«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
консультация (подготовительная группа) по теме

Галаган Елена Александровна

 

     Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный.  Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим  делом по показателям:

1.     Специфические особенности индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.

2.     Возможность и целесообразность включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми дошкольного возраста.

3.     Содержание деятельности педагога по руководству индивидуальным творческим учебным проектом «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей» по технологии «Intel@Обучение для будущего» в подготовительной группе детского сада.



[1] Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_tvorcheskiy_proekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для воспитателей.

«Методика проведения  индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников

 по технологии «Intel@Обучение для будущего»

План:

  1. Понятие о творческом проекте.
  2. Практическая работа по выявлению специфических особенностей индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.
  3. Обмен мнениями относительно возможности и целесообразности включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми.
  4. Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
  5. Заключение.

  1. Введение. Индивидуальный творческий проект.

     Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный.  Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим  делом по показателям:

                                1.1. Структура проектной деятельности.

                                1.2. Форма ответственности за полученный результат (коллективная, индивидуальная).

                                1.3. Роль воспитателя в активизации проектной деятельности ребенка.

  1. Практическая работа по выявлению особенностей индивидуальной творческой проектной деятельности.
  1. Работа с таблицей №1 (последовательность заполнения граф задана цифрами от 1 до 6).

Таблица 1.

Виды творческого проектирования

Структура проектной деятельности

Ответственность  за конечный результат (индивидуальная, коллективная)

Формы социальной презентации

Целеполагание (мотивация на конечный результат)

Определение содержания деятельности

/предметы, материалы/

Выбор необходимого оборудования

Распределение обязанностей, организация взаимодействия

Результат

Социальная презентация результата

Коллективный проект

«Весенний концерт»

1.

/Принять участие в общем концерте.

Потребность личностного развития: быть со всеми/

6.

2. Концерт, праздник

3.

4.

Коллективная

5.

Индивидуальный творческий проект

«Моя любимая игра для малышей».

1.

Научить малышей играть в свою любимую игру.

/Потребность личностного развития: показать себя, свою умелость, значимость/

6.

Обучающая игра с малышами

3.

4.

Индивидуальная

5.

Защита проекта

  1. Комментарии по ходу заполнения таблицы№1.

Цифра 3: Социальная презентация – это рассказ другим о достигнутых результатах. Направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его индивидуальных усилий для окружающих. Н Е Веракса, подчеркивая важность этапа социальной презентации, писал:  «Если подобной презентации не случается, то дети испытают положительные эмоции, но результаты их деятельности не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, и, следовательно, на развитие его личности».

Цифра  5.

Формы социальной презентации определяются воспитателем в зависимости от того, кто несет ответственность за результат /см. пункт 4/.

  • Коллективная ответственность – форма  «Альбом «Наши общие дела», который представляет собой отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, в том числе с учетом  вклада отдельных детей.
  • Индивидуальная ответственность – форма  «Защита своего проекта» -  отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, с использованием  подготовленных материалов и демонстрацией свидетельств успешности проекта (рисунки малышей о том, как вместе играли, фотографии).

      Материалы защиты проектов могут стать материалом нового коллективного творческого проекта – например, «Книга игр в подарок малышам».

Цифра 6. Результат не может быть получен без содержания, оборудования и организации деятельности.

Выводы.

- Сходство индивидуального и коллективного творческого проекта  состоит в единой структуре процесса деятельности.

- Отличия:

  • Форма представления результата.
  • Форма проведения социальной презентации.
  1. Вопрос для обсуждения с педагогами: когда, по-вашему, целесообразно начинать работу по индивидуальной творческой проектной деятельности? /Предполагаемый ответ: когда у детей есть опыт коллективной творческой проектной деятельности и понимание целостности процесса деятельности, т.е., ребенок ориентируется не на выполнение отдельных действий, а на получение конечного продукта деятельности/.
  2. Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».

Первый  этап: Подготовительный.

  1. Педагог определяется с учебной темой.

Пример.

Тема задана: «Моя любимая игра для малышей».

    2. Педагог определяет участников проекта.

Участники заданы: дети.

    3.  Педагог прогнозирует  предполагаемые результаты проектной деятельности детей группы. Для этого он отвечает на следующие вопросы:

         2.1. Какие игры могут быть предложены детьми с учетом их интересов:

  • настольные, ролевые, игры с конструктором, подвижные;
  • игры, принесенные из дома и (или)  игры, в которые дети играют в детском саду.

2.2. Какие игры целесообразно представлять с учетом выбранного педагогом места и времени проведения обучающих игр с малышами.

           /в помещении своей группы, в помещении младшей группы, на улице, в период каникул/.

  1. По итогам подготовительного этапа:
  • вносятся корректировки в заданную учебную тему.

Пример: «Моя любимая настольная игра для малышей». /Одни дети будут обучать малышей в своей группе, другие пойдут в группу к малышам. Обучающие игры будут проводиться и в группах и на прогулке/.

  • формулирует основополагающий вопрос проекта.

Основополагающий вопрос всегда задается в вопросительной форме,  соответствует учебной теме и направлен на мотивацию ребенка к разработке собственного проекта.

Пример:  «Моя любимая настольная игра и как я научу малышей в нее играть?» /Таблица 2. Целеполагание/.

Вывод: подготовительный этап завершается формулировкой основополагающего вопроса проекта.

Второй этап: Организационный.

  1. Формулировка гипотезы.

Гипотеза -  выбор фактора успеха всей деятельности.

Вопрос: от чего зависит успех обучения любой игре? /знанию правил и умению их объяснить/.

Пример: я предполагаю, что если ребенок понятно расскажет правила игры, то он сможет научить других в нее играть.

  1. Исходя из гипотезы, педагог формулирует дидактические задачи (это задачи для педагога).
  • Познакомить.
  • Разработать.
  • Освоить.

     Пример:

  • Познакомить детей с тем, что научить играть – это значит понятно рассказать другому ребенку правила игры.
  • Разработать – графическую схему последовательного описания правила игр и графический план презентации проекта ребенком (название игры, описание правил игры, рассказ о том, кого учил играть в игру, рассказ о том, что получилось) с демонстрацией наглядного материала (рисунка игры, правил игры, рисунков того, как играли с малышом).
  • Научить  детей в последовательно описывать правила игр по заданной схеме.
  1. Исходя из дидактических задач,  педагог формулирует учебные задачи (это задачи для ребенка).
  • Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей. /Таблица 2. Содержание./
  • Составить и оформить описание правил игры. /Таблица 2. Выбор необходимого оборудования./.
  • Договориться о помощи взрослых. /Таблица 2. Распределение обязанностей/.
  • Поиграть в игру с малышами. /Таблица 2. Результат/.
  • Зарисовать, как вы играли. /Таблица 2. Результат/.
  • Рассказать всем о том, как  учил играть малышей. /Таблица 2. Социальная презентация/.

     4. Учебные задачи  представляют собой план  проектной деятельности /Таблица 2/, который  оформляется   графически и вносится в предметную среду группы. Содержание деятельности по плану распределяется по дням недели.

5. Информация о целях, задачах и план проектной деятельности вывешивается для ознакомления родителей.

Вывод: По итогам организационного этапа у ребенка должно сложиться четкое понимание цели собственной деятельности  и план действий по ее достижению. /Таблица 2/. У родителей представление о значимости и содержании проектной деятельности ребенка.

Таблица 2.

Виды творческого проектирования

Структура проектной деятельности

Целеполагание (мотивация на конечный результат)

Определение содержания деятельности

/предметы, материалы/

Выбор необходимого оборудования

Распределение обязанностей, организация взаимодействия

Результат

Социальная презентация результата

Индивидуальный творческий проект

«Моя любимая игра для малышей».

«Моя любимая настольная игра и как научить малышей в нее играть?».  

Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей.

Составить описание правил игры.

Договориться о помощи взрослых.

Поиграть в игру с малышами.

Зарисовать, как вы играли.

Рассказать всем о том, как  учил играть малышей

Третий этап: реализация проекта.

Включает:

  1. Руководство ходом реализации проекта.        

Ведущим приемом педагогического руководства ходом реализации проекта выступает «ресурсный круг».

«Ресурсный круг».

Каждое утро все дети, занятые проектной деятельностью, вместе с воспитателем садятся в круг.

Воспитатель, опираясь на графический план проектной деятельности:

  • напоминает всем о том, что сегодня предстоит сделать по плану.
  • обращает внимание на то, что к делу сегодняшнего дня можно приступать только тогда, когда завершено дело вчерашнего дня.
  • предлагает каждому рассказать, что им сделано по плану за вчерашний день и что он будет делать сегодня.
  • напоминает правила работы в круге: первым рассказывает ребенок, сидящий от воспитателя слева. После того, как он выскажется, прикосновением руки к правому предплечью ребенка, сидящего слева, передает ему слово. /Обсуждение в ресурсном круге всегда идет по часовой стрелке/.
  1. Индивидуальная помощь воспитателя:
  • по запросу ребенка.
  • по необходимости, если ребенок акцентирует свое внимание на действии, а не на предмете. Рекомендуемые вопросы: «Где видно из твоего рисунка, что это твоя любимая игра?», «А как догадаться по рисунку, что тебе удалось научить малыша играть в твою игру?», «Как по рисунку узнать, что ты доволен тем, как вы играли?», «А как догадаться по рисунку, что малышу понравилось играть с тобой?».
  1. Индивидуальные консультации для родителей по ходу выполнения ребенком проекта.
  2. Составление графика проведения индивидуальных обучающих игр.

Пример:

В группе 20 детей.

10 детей уходит в младшую группу и 10 детей принимают малышей в своей группе. /В зависимости от степени самостоятельности и организованности детей возможны и другие формы организации детского взаимодействия/.

День: 31.03.2010 г.

Время: 9.30 – 9.50.

Вывод: третий этап завершается проведением  индивидуальных обучающих игр.

Четвертый этап: социальная презентация.

1. Обязательные условия:

  • с презентацией выступает каждый ребенок.
  • каждый может задавать вопросы выступающему.
  • по результатам презентации ребенок должен получить подтверждение общественного признания его личных

достижений.

2. Форма проведения социальной презентации определяется воспитателем.

Это может быть:

  1. Ресурсный круг.
  2. Круглый стол с участием родителей.
  3. Выступление  перед педагогами детского сада.

Рекомендованные формы подтверждения общественного признания.

  1. Если не предполагается выбора лучшего проекта, например, для включения его в «Книгу лучших игр в подарок малышам», то каждый ребенок награждаются памятным дипломом.
  2. Если стоит задача выбора лучших проектов, то каждому участнику дается одна фишка, с помощью которой он «голосует» - кладет на тот проект, в котором идея обучения малышей игре представлена наиболее интересно с

его точки зрения. На свой проект фишку положить нельзя, фишку можно только «отдать».

По итогам голосования каждый награждается памятным дипломом. Одновременно отмечаются проекты – победители.

Награда за лучшие проекты не может быть материально значимее, чем диплом участника.

Заключение:

      Личностно развивающий эффект реализации индивидуальных творческих проектов состоит в том, что взрослый поддерживает инициативу ребенка, развивает его творческие способности за счет расширения представлений о существующих возможностях в момент обсуждений вариантов, представляемых сверстниками, создает условия для проявления ребенком самостоятельности в изменяющейся социальной среде (межвозрастное взаимодействие и социальная презентация проектов).

       Ребенок приобретает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что его деятельность представляет ценность не только для него, но и для других.

                 Формируются универсальные учебные навыки: умение действовать по инструкции, ориентироваться не на

          действия, а на продукт деятельности.

 

                                                                                                                 


[1] Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада "Методика проведения физкультминуток в процессе НОД".

В консультации даётся определение физкульинутки, говорится о её воздействии на организм воспитанников, занятых образовательной деятельностью. Даётся описание основных форм проведения физкультминуток ....

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"...

Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...