Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по сопровождению детей с речевыми нарушениями в общеобразовательном пространстве
статья

Рожкова Ольга Викторовна

Представлен материал из практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 2 городского округа                города Райчихинска

ДОКЛАД  на педагогическом совете ДОУ

на  тему: "Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по сопровождению детей с речевыми нарушениями в общеобразовательном пространстве»

 

Подготовила:

Рожкова О.В.

г. Райчихинск, 2017г.

Ни для кого не секрет, что нарушение речи у будущих первоклассников становится всё более распространенным явлением. Ведь правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения,  лексики, грамматики, фонематических процессов и др-х, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, появится закомплексованность, что будет являться причиной не способности раскрывать свои природные и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

Успешной коррекционная работа в ДОУ может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. И здесь основным принципом организации работы  является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

В процессе овладения разными видами деятельности по пяти образовательным областям (в соответствии с ФГОС ДО), каждый педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать к развитию как речевых, так и внеречевых процессов (мышления, восприятия, памяти) воспитанников.

Поэтому в задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация образовательно-воспитательных задач возможна лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

В нашем дошкольном учреждении много лет функционирует кружок «Занятия с логопедом» для детей общеразвивающих групп. Его целью является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5  до 7 лет с фонетико-фонематическими и общим нарушением речи.

На начало учебного года дети всех общеразвивающих групп первично обследуются учителем-логопедом. На основе полученных результатов логопед предлагает услуги дополнительного платного кружка. Где дети без отрыва от выстроенного общеобразовательного процесса получают коррекционную помощь. Важно отметить, что эта услуга предлагается детям только с незначительными нарушениями речи.

В чём заключается специфика работы логопедического кружка? Можно назвать несколько основных отличий. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед  выстраивает коррекционный процесс  на основе общеобразовательного. Время занятий и сетка утверждается заведующей ДОУ. Все занятия проводятся во вторую половину дня. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия длятся 20-25 минут, 1-2 раза в неделю (в зависимости от речевого нарушения)  и рассчитаны на годовой срок обучения.  Ребенок может быть выведен досрочно из кружка по итогам работы или личному желанию родителей (переезд в другой населенный пункт или низкий достаток в семье).

Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает детский сад. Сами же дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно. Таким образом, возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и всеми специалистами ДОУ, и конечно родителями или законными представителями ребенка.

Так воспитатель, для проведения занятий непосредственно образовательной деятельности по развитию речи постепенно расширяет знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Осень», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).

Проводя дидактические игры с предметами он помогает детям усваивать не только названия предметов, но и их отличительные признаки: цвет, размер, форму, принадлежность и т.д. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом, а лучше полным предложением). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. Особое место в этой работе отводится и коррекции звукопроизношения.

Следует отметить, что дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Особо отрицательно сказывается на их здоровье долгое пребывание в сидячем положении. Поэтому уделяется внимание физической культуре, закреплению с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышается активность, развивается подражательность, формируются игровые навыки, совершенствуются просодические компоненты речи. Это возможно только путём совместного решения коррекционно-речевых задач с инструктором по физической культуре. Так им на занятиях стали использоваться логоритмические и кинезиологические упражнений, пальчиковая гимнастика.

Музыкальный руководитель также использует в различных частях занятий логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Использование в распевках слоговых цепочек, дети развивали фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх шла работа над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияло на развитие сукцессивных способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма  при обучении в школе.    

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу логопеда и ускоряет успехи ребенка.

Изначально родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов. Логопеду приходится  разъяснять родителям, как важно правильно формировать речь детей и показывает им в чем состоит коррекционная работа. Ведь именно на родителей возлагается ответственность по скорейшему преодолению речевых нарушений. Они должны выполнять все рекомендации учителя-логопеда и поправлять ребенка в самостоятельной речи, когда идет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Это ускоряет процесс коррекции проблемных звуков.

В своей работе использую различные формы: родительские собрания, дни открытых индивидуальных занятий, консультационный пункт, индивидуальные тетради для написания домашних заданий для совместной работы ребёнка с родителями по закреплению достигнутых результатов. Кроме заданий на закрепление звукопроизношения, звуко-слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков.

Кроме этого важное внимание в ДОУ уделяется профилактической работе. С этой целью во всех группах было предложено оформить речевые уголки с разнообразным материалом. Они наполнены дидактическими играми, предметными и сюжетными картинками. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в мешочках, трафареты, мозаики, различных размеров шары, Су-джоки шарики, верёвочки, сухие бассейны и т.п. А так же по желанию родителей провожу индивидуальное обследование детей с трёх лет для определения речевого развития ребёнка и своевременного выявления детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Таким образом, только тесное взаимодействие логопеда и всех специалистов ДОУ позволит эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, создаст благоприятную атмосферу для успешного преодоления речевого дефекта и социализации в обществе.

Список литературы.

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

2. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. М.: «ТЦ Сфера», 2008.

3. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000г.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

5. ПоваляеваМ.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

6. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005.

7. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида».

Содержание взаимодействия учителя-логопеда и других специалистов в  ДОУ общеразвивающего вида....

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО

Помоги Айболиту. Интерактивная игра-презентация.Учитель-логопед Саморукова Татьяна Вячеславовна, г. ТольяттиПриготовление овощных и фруктовых соков.Лексическая тема: Фрукты, овощи.Задачи: - Закре...

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).

Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями

Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....

Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Семья – ближайшее и постоянное...