ГМО. Учёт гендерных особенностей детей в процессе физ. воспитания в ДОУ.
методическая разработка по физкультуре по теме
Сегодня наиболее актуальной с одной стороны и наименее разработанной – с другой, является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях. Интерес педагогов к этой проблеме позволил спроектировать работу методического объединения по единой методической теме: «Учет половых и гендерных особенностей детей на физкультурных занятиях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГМО. Учёт гендерных особенностей детей в процессе физ. воспитания в ДОУ.
Опыт работы руководителя ГМО «Физическое развитие дошкольника» г. Полевской
Николашиной Ирины Викторовны
Дошкольное образование в современных условиях характеризуется нацеленностью на результат, отсутствием жесткой регламентации педагогической деятельности, значительным расширением информационного поля, модернизацией социальных функций педагога, что требует от воспитателя развития индивидуальности и мобильности применения профессиональных качеств. Профессионализм педагога играет ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса и предоставления качественных образовательных услуг, поэтому рост его мастерства приоритетное направление деятельности муниципальной методической службы.
Организация работы городских методических объединений (ГМО) является одной из форм и ступеней повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, формирует готовность к сотрудничеству в условиях образовательного сообщества. Важная роль здесь отводится работе руководителя ГМО, которую можно определить как часть профессионально-педагогической управленческой деятельности, направленной на повышение квалификации педагогов, распространение передового педагогического опыта, в рамках которой создаются методические продукты.
В нашем городе в течение ряда лет традиционно функционирует и развивается методическое объединение «Физическое развитие ребенка дошкольного возраста», что обусловлено актуальностью данного направления и повышенным интересом педагогических коллективов ДОУ к вопросам, связанным с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы.
Сегодня наиболее актуальной с одной стороны и наименее разработанной – с другой, является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях. Интерес педагогов к этой проблеме позволил спроектировать работу методического объединения по единой методической теме: «Учет половых и гендерных особенностей детей на физкультурных занятиях». В течение года было организовано 4 заседания:
- Семинар – практикум
Тема, содержание: «Учет пола ребенка при организации физического воспитания в ДОУ – гендерный подход»
Цель: Формирование компетентности педагогов по вопросам гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников. Вооружить педагогов практическими навыками работы по обеспечению учета пола ребенка на физкультурных занятиях.
1.Доклад руководителя ГМО
2.Решение проблемных ситуаций
3.Игровое моделирование отдельных частей физкультурного занятия
- Мастер – класс
Тема, содержание: «Реализация полоролевого подхода на физкультурном занятии»
Цель: Изучение и распространение инновационного опыта работы. Создание условий для творческой самореализации педагога
1.Показ физкультурного занятия (Приложение2):
- для мальчиков
- для девочек
2.Представление опыта работы
- Открытый показ
Тема, содержание: Индивидуально-дифференцированный подход в процессе занятий физическими упражнениями: учёт половых особенностей детей на совместных проводимых занятиях.
Цель: Обучение педагогов приёмам работы с детьми на совместно проводимых физкультурных занятиях с позиций гендерного подхода, сочетанию и рациональному использованию педагогических методов и средств при организации условий для проявления предпочтений в спорте девочек и мальчиков.
1.Показ совместно проводимого физкультурного занятия для мальчиков и девочек, ср.гр. (Приложение 3)
2.Показ физкультурного занятия по ознакомлению с видами спорта и обучению элементам спортивных игр и упражнений, ст.гр. (Приложение 4)
3.Обсуждение
- Презентация методических продуктов
- педагогических проектов
- конспектов занятий
Тема, содержание: «Физическое воспитание дошкольников, гендерный подход»
Цель: Содействовать развитию творческого потенциала педагогов ДОУ, выявлять и распространять инновационный педагогический опыт. Устанавливать и расширять деловые и творческие связи. Способствовать формированию педагогической копилки (сбор материалов для оформления брошюры).
1.Представление конспектов, проектов.
2.Выработка рекомендаций для педагогов и родителей (Приложение 5).
3. Подведение итогов работы ГМО за год
Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими социальными ролями, полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания. Все менее отчетливо проявляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола: мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности педагогов дошкольных учреждений в области воспитания детей разного пола.
В течение года, работая над единой методической темой, педагоги – участники ГМО смогли получить теоретические знания и приобрести опыт разработки и проведения занятий, использовали различные способы организации физической деятельности детей и применяли широкий спектр методических приемов, обеспечивающих создание условий для проявления предпочтений мальчиков и девочек в сфере движений и развития их двигательной активности.
Нацеленность на результат обеспечивала мотивацию и стимулирование педагогов к творческой деятельности и способствовала выработке конкретных методических продуктов: конспектов, физкультурных занятий и развлечений, которые составили основу брошюры «Физическая культура для мальчиков и девочек».
В методическом пособии освещены актуальные вопросы организации физкультурных занятий и развлечений с реализацией индивидуально-дифференцированного подхода в рамках учета половых особенностей детей дошкольного возраста. В издание включен теоретический и практический материал, освещающий гендерный подход в образовании, который может быть использован в организации работы с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания мальчиков и девочек.
Приложения.
- Учет половых особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями
- Конспекты физкультурных занятий (Способ организации: раздельное проведение)
- Конспект физкультурного занятия «Курица и цыплята», мл.гр.
- Конспект физкультурного занятия «Спорт», ст.гр.
- Изменение поведения родителей и педагогов.
Приложение 1
Учет половых особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями.
- Подбор упражнений (зависит от способа организации занятий)
- Раздельное проведение
- Совместное проведение (в 1 части занятия могут быть использованы разные виды ходьбы и бега, во 2 части (обязательно использование графического изображения) - деление на подгруппы по половому признаку с целью выполнения разных общеразвивающих упражнений, основных видов движений, различной дозировки выполнения, исходных положений, разные условия преодоления препятствий на полосе, в 3 части может быть использование одной игры, но дети выполняют разные движения)
- Нормирование физической нагрузки
- Методика обучения сложным двигательным действиям (количество повторений, выбор подводящих и подготавливающих движений, использование вспомогательного оборудования
- Педагогическое руководство двигательной деятельностью (предполагает организацию режима большой двигательной активности для мальчиков и средней для девочек)
- Система поощрений и наказаний (для мальчиков это объективная оценка качества выполнения конкретного задания, вида деятельности, для девочек же субъективное отношение взрослого, похвала за старание в целом, сопереживание неудаче)
- Требования к качеству выполнения заданий (у мальчиков четкость, ритмичность, затрата дополнительных усилий, у девочек пластичность, выразительность, грациозность)
- Расстановка и уборка снарядов (мальчики группой тяжелое оборудование – скамейки, маты, девочки мелкий и легкий инвентарь)
- Двигательные предпочтения (не подавлять стремление заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности)
Приложение 2
Конспекты физкультурных занятий
Путешествие на парусном корабле.
(мальчики - старший дошкольный возраст)
Задачи. Упражнять детей в основных видах движений, развивать физические качества (сила, выносливость, быстрота) и интерес к занятиям физическими упражнениями. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата. Способствовать благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков старшего до школьного возраста, формированию начал мужественности.
Оборудование. Мягкие палочки с липучкой на концах по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, элементы одежды моряка (н-р воротнички), маска акулы, ленточки с колечками на конце по количеству детей, веревочная лестница.
Ход.
Ин-р: Здравствуйте, мальчики, вам бы хотелось сегодня отправится в путешествие на парусном корабле? (ответ мальчиков)
Ин-р: А кто может отправиться в путешествие на корабле? (матросы, моряки, капитаны и т. д.)
Ин-р: Чтобы моряком отважным стать,
Нужно силы укреплять,
Каждый день тренироваться
И, конечно же, стараться.
Мальчишки в путешествие отправляются
В моряков все превращаются. (мальчики одевают какой-либо морской атрибут).
Корабль стоит на пристани.
Нам надо туда попасть.
Моряки подтянитесь, не зевай и не ленись.
Равняйсь, смирно, направо.
По пристани шагом, марш! (Построение в шеренгу, равнение в шеренге, поворот направо, перестроение в колонну по одному)
- Мы по пристани идём
И ничуть не отстаём! (Ходьба в колонне по одному) – 30 сек
- Как моряки мы зашагали
Руки за спиной держали. (Ходьба «вразвалочку» из стороны в сторону) – 30 сек
- Теперь боком мы шагаем
И в бинокль наблюдаем (Ходьба приставным шагом боком, с наклоном вперёд - имитировать взгляд в бинокль) – 30 сек
Вдруг мы чаек увидали,
И быстрее побежали (Бег) – 1 мин
Очень, очень мы спешим
Лучше «змейкой» побежим (Бег «змейкой») – 30 сек
На ходьбу мы перейдём
Заниматься мы начнём (Ходьба, восстанавливая дыхание) – 15 сек
Через лесенку шагаем
На корабль попадаем (Ходьба через палки, положенные на полу) – 30 сек
Ну, что ж моряки
Дружно палки мы возьмём,
Тренировку все начнем.
Располагайтесь на палубе посвободнее.
Комплекс ОРУ (с мягкой палочкой)
упражнения выполняются под музыку.
Из мягкой палочки сделать колечко.
Вот стоим мы у штурвала
И вращаем влево, вправо.:
И.п: Стоя, ноги на ширине плеч, руки с колечком вытянуты вперёд. 1-2: Повороты колечка вправо, влево.
Из колечка сделать палочку
«Поднять паруса»:
И.п: То же, палка внизу. 1-2: Поднимать прямые руки вверх.
«Мачта»:
И.п: То же палка вверху над головой. 1-2: Наклоны в стороны.
«На море качка»:
И.п: Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд. 1-2: Выпады вправо, влево.
«Гребцы»:
И.п.: Сидя на полу палка в руках прижата к груди. 1-2: Наклоны вперёд.
«Рыбки»:
И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперёд. 1-2: Приподнять руки и ноги и раскачиваться.
«Маяк»:
И.п.: Основная стойка. - Прыжки, ноги врозь, руки вверх, сделать хлопок над головой.
«На морском дне»:
И.п.: Упор лежа. 1-2: Выполнить отжимания.
ОВД.
Ин-р: Наш корабль раскачивают волны, в разные стороны, моряки должны уметь отлично держать равновесие. (Ходьба по скамейке, впереди вращать штурвал - «колечко»)
Ин-р: Поднялся сильный ветер и на море начался шторм. (Ходьба по скамейке, палочка вверху (как - будто это маяк)) 3 раза.
А теперь положите свои полочки и попрыгайте через них на нашей палубе, чтобы нас заметили. (Мальчики выполняют прыжки через палку боком).
Ин-р: Ой, что-то море сильно взволновались (звучит соответствующая музыка).
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
В рыбок всех моряков преврати. (построение в круг)
А вы знаете какие рыбы живут в море?
Водящий выбирается считалкой:
Жил да был один дельфин,
Два конька дружили с ним,
Приплывали к ним киты,
А акулой будешь – ты! (на водящего одевается маска акулы, все остальные участники «рыбки» у них сзади на ленточке «рыбка», водящий – «акула» должен сорвать ленту)
П/и «Акула и рыбки»
Рыбки, плавайте по морю
И резвитесь на просторе
Веселее загребайте
От акулы уплывайте.( Игра проводится 3 – 4 раза по 30 сек)
В конце игры подсчитывается, сколько рыбок поймала акула.
Ин-р: Вот и кончилась игра
Морякам на палубу пора.
Малоподвижная игра на внимание «Палуба – трюм» (на слово «трюм», мальчики должны присесть, на слово «палуба», встать прямо сохранять правильную осанку).
Мальчики, вы сегодня хорошо занимались, узнали немало нового. И теперь вы полны сил и энергии, и можете возвращаться в группы.
Мальчики снимают свои морские атрибуты, оставляют их на «корабле».
Ин-р: В группу шагом, марш!
мальчики выходят из зала по верёвочной лестнице, лежащей на полу - сходят с корабля по трапу.
Сказочные героини.
Задачи. Упражнять детей в основных видах движений, развивать физические качества (гибкость, координационные способности, ловкость) и интерес к занятиям физическими упражнениями. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата. Способствовать благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации девочек старшего до школьного возраста, формированию начал женственности.
Оборудование. Куклы, одетые в сказочных героинь, Мягкие палочки с липучкой на концах по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, ленты по количеству детей,
Ход.
Ин-р: Здравствуйте, девочки, добро пожаловать в сказку. Слышите, играет музыка, вы хотите потанцевать? (Девочки танцуют под музыку с лентой в руке)
Ин-р: Девочки, а какая музыка звучала? Ответ детей (Красивая, нежная, волшебная, сказочная).
А каких сказочных героинь вы знаете? Ответы девочек
Вот умницы, а к нам сегодня в гости пришли: трудолюбивая Золушка, изящная Дюймовочка, красивая Мальвина, добрая Красная Шапочка. (Ин-р показывает куклы, расположенные в зале).
Каждая героиня приготовила для вас своё задание.
Золушка очень трудолюбивая, и предлагает вам выполнить упражнение с «тарелочкой». (Из мягкой палочки, сделать колечко и представить что это «тарелочка»)
Комплекс ОРУ с колечком
(Упражнения выполняются под музыку)
- И.п: Основная стойка, руки вытянуты вперёд, между ладоней колечко - Поворачивать руки влево, вправо.
- И.п: Ноги на ширине плеч руки вниз. - Поднимать прямые руки вверх.
- И.п: Основная стойка, руки внизу. - делать пружину вправо, влево, руки вперёд соответственно.
- И.п: Сидя «по-турецки». - Передавать колечко в одну, другую сторону.
- И.п: Лежа на животе, прямые руки впереди. - Выполнять упражнение «лодочка».
- Произвольные прыжки, с «колечком» в руках.
ОВД.
Ин-р: - А сейчас Золушка хочет посмотреть, какие вы ловкие. (Ходьба по скамейке, руки вперёд ладонями кверху, на них лежит колечко («тарелочка»)) 3 раза.
- А вот и Красная Шапочка идёт по тропинке песню напевает. (Ходьба по скамейке с колечком на голове (как будто с «шапочкой» на голове)) 3 раза.
А сейчас Мальвина проверит можете ли вы из мягких колечек сделать круг. (Девочки соединяют свои мягкие палочки друг с другом, образуя один большой круг)
Инструктор: Умницы, девочки, очень ровный круг у нас получился, такой же красивый, как и вы. (Девочки встают за кругом боком).
А вот и Дюймовочка, хочет немного подрасти, и всегда прыгает, и вы прыгайте из круга в круг, очень мягко, красиво на носочках. (Выполняют прыжки правым, затем ле6вым боком)
П/и «Шёл король по лесу» - 4 раза (Роль короля выполняет инструктор).
Ин-р: А теперь каждая героиня даст вам свой сказочный совет. Девочки выполняют движения согласно тексту.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохни – и снова в путь!
Вот Дюймовочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет!
Вам советует Мальвина:
- Станет талия осиной
Если будем наклонятся,
Влево, вправо десять раз.
Красной шапочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам!
Ну а Золушки совет –
Это вовсе не секрет:
- Улыбку если всем подаришь -
То принца точно повстречаешь!
Ин-р: Раз, два, раз, два в группу девочкам пора, оставайтесь всегда такими красивыми, стройными, нежными как наши сказочные герои. Прощается с девочками.
Приложение 3
«Курица и цыплята»
(младшая группа)
Задачи: Вызвать у детей желание заниматься физическими упражнениями. Учить детей ходьбе по гимнастической скамейке, подлезанием под дугой, прыжками через препятствие. Осуществлять учет половых особенностей детей при обучении основным видам движений, развивать психофизические качества.
Оборудование: Гимнастическая скамейка, дуги, канат или шнур, кольца небольшого диаметра; маски для детей (цыплятки), наседка и кот для в-ля.
Ход:
В-ль: детки, детки, хватит спать,
Пора глазки открывать, -
Сказала цыплятам мама – курица.
Я на двор вас поведу,
Побываем на лугу.
Становитесь все за мной,
Мы отправимся гурьбой. (Ходьба стайкой) – 30 сек
Показался нам лужок – сели мальчики в кружок
1,2,3 – девочки скорей беги
(на смену музыки девочки присели, мальчики побежали) (Поочередный бег) – 4 раза
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом. (Ходьба обычная) – 30 сек
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились. (Бег врассыпную на носках в чередовании с кружением – имитация полета бабочки) – 1 мин
Ребятки разбежались ви, ви, ви.
Тишина стоит вокруг
Вышли мы с детьми на луг.
Пришли на полянку,
Сделаем зарядку. (Построение врассыпную (по ориентирам))
О.Р.У:
1. И.п.; ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать, опустить.
2. «птичка смотрит на свой хвостик»
И.п.; ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны вниз с покачиванием рук внизу.
4. «Птички умываются»
И.п.; ноги слегка расставлены, руки внизу. Приседания.
5. «Птички спят»
А теперь легли все дружно,
Делать так птенцам всем нужно.
И.п.; лёжа на спине. Произвольное движение рук и ног.
6. прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать нужно на носок.
И.п.; ноги слегка расставлены, руки внизу. Прыжки на двух ногах.
- Вот так, молодцы мои птенчики, цыплятки. А теперь пойдём гулять.
В сад, цыплятки, мы пойдём,
И по мостику пройдём.
ОВД. (по подгруппам – мальчики и девочки)
- Ходьба по гимнастической скамейке. (Поточно, в-ль поддерживает, подстраховывает детей).,руки на поясе, спрыгнуть, руки в стороны; (со 2 подгр. музыкальный руководитель) Подлезать под дугу на четвереньках – девочки.
Путь неровный: рвы, канавы
Их преодолеть нам надо
- Прыжки через две линии и через предметы.
Нам забор не обойти в приседе - мальчики
Под ним нужно проползти
- Подлезание под дугу на четвереньках.
- Пришли цыплята в сад и увидели кота:
Тихо, мирно он сопит,
Может дремлет, может спит.
Просыпайся кот лохматый,
Поиграй – ка ты с цыплятками. – кот (в-ль в маске) догоняет цыплят, а цыплята убегают на стульчики.
- Ай да, молодцы, ребятки, цыплятки!
В хоровод теперь вставайте,
Дружно песню запевайте (Музыкальная п/и.)
(Воспитатель напевает и показывает, дети подпевают и повторяют движения)
- Вот клювик, вот щёчки,
А вот гребешок (соединяют ладони и растопыренные пальцы на макушке головы)
- Вот крылья, вот ноги,
Вот грудь, вот живот
- Вот спинка, вот шейка.
Вот перья(пошевелить пальцами) и хвост(встряхнуться всем телом)
А вот летит муха (пальчиком показывают полет мухи)
И мы ее хруст (хлопком поймали).(2р)
Приложение 4
Спорт
(старшая группа)
Задачи. Познакомить детей с различными видами спорта (женскими и мужскими), с историей Олимпийского движения; формировать понятие о здоровом образе жизни, о значение спорта для здоровья человека; развивать физические качества: ловкость, скорость, умение выполнять спортивные упражнения; воспитывать чувство дружбы. Способствовать благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек
Оборудование. 2 гимнастические скамьи, мячи по количеству детей, ленты по количеству девочек, карточки с видами спорта, волейбольная сетка
Ход
-Ребята, мы часто слышим «физкультура» и «спорт». Как вы думаете, чем они отличаются? (Физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет)
Физкультурой может заниматься и маленький, и старый, и больной. Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Но каждый физкультурник мечтает стать спортсменом. Что для этого необходимо? Надо каждое утро делать зарядку, выполнять упражнения на открытом воздухе или при открытой форточке)
- Какие бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят физкультуру? (Они слабые, часто болеют, грустные, многое у них в жизни не получается, плохо учатся).
- Вы хотите быть такими детьми?
Давным-давно люди в Древней Греции очень любили заниматься спортом: бегать, плавать, метать ядра. Они собирались на горе Олимп и устраивали различные состязания – Олимпийские игры. Раз в четыре года в одной из стран нашей планеты проходят Олимпийские игры, куда съезжаются спортсмены со всего мира, чтобы принять участие в соревнованиях, помериться силой с другими, доказать свою ловкость. Люди, которые хотят посвятить свою жизнь спорту, начинают заниматься с самых ранних лет. Для этого существуют различные спортивные секции кружки. Но значит ли это, что, придя в такой кружок, ты обязательно должен стать спортсменом? Конечно же нет. Во-первых, не все становятся настоящими победителями. А во-вторых, чтобы добиться победы, стать настоящим чемпионом, надо потратить много сил, времени, терпения и труда. Обычный день настоящего спортсмена проходит в бесконечных тренировках. Но что еще дает спорт? Это - гибкость, сила, грациозность и изящность, выносливость, стройную осанку, бодрый вид, легкая походка, подтянутость.
- Давайте разогреем наши мышцы
Раз, и два, и три, четыре.
Становитесь, ноги шире.
Разберитесь по порядку –
Начинается зарядка! (За направляющим в колонне по одному шагом марш) – 30 сек
А теперь все вместе, дружно
Бежим за здоровьем -это нам нужно!
Дышим ровно, не спешим, (Бег в колонне) – 1,5 мин
За осанкою следим! (Ходьба, руки через стороны вверх - вдох носом, вниз - выдох через рот) – 30 сек
Построение в круг
1. Покажите мышцы на руках. Дайте потрогать рядом стоящему. Много силы в руках? Не очень? Давайте постараемся сделать их сильными с помощью упражнений:
- из положения руки за голову разведите руки в стороны, поднимите вверх, затем возвращайтесь в и.п. (5-6 раз);
- поднимите руки вперед-вверх со сцепленными в замок пальцами (кисти поворачиваем внутрь тыльной стороной), затем возвращаемся в и.п. (5-6 раз);
2. А теперь потрогайте ноги. Где ваши мышцы. Спрятались? Не будем их искать, а лучше сделаем упражнения, чтобы они появились:
- приседайте несколько раз подряд, с каждым разом все ниже (3-4 раза);
- делайте выпады в стороны, держа руки на поясе (5-6 раз в каждую сторону);
- прыгайте на двух ногах с перемещением вправо, влево, вперед, назад (1-1,5 мин).
3. Я вижу, руки и ноги у вас стали сильнее. А туловище? Потрогайте спину, плечи, ягодицы. Не очень крепкие мышцы туловища. Давайте и их сделаем крепкими с помощью таких упражнений:
- наклоняйтесь вперед, стараясь коснуться пола ладонями (5-6 раз);
- наклоняйтесь в стороны, держите руки вверх (5-6 раз);
- стоя на коленях, сядьте на траву справа и слева от пяток (3-4 раза в каждую сторону).
Встаньте, отряхнитесь. Проверьте руки, ноги, туловище. Молодцы, силачи!
- А сейчас я объявляю открытие Олимпийских игр.
Ребенок: Много маленьких спортсменов.
Есть у нас в краю родном.
Будем мы отличной сменой,
Вместе скажем мы с тобой:
И у нашего детсада
Есть своя олимпиада!
Спортсменам желаем новых побед!
А все остальным - спортивный ......привет!
Все в колонну становись, друг за другом повернись. На парад Олимпийцев шагом марш!
Приветствуем спортсменов (ходьба с хлопками) Перестроение в две колонны (мальчики-девочки) Спортом занимаются и женщины и мужчины.
- Догадайтесь, какой это вид спорта? (показ карточки) - плавание.
- Кто занимается этим видом спорта? (и мужчины и женщины), а вот синхронным плаванием занимаются только женщины.
Перед вами две водные дорожки (скамейки) Первый раз проплываем на животе, второй на спине.
Ребята, есть виды спорта, где занимаются только мужчины или только женщины, например такие:
футбол (карточка) - Кто занимается футболом? (мальчики)
художественная гимнастика (карточка) - Как называется этот вид спорта и кто им занимается? (девочки)
Мальчики берут мячи и выполняют элементы игры в футбол.
Девочки выполняют упражнения с ленточками.
Есть еще один интересный игровой вид спорта (карточка) – это волейбол.
Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре!
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в…(волейбол).
В него играют все. В школе ребята играют в пионербол, а мы с вами поиграем в «пушбол» (играть можно как с воздушными шарами, так и с мячами).
Воспитатель с помощником натягивают волейбольную сетку и разделяют зал на две половины, каждую из которых занимает команда: мальчики – девочки, на полу лежат мячи по количеству детей. По свистку дети начинают перебрасывать мячи через сетку. Через 1 минуту по свистку игра останавливается, подсчитывается количество мячей на каждой половине. Побеждает команда, на чьей половине осталось меньше мячей. 2-3 раза
Вот и закончились наши Олимпийские игры.
В две колонны становись
Маршируй и не ленись!
Раз-два, раз-два,
Крикнем олимпийское, громкое…Ура!
Приложение 5
Изменение поведения родителей и педагогов.
Родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предполагаемых гендерных различий. Гендер детей может влиять на то, чего родители и учителя от них ждут, а это может повлечь за собой различное отношение к детям, основанное на их гендерной принадлежности. В результате у детей могут выработаться гендерно дифференцированные навыки и представления о себе, которые станут затем ограничивать их возможности.
Воспитателей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться. Бем (Bem, 1981) предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Так, Бем заметила, что мальчиков и девочек часто просят построиться по отдельности; они разучивают песни, в которых большие пальцы рук — это «мужчины», а остальные пальцы — «дамы»; на утренниках мальчики это всегда зайчики, а также слышать песни с такими словами: «Маленькие девочки сделаны из сладостей, пряностей и всяческих любезностей... мальчики сделаны из улиток, ракушек и зеленых лягушек». Такие гендерные различия, которые выглядят совершенно безобидными, не должны иметь место в работе с детьми, поскольку они заставляют детей проводить гендерные разграничения в отношении вещей. Гендерные различия также способствуют гендерной сегрегации в отношениях между детьми, предполагая, что между мальчиками и девочками существует и должен оставаться определенный барьер. Родители и педагоги часто способствуют гендерной сегрегации в детском саду и дома, а это ведет к дальнейшему разделению на категории на основе гендера. Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1987) рекомендуют, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером (например, девочки могут играть в футбол, а мальчики — в «классики»). Поскольку пространственные и математические навыки, а также эмпатия являются желательными для обладания качествами, не зависящими от гендера, родители и педагоги должны побуждать всех детей играть в различные игры и с игрушками, которые способствуют развитию этих навыков.
Один из путей, с помощью которого дети узнают о гендерных ролях,— это наблюдение. Когнитивное разграничение гендеров начинается в детстве, когда мы видим мужчин и женщин, исполняющих различные социальные роли, и обнаруживаем, что гендер является важной категорией, направляющей наше поведение. Отсюда следует, что равноправное распределение обязанностей у нас в доме и отказ от представления, что мужчинам и женщинам следует выполнять определенные задания, могли бы снизить для детей значимость гендерных различий. В обсуждении половой типизации, имеющей место в детстве, стереотипы естественны, но не являются неизбежными: «факторы среды оказывают большое влияние на то, как дети узнают о стереотипах, присутствующих в их обществе, и перенимают их», при избытке в нашем обществе связанных с гендером факторов дети будут обязательно впитывать соответствующие стереотипы. Однако, использование и принятие таких стереотипов не является неизбежным, особенно если детей знакомят с ролевыми моделями, не обусловленными половой принадлежностью. Когда родители выходят за рамки традиционных гендерно-ролевых схем, это может привести к тому, что установки их детей в отношении гендерных ролей изменятся. Однако родители не являются единственными агентами гендерной социализации. Родители должны критически оценивать книги, фильмы и телепередачи, которые смотрят их дети, с тем, чтобы у детей было меньше шансов столкнуться с поло-стереотипными образами. К примеру, детские фильмы Диснея, имеющиеся в продаже или видеопрокате, изображают представителей обоих гендеров в манере, которая является откровенно поло-стереотипной. Более того, поскольку эти фильмы зачастую просматривают неоднократно, они могут особенно способствовать привитию подобных взглядов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Учёт гендерных особенностей развития одарённости дошкольников в создании педагогичесих условий в образовательном процессе ДОУ"
В период дошкольного детства у всех детей , живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. именно гендерные различия могут оказаться особенно з...
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО"(с учётом гендерных особенностей детей)
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО" ...
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО" (с учётом гендерных особенностей детей)
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО" (с учётом гендерных особенностей детей)...
"Учёт гендерных особенностей детей в физическом направлении развития дошкольников"
Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ем...
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей...
Статья «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ».
Часто, при создании предметно-развивающей среды большее внимание отдаётся девочкам, но необходимо учитывать и потребности мальчиков для полноценного развития личности....
Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...
Комментарии
Учёт гендерных особенностей детей в процессе физ. воспитания в
ГМО. Учёт гендерных особенностей детей в процессе физ. воспитани