«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
консультация (подготовительная группа) по теме
Проектный метод обучения – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный. Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим делом по показателям:
1. Специфические особенности индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.
2. Возможность и целесообразность включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми дошкольного возраста.
3. Содержание деятельности педагога по руководству индивидуальным творческим учебным проектом «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей» по технологии «Intel@Обучение для будущего» в подготовительной группе детского сада.
[1] Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_tvorcheskiy_proekt.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников
по технологии «Intel@Обучение для будущего»
План:
- Понятие о творческом проекте.
- Практическая работа по выявлению специфических особенностей индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.
- Обмен мнениями относительно возможности и целесообразности включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми.
- Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
- Заключение.
- Введение. Индивидуальный творческий проект.
Проектный метод обучения – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный. Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим делом по показателям:
1.1. Структура проектной деятельности.
1.2. Форма ответственности за полученный результат (коллективная, индивидуальная).
1.3. Роль воспитателя в активизации проектной деятельности ребенка.
- Практическая работа по выявлению особенностей индивидуальной творческой проектной деятельности.
- Работа с таблицей №1 (последовательность заполнения граф задана цифрами от 1 до 6).
Таблица 1.
Виды творческого проектирования | Структура проектной деятельности | Ответственность за конечный результат (индивидуальная, коллективная) | Формы социальной презентации | |||||
Целеполагание (мотивация на конечный результат) | Определение содержания деятельности /предметы, материалы/ | Выбор необходимого оборудования | Распределение обязанностей, организация взаимодействия | Результат | Социальная презентация результата | |||
Коллективный проект «Весенний концерт» | 1. /Принять участие в общем концерте. Потребность личностного развития: быть со всеми/ | 6. | 2. Концерт, праздник | 3. | 4. Коллективная | 5. | ||
Индивидуальный творческий проект «Моя любимая игра для малышей». | 1. Научить малышей играть в свою любимую игру. /Потребность личностного развития: показать себя, свою умелость, значимость/ | 6. | Обучающая игра с малышами | 3. | 4. Индивидуальная | 5. Защита проекта |
- Комментарии по ходу заполнения таблицы№1.
Цифра 3: Социальная презентация – это рассказ другим о достигнутых результатах. Направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его индивидуальных усилий для окружающих. Н Е Веракса, подчеркивая важность этапа социальной презентации, писал: «Если подобной презентации не случается, то дети испытают положительные эмоции, но результаты их деятельности не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, и, следовательно, на развитие его личности».
Цифра 5.
Формы социальной презентации определяются воспитателем в зависимости от того, кто несет ответственность за результат /см. пункт 4/.
- Коллективная ответственность – форма «Альбом «Наши общие дела», который представляет собой отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, в том числе с учетом вклада отдельных детей.
- Индивидуальная ответственность – форма «Защита своего проекта» - отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, с использованием подготовленных материалов и демонстрацией свидетельств успешности проекта (рисунки малышей о том, как вместе играли, фотографии).
Материалы защиты проектов могут стать материалом нового коллективного творческого проекта – например, «Книга игр в подарок малышам».
Цифра 6. Результат не может быть получен без содержания, оборудования и организации деятельности.
Выводы.
- Сходство индивидуального и коллективного творческого проекта состоит в единой структуре процесса деятельности.
- Отличия:
- Форма представления результата.
- Форма проведения социальной презентации.
- Вопрос для обсуждения с педагогами: когда, по-вашему, целесообразно начинать работу по индивидуальной творческой проектной деятельности? /Предполагаемый ответ: когда у детей есть опыт коллективной творческой проектной деятельности и понимание целостности процесса деятельности, т.е., ребенок ориентируется не на выполнение отдельных действий, а на получение конечного продукта деятельности/.
- Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
Первый этап: Подготовительный.
- Педагог определяется с учебной темой.
Пример.
Тема задана: «Моя любимая игра для малышей».
2. Педагог определяет участников проекта.
Участники заданы: дети.
3. Педагог прогнозирует предполагаемые результаты проектной деятельности детей группы. Для этого он отвечает на следующие вопросы:
2.1. Какие игры могут быть предложены детьми с учетом их интересов:
- настольные, ролевые, игры с конструктором, подвижные;
- игры, принесенные из дома и (или) игры, в которые дети играют в детском саду.
2.2. Какие игры целесообразно представлять с учетом выбранного педагогом места и времени проведения обучающих игр с малышами.
/в помещении своей группы, в помещении младшей группы, на улице, в период каникул/.
- По итогам подготовительного этапа:
- вносятся корректировки в заданную учебную тему.
Пример: «Моя любимая настольная игра для малышей». /Одни дети будут обучать малышей в своей группе, другие пойдут в группу к малышам. Обучающие игры будут проводиться и в группах и на прогулке/.
- формулирует основополагающий вопрос проекта.
Основополагающий вопрос всегда задается в вопросительной форме, соответствует учебной теме и направлен на мотивацию ребенка к разработке собственного проекта.
Пример: «Моя любимая настольная игра и как я научу малышей в нее играть?» /Таблица 2. Целеполагание/.
Вывод: подготовительный этап завершается формулировкой основополагающего вопроса проекта.
Второй этап: Организационный.
- Формулировка гипотезы.
Гипотеза - выбор фактора успеха всей деятельности.
Вопрос: от чего зависит успех обучения любой игре? /знанию правил и умению их объяснить/.
Пример: я предполагаю, что если ребенок понятно расскажет правила игры, то он сможет научить других в нее играть.
- Исходя из гипотезы, педагог формулирует дидактические задачи (это задачи для педагога).
- Познакомить.
- Разработать.
- Освоить.
Пример:
- Познакомить детей с тем, что научить играть – это значит понятно рассказать другому ребенку правила игры.
- Разработать – графическую схему последовательного описания правила игр и графический план презентации проекта ребенком (название игры, описание правил игры, рассказ о том, кого учил играть в игру, рассказ о том, что получилось) с демонстрацией наглядного материала (рисунка игры, правил игры, рисунков того, как играли с малышом).
- Научить детей в последовательно описывать правила игр по заданной схеме.
- Исходя из дидактических задач, педагог формулирует учебные задачи (это задачи для ребенка).
- Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей. /Таблица 2. Содержание./
- Составить и оформить описание правил игры. /Таблица 2. Выбор необходимого оборудования./.
- Договориться о помощи взрослых. /Таблица 2. Распределение обязанностей/.
- Поиграть в игру с малышами. /Таблица 2. Результат/.
- Зарисовать, как вы играли. /Таблица 2. Результат/.
- Рассказать всем о том, как учил играть малышей. /Таблица 2. Социальная презентация/.
4. Учебные задачи представляют собой план проектной деятельности /Таблица 2/, который оформляется графически и вносится в предметную среду группы. Содержание деятельности по плану распределяется по дням недели.
5. Информация о целях, задачах и план проектной деятельности вывешивается для ознакомления родителей.
Вывод: По итогам организационного этапа у ребенка должно сложиться четкое понимание цели собственной деятельности и план действий по ее достижению. /Таблица 2/. У родителей представление о значимости и содержании проектной деятельности ребенка.
Таблица 2.
Виды творческого проектирования | Структура проектной деятельности | |||||
Целеполагание (мотивация на конечный результат) | Определение содержания деятельности /предметы, материалы/ | Выбор необходимого оборудования | Распределение обязанностей, организация взаимодействия | Результат | Социальная презентация результата | |
Индивидуальный творческий проект «Моя любимая игра для малышей». | «Моя любимая настольная игра и как научить малышей в нее играть?». | Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей. | Составить описание правил игры. | Договориться о помощи взрослых. | Поиграть в игру с малышами. Зарисовать, как вы играли. | Рассказать всем о том, как учил играть малышей |
Третий этап: реализация проекта.
Включает:
- Руководство ходом реализации проекта.
Ведущим приемом педагогического руководства ходом реализации проекта выступает «ресурсный круг».
«Ресурсный круг».
Каждое утро все дети, занятые проектной деятельностью, вместе с воспитателем садятся в круг.
Воспитатель, опираясь на графический план проектной деятельности:
- напоминает всем о том, что сегодня предстоит сделать по плану.
- обращает внимание на то, что к делу сегодняшнего дня можно приступать только тогда, когда завершено дело вчерашнего дня.
- предлагает каждому рассказать, что им сделано по плану за вчерашний день и что он будет делать сегодня.
- напоминает правила работы в круге: первым рассказывает ребенок, сидящий от воспитателя слева. После того, как он выскажется, прикосновением руки к правому предплечью ребенка, сидящего слева, передает ему слово. /Обсуждение в ресурсном круге всегда идет по часовой стрелке/.
- Индивидуальная помощь воспитателя:
- по запросу ребенка.
- по необходимости, если ребенок акцентирует свое внимание на действии, а не на предмете. Рекомендуемые вопросы: «Где видно из твоего рисунка, что это твоя любимая игра?», «А как догадаться по рисунку, что тебе удалось научить малыша играть в твою игру?», «Как по рисунку узнать, что ты доволен тем, как вы играли?», «А как догадаться по рисунку, что малышу понравилось играть с тобой?».
- Индивидуальные консультации для родителей по ходу выполнения ребенком проекта.
- Составление графика проведения индивидуальных обучающих игр.
Пример:
В группе 20 детей.
10 детей уходит в младшую группу и 10 детей принимают малышей в своей группе. /В зависимости от степени самостоятельности и организованности детей возможны и другие формы организации детского взаимодействия/.
День: 31.03.2010 г.
Время: 9.30 – 9.50.
Вывод: третий этап завершается проведением индивидуальных обучающих игр.
Четвертый этап: социальная презентация.
1. Обязательные условия:
- с презентацией выступает каждый ребенок.
- каждый может задавать вопросы выступающему.
- по результатам презентации ребенок должен получить подтверждение общественного признания его личных
достижений.
2. Форма проведения социальной презентации определяется воспитателем.
Это может быть:
- Ресурсный круг.
- Круглый стол с участием родителей.
- Выступление перед педагогами детского сада.
Рекомендованные формы подтверждения общественного признания.
- Если не предполагается выбора лучшего проекта, например, для включения его в «Книгу лучших игр в подарок малышам», то каждый ребенок награждаются памятным дипломом.
- Если стоит задача выбора лучших проектов, то каждому участнику дается одна фишка, с помощью которой он «голосует» - кладет на тот проект, в котором идея обучения малышей игре представлена наиболее интересно с
его точки зрения. На свой проект фишку положить нельзя, фишку можно только «отдать».
По итогам голосования каждый награждается памятным дипломом. Одновременно отмечаются проекты – победители.
Награда за лучшие проекты не может быть материально значимее, чем диплом участника.
Заключение:
Личностно развивающий эффект реализации индивидуальных творческих проектов состоит в том, что взрослый поддерживает инициативу ребенка, развивает его творческие способности за счет расширения представлений о существующих возможностях в момент обсуждений вариантов, представляемых сверстниками, создает условия для проявления ребенком самостоятельности в изменяющейся социальной среде (межвозрастное взаимодействие и социальная презентация проектов).
Ребенок приобретает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что его деятельность представляет ценность не только для него, но и для других.
Формируются универсальные учебные навыки: умение действовать по инструкции, ориентироваться не на
действия, а на продукт деятельности.
[1] Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей детского сада "Методика проведения физкультминуток в процессе НОД".
В консультации даётся определение физкульинутки, говорится о её воздействии на организм воспитанников, занятых образовательной деятельностью. Даётся описание основных форм проведения физкультминуток ....
Внедрение технологии проектной деятельности в разных возрастных группах в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду» (основные направления работы педагогического коллектива)
Использование классической музыки для художественно-эстетического развития детей-дошкольников....
Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Консультация для воспитателей детского сада "Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"
Консультация для воспитателей детского сада на тему "Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"...
Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...