Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
статья по логопедии
Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Особенно трудности в воспитании детей испытывают те родители, чьи дети имеют проблемы в развитии. Одной из таких проблем является - нарушение речевого развития.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Причинами возникновения речевых нарушений служат различные факторы. Одним из таких факторов является:снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, слышат вокруг себя не только неправильную речь, но и далеко нелитературные выражения. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может повлиять на возникновение дефектов речи у детей.
Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом.Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.
В связи с этим, актуальным становится поиск наиболее эффективныхформ и видов взаимодействия учителя - логопеда с родителями с цельюповышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатовработы по развитию и коррекции речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Г.Проскурина,
учитель – логопед МДОУ «Детский сад «Белоснежка»
г.Каргополь
Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Особенно трудности в воспитании детей испытывают те родители, чьи дети имеют проблемы в развитии. Одной из таких проблем является - нарушение речевого развития.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Причинами возникновения речевых нарушений служат различные факторы. Одним из таких факторов является:снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, слышат вокруг себя не только неправильную речь, но и далеко нелитературные выражения. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может повлиять на возникновение дефектов речи у детей.
Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом.Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.
В связи с этим, актуальным становится поиск наиболее эффективныхформ и видов взаимодействия учителя - логопеда с родителями с цельюповышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатовработы по развитию и коррекции речи детей.
С целью построения такого сотрудничества с родителями мы определили следующие задачи:
- систематизировать содержание, формы и методы работы с родителями;
- разработать и обучить родителей практическим коррекционным приёмам в семье;
- установить партнёрские отношения с каждым родителем, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
Для выполнения поставленных задач мы организуем работу по двум направлениям:
- профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Первое направление реализуем с помощью консультирования родителей воспитанников младших дошкольных групп, используя различные формы: родительские клубы, родительские гостинные, родительские собрания. С помощью этих форм, родители получают консультацию не только от учителя – логопеда, но и других специалистов.
С целью формирования у родителей практических навыков используем мастер – классы, практикумы, на которых, родители приобретают практический опыт в выполнении специальных упражнений по развитию слухового внимания, правильного дыхания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей и т.д.
Второе направление, реализуем в рамках логопедического пункта с родителями воспитанников старших дошкольных групп.
Совместная работа с родителями, чьи дети посещают логопункт, делится на этапы: организационный, основной и заключительный.
На организационном этапе перед учителем-логопедом встают следующие задачи: изучение семьи ребёнка, зачисленного на логопункт; разработка перспективного планирования совместной коррекционной работы на год; формирование у родителей предпосылок педагогической рефлексии.
На данном этапе работы используются формы:
- Анкетирование (сентябрь). Позволяет более направленно вести индивидуальную работу с родителями. Анализ анкет позволяет получить дополнительную информацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способностях, об участии родителей в воспитании, развитии ребенка.
- Перспективный план работы с родителями на год. Разрабатывается после определения основных направлений коррекционной работы с детьми на основании полученной в ходе анкетирования информации о речевом уровне детей, потребностей их родителей.
- Индивидуальные консультации (2-я половина сентября). Логопед вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, считаясь, безусловно, с детской неповторимостью и индивидуальностью. На этом этапе работы в корректной форме сообщаем родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показываем пути их профилактики и коррекции в ДОО и семье.
- Родительские собрания (ознакомительные). В ходе которых, родители получают дополнительную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопункта, о результатах обследования, о характере и мере участия родителей в коррекционных занятиях.
Целью основного этапа является установление единых требований к общему и речевому воспитанию ребенка, а также обучение родителейконкретным приемам закрепления определенных речевых навыков у дошкольников.
На данном этапе встают задачи: знакомство родителей с доступными для использования в домашних условиях методами стимуляции речевого развития и коррекции речевых недостатков; обучение родителей совместным, имеющим коррекционное направление, формам деятельности с детьми; создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
Формами работы на основном этапе могут служить:
Фронтальные консультации.Это своеобразный логопедический всеобуч для родителей, тематика которого определяется на целый учебный год. Наиболее актуальные темы для данных консультаций, которые интересуют родителей: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Дыхательная гимнастика», «Выполнение домашнего задания», «Как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях».
Индивидуальные занятия. Родители посещают индивидуальные занятия, где основное внимание взрослого обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.
Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь для домашних заданий. Это своеобразное пособие для обучения ребенка правильной речи, где дается краткое, доступное для неспециалиста описание артикуляции звуков, подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, зарисовываются, вкливаются картинки для называния, раскрашивания, запоминания. Тетрадь служит для нас «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос относительно качества выполнения заданий ребенком.
Инфотмационные средства. Стенды, уголкои логопеда, памятки, буклет, в которых предоставляются родителям практические рекомендации, игры и упражнения по формированию различных речевых навыков.
Заключительный этап коррекционно-речевой работы с ребенком предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия. На заключительном этапе работа с родителями проводятся:
- индивидуальные консультации;
- праздники;
- итоговые родительские собрания.
В заключении хотелось бы отметить следующее, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Взаимодействие родителей и учителя – логопеда является необходимым условием для своевременной профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...
Статья "Взаимосвязь учителя – логопеда и инструктора по физкультуре в работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода в реализации коррекционно – образовательного процесса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laq...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....
Консультация для педагогов "Использование учителем-логопедом конструктора ТИКО в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Использование в работе учителя-логопеда конструктора ТИКО эффективно решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу, которая обеспечивает наиболее успешное ...
Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...