Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сирина Алёна Сергеевна

Цель:

Научить дифференцировать звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях, соотносить звуки с буквами.

Задачи:

  • выработать четкую дифференциацию звуков [П] – [Б], [П’] – [Б’] с опорой на тактильно вибрационный контроль;
  • научить соотносить звуки  с буквами П и Б, упражнять в написании букв П и Б;
  • совершенствовать  фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
  • расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь, обогащать словарь детей словами со звуками [П] – [Б], [П’] – [Б’];
  • работать над развитием лексико-грамматических форм речи;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно – временные представления;
  • формировать умения выполнять задания в соответствии с инструкцией, оценивать свои достижения и недостатки, правильно воспринимать замечания и похвалу обучающихся и логопеда.

Оборудование:  карандаши, тетради, буквы П и Б (печатные и письменные), предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’],сигнальные карточки слов-предметов, слов-признаков  и слов-действий.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг. момент

Сядет тот, у кого на рабочем столе карандаши лежат в правом верхнем углу стола,  а рабочая тетрадь в середине стола.

А теперь достали простой, желтый, коричневый карандаши и положили их так, чтобы простой карандаш лежал между коричневым и желтым карандашами, а коричневый был с правой стороны от вас.

Провести анализ правильности выполнения задания, выявить и разобрать ошибки. Дать оценку выполнения инструкции.

Дети отвечают на вопросы логопеда, садятся на свои места

Повторение материала

Сядьте правильно: спина прямая, руки на парте.

Посмотрите на картинки. В правой руке у меня картинка, на которой изображено? (пальто).

С какого звука начинается слово «пальто»?

Каким цветом мы обозначаем этот звук?

Поднимите карандаш этого цвета.

(В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву п. Сколько элементов у прописной буквы п? Правильно, два. Давайте запишем эту букву в тетради. (Записывают в тетради букву п ).

Посмотрите на картинки. А в левой руке у меня картинка, на которой изображен?-(баран). С какого звука начинается слово «баран»?

Каким цветом мы обозначаем этот звук?

Поднимите карандаш этого цвета. (В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву б. Из каких элементов состоит прописная буква б ? Правильно, два. А на какое животное она похожа? Правильно, на белку с высоко поднятым хвостом. И кончик ее хвоста всегда направлен вправо. Покажите мне ладошкой правой руки, куда направлен кончик хвоста у буквы  б? Давайте запишем эту букву в тетради.

Дети отвечают на вопросы логопеда

Записывают буквы в тетрадь

Работа по теме занятия

А теперь давайте подумаем и решим, есть ли сходство у звуков[П] и [Б] . Чем отличаются звуки [П] и [Б].

(Идет сравнение артикуляционных профилей и тактильно – вибрационный контроль за произнесением звуков [П] и [Б].)

(Обучающиеся выясняют, что звуки [П] и [Б] - согласные, так как у них есть преграда; парные, так как преграда одинаковая; но один из них звонкий, а другой глухой. Вспоминают, какими цветами  обозначаются звуки при проведении звукового анализа и к какому карандашу надо «прикрепить колокольчик».)

Мы сегодня научимся различать звуки [П] и [Б] и правильно обозначать их буквами на письме.

(Идет запись темы занятия на доске и в рабочих тетрадях.)

Развитие фонематического анализа на уровне слова.

Игра. «Выдели звук, определи его место в слове».

Обучающимся предлагаются слова для анализа со звуками [П] и [Б]. Они должны, услышав заданный звук, поднять карандаш соответствующего цвета с колокольчиком или без и определить место звука в слове, показав нужное количество пальцев на ладошке (звуки [П] и [Б] в словах стоят на 1,2,3,4,5 местах), а затем записать в тетрадь соответствующую букву и на каком месте в слове она встретилась, например: П - 3, Б - 5.

Слова для анализа: буйвол, пакет, каблук, шимпанзе, дикобраз, кабан, спина, собака, обруч, стопа.

Вопросы после выполнения задания:

Вспомните все слова, которые я назвала. С каким звуком было слов больше? В каких словах звуки [П] или [Б] встретились в первом слоге, в каких – во втором? Какие из слов отвечают на вопрос – «Кто это?», а какие  на вопрос – «Что это?», «Почему?»

Дети выполняют задание логопеда

Физкульт. минутка

1 упражнение: Четыре положения руки на плоскости стола: ладони вверх, ладони вниз, на ребро, сжать в кулак.

Сначала дети по показу повторяют движения ладони на плоскости стола. Затем делают эти же упражнения по голосовой команде учителя – логопеда.

2 упражнение: Услышав звук [П] в слове, дети приседают, [Б] – тянутся кверху, [П’] – наклоняются вперед, [Б’] – покачиваются из стороны в сторону.

Слова для произнесения: берег, белка, парта, петух, подушка, пенал, брошка, бегемот и т.д.

Дети выполняют задание

Развитие фонематического слуха

Найди картинку с заданным звуком, подбери к ней слова – признаки и слова-действия со звуками[П], [Б], [П’], [Б’]. Составь с ними  предложение. Зарисуй  схему предложения в тетради. Слова, содержащие звуки[П], [Б], [П’], [Б’], разбей на слоги, сделай звуковой анализ слогов со звуками[П], [Б],[П’], [Б’]. Запиши эти слоги письменными буквами под схемой слова.

Обучающимся предлагаются картинки с изображением различных предметов в названии которых есть звуки [П], [Б], [П’], [Б’].   Карточки  слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. Идет подбор соответствующих слов и составление предложений с последующей записью схему на доске и в тетради.

Например: на картинке найдена собака. К этому слову подбирается:

- слово-признак со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].

Какая собака? – (Пушистая, пятнистая, добрая, бродячая, обученная и т.д.)

-слово-действие со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].

Что делает собака?- (Спит, терпит, борется, бегает, бросается и т.д.)

Затем составляются варианты предложений. Дети оценивают их и делают свои замечания, выбирают понравившееся всем предложение. Схему лучшего зарисовывают в тетрадь и на доске, делают анализ слов со звуками [П], [Б], [П’], [Б’], выделяют слог, содержащий соответствующие звуки, делают его звуковой анализ и записывают в схемах письменными буквами анализируемый слог, повторяя правописание письменных букв  п, б.

Например: Пушистая собака спит. На крыльце спит пятнистая собака. Пушистая собака спит под диваном. Бродячая собака бросилась на кошку.

  1. Выбрано для анализа первое предложение.
  2. Определяется сколько слов в предложении.
  3. Какое из них первое, какое последнее.
  4. Зарисовывается схема предложения.
  5. Выделяются слова со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].
  6. Делятся на слоги.
  7. Определяется в каком слоге надо слышится анализируемый звук.
  8. Делается звуковой анализ этого слога.

Все выполненные задания проверяются и оцениваются сначала обучающимися класса в парах, а затем учителем-логопедом.

Дети выполняют задание логопеда

Итог занятия

С какими звуками работали?

Что у них общего? Чем отличаются?

Какими буквами обозначаются на письме?

(Оценка работы каждого обучающегося группы логопедом и детьми.)

Дети отвечают на вопросы логопеда

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях»

Цель:

Научить дифференцировать звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях, соотносить звуки с буквами.

Задачи:

  • выработать четкую дифференциацию звуков [П] – [Б], [П’] – [Б’] с опорой на тактильно вибрационный контроль;
  • научить соотносить звуки  с буквами П и Б, упражнять в написании букв П и Б;
  • совершенствовать  фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
  • расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь, обогащать словарь детей словами со звуками [П] – [Б], [П’] – [Б’];
  • работать над развитием лексико-грамматических форм речи;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно – временные представления;
  • формировать умения выполнять задания в соответствии с инструкцией, оценивать свои достижения и недостатки, правильно воспринимать замечания и похвалу обучающихся и логопеда.

Оборудование:  карандаши, тетради, буквы П и Б (печатные и письменные), предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’],сигнальные карточки слов-предметов, слов-признаков  и слов-действий.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг. момент

Сядет тот, у кого на рабочем столе карандаши лежат в правом верхнем углу стола,  а рабочая тетрадь в середине стола.

А теперь достали простой, желтый, коричневый карандаши и положили их так, чтобы простой карандаш лежал между коричневым и желтым карандашами, а коричневый был с правой стороны от вас.

Провести анализ правильности выполнения задания, выявить и разобрать ошибки. Дать оценку выполнения инструкции.

Дети отвечают на вопросы логопеда, садятся на свои места

Повторение материала

Сядьте правильно: спина прямая, руки на парте.

Посмотрите на картинки. В правой руке у меня картинка, на которой изображено? (пальто).

С какого звука начинается слово «пальто»?

Каким цветом мы обозначаем этот звук?

Поднимите карандаш этого цвета.

(В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву п. Сколько элементов у прописной буквы п? Правильно, два. Давайте запишем эту букву в тетради. (Записывают в тетради букву п ).

Посмотрите на картинки. А в левой руке у меня картинка, на которой изображен?-(баран). С какого звука начинается слово «баран»?

Каким цветом мы обозначаем этот звук?

Поднимите карандаш этого цвета. (В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву б. Из каких элементов состоит прописная буква б ? Правильно, два. А на какое животное она похожа? Правильно, на белку с высоко поднятым хвостом. И кончик ее хвоста всегда направлен вправо. Покажите мне ладошкой правой руки, куда направлен кончик хвоста у буквы  б? Давайте запишем эту букву в тетради.

Дети отвечают на вопросы логопеда

Записывают буквы в тетрадь

Работа по теме занятия

А теперь давайте подумаем и решим, есть ли сходство у звуков[П] и [Б] . Чем отличаются звуки [П] и [Б].

(Идет сравнение артикуляционных профилей и тактильно – вибрационный контроль за произнесением звуков [П] и [Б].)

(Обучающиеся выясняют, что звуки [П] и [Б] - согласные, так как у них есть преграда; парные, так как преграда одинаковая; но один из них звонкий, а другой глухой. Вспоминают, какими цветами  обозначаются звуки при проведении звукового анализа и к какому карандашу надо «прикрепить колокольчик».)

Мы сегодня научимся различать звуки [П] и [Б] и правильно обозначать их буквами на письме.

(Идет запись темы занятия на доске и в рабочих тетрадях.)

Развитие фонематического анализа на уровне слова.

Игра. «Выдели звук, определи его место в слове».

Обучающимся предлагаются слова для анализа со звуками [П] и [Б]. Они должны, услышав заданный звук, поднять карандаш соответствующего цвета с колокольчиком или без и определить место звука в слове, показав нужное количество пальцев на ладошке (звуки [П] и [Б] в словах стоят на 1,2,3,4,5 местах), а затем записать в тетрадь соответствующую букву и на каком месте в слове она встретилась, например: П - 3, Б - 5.

Слова для анализа: буйвол, пакет, каблук, шимпанзе, дикобраз, кабан, спина, собака, обруч, стопа.

Вопросы после выполнения задания:

Вспомните все слова, которые я назвала. С каким звуком было слов больше? В каких словах звуки [П] или [Б] встретились в первом слоге, в каких – во втором? Какие из слов отвечают на вопрос – «Кто это?», а какие  на вопрос – «Что это?», «Почему?»

Дети выполняют задание логопеда

Физкульт. минутка

1 упражнение: Четыре положения руки на плоскости стола: ладони вверх, ладони вниз, на ребро, сжать в кулак.

Сначала дети по показу повторяют движения ладони на плоскости стола. Затем делают эти же упражнения по голосовой команде учителя – логопеда.

2 упражнение: Услышав звук [П] в слове, дети приседают, [Б] – тянутся кверху, [П’] – наклоняются вперед, [Б’] – покачиваются из стороны в сторону.

Слова для произнесения: берег, белка, парта, петух, подушка, пенал, брошка, бегемот и т.д.

Дети выполняют задание

Развитие фонематического слуха

Найди картинку с заданным звуком, подбери к ней слова – признаки и слова-действия со звуками[П], [Б], [П’], [Б’]. Составь с ними  предложение. Зарисуй  схему предложения в тетради. Слова, содержащие звуки[П], [Б], [П’], [Б’], разбей на слоги, сделай звуковой анализ слогов со звуками[П], [Б],[П’], [Б’]. Запиши эти слоги письменными буквами под схемой слова.

Обучающимся предлагаются картинки с изображением различных предметов в названии которых есть звуки [П], [Б], [П’], [Б’].   Карточки  слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. Идет подбор соответствующих слов и составление предложений с последующей записью схему на доске и в тетради.

Например: на картинке найдена собака. К этому слову подбирается:

- слово-признак со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].

Какая собака? – (Пушистая, пятнистая, добрая, бродячая, обученная и т.д.)

-слово-действие со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].

Что делает собака?- (Спит, терпит, борется, бегает, бросается и т.д.)

Затем составляются варианты предложений. Дети оценивают их и делают свои замечания, выбирают понравившееся всем предложение. Схему лучшего зарисовывают в тетрадь и на доске, делают анализ слов со звуками [П], [Б], [П’], [Б’], выделяют слог, содержащий соответствующие звуки, делают его звуковой анализ и записывают в схемах письменными буквами анализируемый слог, повторяя правописание письменных букв  п, б.

Например: Пушистая собака спит. На крыльце спит пятнистая собака. Пушистая собака спит под диваном. Бродячая собака бросилась на кошку.

  1. Выбрано для анализа первое предложение.
  2. Определяется сколько слов в предложении.
  3. Какое из них первое, какое последнее.
  4. Зарисовывается схема предложения.
  5. Выделяются слова со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].
  6. Делятся на слоги.
  7. Определяется в каком слоге надо слышится анализируемый звук.
  8. Делается звуковой анализ этого слога.

Все выполненные задания проверяются и оцениваются сначала обучающимися класса в парах, а затем учителем-логопедом.

Дети выполняют задание логопеда

Итог занятия

С какими звуками работали?

Что у них общего? Чем отличаются?

Какими буквами обозначаются на письме?

(Оценка работы каждого обучающегося группы логопедом и детьми.)

Дети отвечают на вопросы логопеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».

В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р"....

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолиро...