
|
Экологическое воспитание | Беседы на тему:
Познавательные занятия:
Тематическое занятие «Посади дерево» Тематическое развлечение «Здравствуй, здравствуй, добрый лес». Дидактические игры:
Оформление альбомов:
Составление кроссвордов и ребусов на экологические темы. «Сочиним сказку». Поделки из природного материала. Аппликация. |
Музыкальная деятельность | Разучивание песен:
Хороводные игры и хороводы:
Русские пляски, переплясы Слушание песен и музыки:
Обучение игре на инструментах:
Праздники и развлечения на основе русского фольклора:
«Мой любимый хоровод» и т.д. |
Театрализова-нная деятельность | Инсценировка русских народных сказок:
Инсценировка сказок народов России:
Теневой театр:
|
Работа с родителями |
|
ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевые игры:
Дидактические игры:
Подвижные игры разных стран:
|
Речь и речевое развитие | Рассказы из личного опыта:
Творческие рассказы:
составление рассказов по картинкам, картинам. |
Художественная литература | Чтение рассказов, сказок:
Чтение стихов:
|
Изодеятель-ность и дизайн | Оформление выставок рисунков и плакатов:
Приготовление атрибутов для театра Лепка животных жарких стран Аппликация «Разноцветная планета» |
Социальное развитие | Выпуск семейных газет:
Оформление альбомов (фотографии): Видеотека:
|
Экологическое воспитание | Беседы на тему:
Дидактические игры (См. картотеку): Оформление альбомов:
Работа с глобусом. Составление кроссвордов и ребусов. Рисование плакатов:
Просмотр видеофильмов о природе. |
Музыкальная деятельность | Слушание музыки композиторов разных стран:
Разучивание песен. Танцы разных стран:
|
Театрализован-ная деятель-ность | Настольный театр:
Игра – драматизация. Теневой театр. |
Работа с родителями |
|
Предварительный просмотр:
«Птицы»
Цель:
- Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям;
- Развивать интерес к жизни птиц;
- Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Задачи:
- Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
- Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
- Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
- Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Предметно- развивающая среда:
- Дидактический материал:
С. Вохринцева. «Птицы», «Перелетные птицы»,
«Зимующие и кочующие птицы»;
«Птицы в картинках»
Тематический словарь в картинках «Дикие звери и птицы жарких и
холодных стран».
- Литература:
С. Н. Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Экология. Конспекты занятий.
О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию.
В. В. Маркевич. Игры на свежем воздухе.
И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
В. Бианки. Синичкин календарь.
Д.Н. Мамин – Сибиряк. Серая Шейка.
В.П. Астафьев. Капалуха.
А. Нуждина. Чудо-энциклопедия.
Г. Снегирев. Птицы наших лесов.
Е. Носов. Как ворона на крыше заблудилась.
В. А. Алексеев. Кто как строит.
Ю. Дмитриев. Кто в лесу живет, и что в лесу растет.
С. Образцов. Ничего особенного.
В. Степанов. Животный мир Земли. Кто где живет.
Энциклопедия «Живой мир».
О. А. Скоролупова. Весна. Насекомые. Перелетные птицы.
- Аудиоэнциклопедия «Птицы леса», «Городские птицы».
- Игровой материал:
«Такая разная страна. Путешествие по климатическим зонам России»;
Лото «В мире животных».
Лото «Зоопарк».
Лото «У кого какой малыш»
Лото «Птицы»
Разрезные картинки.
Пазлы «Парочки».
Содержание проекта
Сроки | Содержание деятельности |
Октябрь |
|
ноябрь |
|
О зимующих птицах. Как зимуют наши пернатые друзья? Птицы разных стран. Тайны птичьего царства. Для чего нужна Красная Книга. Домашние птицы. |
Заучивание стихотворений: Е. Благинина «Стрижи»; К. Бальмонт «Осень»; И. Бунин «Первый снег». А. Яншин «Покормите птиц». |
Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать? Какие птицы не умеют летать? Почему? |
Птицы. Что изменилось в поведении осенью? Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под яблоней. Сравнение. Наблюдение и сравнение птиц на кормушках. |
Отгадывание загадок; |
«Кто где живет»; «Зимующие и перелетные»; «Летает, плавает, бежит»; «Откуда птица прилетела»?»; «Чей клюв?»; «Узнай по следу»; |
«Стая»; «Лягушки и цапли»; «Кукушка». |
Конструирование из бумаги «Журавлик»; Рисование «Лебедь»; Аппликация «Сказочная птица»; Лепка «воробушек». Пополнение альбома «Красная книга России». |
заготовка корма для птиц; Изготовление кормушек; Подкормка птиц. |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Страна сказок А.С. Пушкина»
Вид проекта: общесадовский, школы, библиотеки; познавательно-творческий.
Продолжительность: неделя
Участники: дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители, библиотекарь.
Образовательная область:
- Художественная литература
- Коммуникация
- художественное творчество
- социализация
- музыка
Актуальность:
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цели проекта:
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
- приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А.С.Пушкина;
- развитие творческих способностей, фантазии детей;
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
- познакомить с творчеством А.С.Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, детского сада, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение:
- сборники сказок А.С.Пушкина;
- иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина;
- аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, А. Грибоедова;
- методическая литература.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
изготовление:
-макетов «Лукоморье», «Ель растет перед дворцом»,
-картины « По сказкам Пушкина»;
- игрушек «Золотая рыбка», «Золотой петушок»
- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам А.С Пушкина.
Презентация проекта:
- оформление выставки «Страна сказок А.С.Пушкина»;
- беседы на группах « Люблю я Пушкина творенья» ;
- музыкальная гостиная « Что за прелесть эти сказки!»
-встреча с библиотекарем
-сочинения родителей «А.С.Пушкин» (архив школы)
- рисунки школьников «По дорогам сказок А.С.Пушкина»
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление плана работы
Основной:
Непосредственно-образовательная деятельность |
Образовательная область | Тема | Ответственный |
Худ. литература | 1.Рассказ воспитателя о А.С. Пушкине. 2.Беседа по сказке Пушкина « Сказка о царе Салтане…» 3.Заучивание стихотворения А.С Пушкина « У лукоморья дуб зеленый…» 4.Подолжить строки сказки | Воспитатели групп |
Коммуникация | 1.Рассматривание портрета А.С.Пушкина, кисти В.А.Тропинина. 2.Рассматривание иллюстраций В.Конашевича в детских изданиях сказок А.С Пушкина 3.Словесные игры «Добавь словечко», «Из какой сказки», Расскажи какой(ая) герой» | Воспитатели групп |
Художественное творчество. Лепка | 1.«Белка песенки поет, да орешки все грызет» 2.«Лукоморье» | Воспитатели групп |
Конструирование | 1. «Флот царя Салтана» 2. « Сказочные дворцы» | Воспитатели групп |
Рисование | 1.«Ель растет перед дворцом…» 2. «У лукоморья дуб зеленый» 4. «Царство золотой рыбки» 5.« По дорогам сказок Пушкина» | Воспитатели групп Педагоги школы |
Аппликация | 1.«Сказочный дворец» 2..«Коллаж: «Герои сказок Пушкина» | Воспитатели групп |
Музыка | 1.Слушание: «Три чуда: Белка, Богатыри,Царевна Лебедь»; «Полет шмеля»,« Океан море» Н. Римского-Корсакова 2.Импровизация полета насекомых «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова 3. Игра на музыкальных инструментах:«Во саду ли в огороде…» р.н.м. 4.Танец Золотой рыбки. Муз. К.Сен-Санса «Аквариум» 5. Драматизация и танец трех девиц из сказки о царе Салтане. Муз. А. Зацепина | Музыкальный руководитель Воспитатели (старшая-подготовительная группа) |
Социализация | Встреча с библиотекарем Привлечение педагогов школы | Зам.завед.по ВМР |
Совместная деятельность детей и воспитателя. |
|
Самостоятельная деятельность детей. |
|
Совместная деятельность детей и родителей. |
|
Заключительный этап:
- Оформление выставки «По сказкам А.С.Пушкина»;
- Театрализованное представление «Что за прелесть эти сказки»
- Проведение итогов проектной деятельности.
Фантазеры группы « Солнышко»
“Если б я поймал золотую рыбку……….”
Фантазеры группы «Ручеек» “Если б я поймал золотую рыбку……….”
Фантазеры группы «Капелька» “Если б я поймал золотую рыбку……….”
Творческий проект «Страна сказок А.С.Пушкина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС» «Новые возможности проектной деятельности (квест, лепбук).
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134462-1351618573.jpg)
Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/05/picture-1203648-1578226447.jpg)
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Актуальность: В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-673578-1528485302.jpg)
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-314357-1382190865.jpg)
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Технология проектной деятельности.(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)....