Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
Научить дифференцировать звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях, соотносить звуки с буквами.
Задачи:
- выработать четкую дифференциацию звуков [П] – [Б], [П’] – [Б’] с опорой на тактильно вибрационный контроль;
- научить соотносить звуки с буквами П и Б, упражнять в написании букв П и Б;
- совершенствовать фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
- расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь, обогащать словарь детей словами со звуками [П] – [Б], [П’] – [Б’];
- работать над развитием лексико-грамматических форм речи;
- развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно – временные представления;
- формировать умения выполнять задания в соответствии с инструкцией, оценивать свои достижения и недостатки, правильно воспринимать замечания и похвалу обучающихся и логопеда.
Оборудование: карандаши, тетради, буквы П и Б (печатные и письменные), предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’],сигнальные карточки слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Орг. момент | Сядет тот, у кого на рабочем столе карандаши лежат в правом верхнем углу стола, а рабочая тетрадь в середине стола. А теперь достали простой, желтый, коричневый карандаши и положили их так, чтобы простой карандаш лежал между коричневым и желтым карандашами, а коричневый был с правой стороны от вас. Провести анализ правильности выполнения задания, выявить и разобрать ошибки. Дать оценку выполнения инструкции. | Дети отвечают на вопросы логопеда, садятся на свои места |
Повторение материала | Сядьте правильно: спина прямая, руки на парте. Посмотрите на картинки. В правой руке у меня картинка, на которой изображено? (пальто). С какого звука начинается слово «пальто»? Каким цветом мы обозначаем этот звук? Поднимите карандаш этого цвета. (В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву п. Сколько элементов у прописной буквы п? Правильно, два. Давайте запишем эту букву в тетради. (Записывают в тетради букву п ). Посмотрите на картинки. А в левой руке у меня картинка, на которой изображен?-(баран). С какого звука начинается слово «баран»? Каким цветом мы обозначаем этот звук? Поднимите карандаш этого цвета. (В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву б. Из каких элементов состоит прописная буква б ? Правильно, два. А на какое животное она похожа? Правильно, на белку с высоко поднятым хвостом. И кончик ее хвоста всегда направлен вправо. Покажите мне ладошкой правой руки, куда направлен кончик хвоста у буквы б? Давайте запишем эту букву в тетради. | Дети отвечают на вопросы логопеда Записывают буквы в тетрадь |
Работа по теме занятия | А теперь давайте подумаем и решим, есть ли сходство у звуков[П] и [Б] . Чем отличаются звуки [П] и [Б]. (Идет сравнение артикуляционных профилей и тактильно – вибрационный контроль за произнесением звуков [П] и [Б].) (Обучающиеся выясняют, что звуки [П] и [Б] - согласные, так как у них есть преграда; парные, так как преграда одинаковая; но один из них звонкий, а другой глухой. Вспоминают, какими цветами обозначаются звуки при проведении звукового анализа и к какому карандашу надо «прикрепить колокольчик».) Мы сегодня научимся различать звуки [П] и [Б] и правильно обозначать их буквами на письме. (Идет запись темы занятия на доске и в рабочих тетрадях.) Развитие фонематического анализа на уровне слова. Игра. «Выдели звук, определи его место в слове». Обучающимся предлагаются слова для анализа со звуками [П] и [Б]. Они должны, услышав заданный звук, поднять карандаш соответствующего цвета с колокольчиком или без и определить место звука в слове, показав нужное количество пальцев на ладошке (звуки [П] и [Б] в словах стоят на 1,2,3,4,5 местах), а затем записать в тетрадь соответствующую букву и на каком месте в слове она встретилась, например: П - 3, Б - 5. Слова для анализа: буйвол, пакет, каблук, шимпанзе, дикобраз, кабан, спина, собака, обруч, стопа. Вопросы после выполнения задания: Вспомните все слова, которые я назвала. С каким звуком было слов больше? В каких словах звуки [П] или [Б] встретились в первом слоге, в каких – во втором? Какие из слов отвечают на вопрос – «Кто это?», а какие на вопрос – «Что это?», «Почему?» | Дети выполняют задание логопеда |
Физкульт. минутка | 1 упражнение: Четыре положения руки на плоскости стола: ладони вверх, ладони вниз, на ребро, сжать в кулак. Сначала дети по показу повторяют движения ладони на плоскости стола. Затем делают эти же упражнения по голосовой команде учителя – логопеда. 2 упражнение: Услышав звук [П] в слове, дети приседают, [Б] – тянутся кверху, [П’] – наклоняются вперед, [Б’] – покачиваются из стороны в сторону. Слова для произнесения: берег, белка, парта, петух, подушка, пенал, брошка, бегемот и т.д. | Дети выполняют задание |
Развитие фонематического слуха | Найди картинку с заданным звуком, подбери к ней слова – признаки и слова-действия со звуками[П], [Б], [П’], [Б’]. Составь с ними предложение. Зарисуй схему предложения в тетради. Слова, содержащие звуки[П], [Б], [П’], [Б’], разбей на слоги, сделай звуковой анализ слогов со звуками[П], [Б],[П’], [Б’]. Запиши эти слоги письменными буквами под схемой слова. Обучающимся предлагаются картинки с изображением различных предметов в названии которых есть звуки [П], [Б], [П’], [Б’]. Карточки слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. Идет подбор соответствующих слов и составление предложений с последующей записью схему на доске и в тетради. Например: на картинке найдена собака. К этому слову подбирается: - слово-признак со звуками [П], [Б], [П’], [Б’]. Какая собака? – (Пушистая, пятнистая, добрая, бродячая, обученная и т.д.) -слово-действие со звуками [П], [Б], [П’], [Б’]. Что делает собака?- (Спит, терпит, борется, бегает, бросается и т.д.) Затем составляются варианты предложений. Дети оценивают их и делают свои замечания, выбирают понравившееся всем предложение. Схему лучшего зарисовывают в тетрадь и на доске, делают анализ слов со звуками [П], [Б], [П’], [Б’], выделяют слог, содержащий соответствующие звуки, делают его звуковой анализ и записывают в схемах письменными буквами анализируемый слог, повторяя правописание письменных букв п, б. Например: Пушистая собака спит. На крыльце спит пятнистая собака. Пушистая собака спит под диваном. Бродячая собака бросилась на кошку.
Все выполненные задания проверяются и оцениваются сначала обучающимися класса в парах, а затем учителем-логопедом. | Дети выполняют задание логопеда |
Итог занятия | С какими звуками работали? Что у них общего? Чем отличаются? Какими буквами обозначаются на письме? (Оценка работы каждого обучающегося группы логопедом и детьми.) | Дети отвечают на вопросы логопеда |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях»
Цель:
Научить дифференцировать звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях, соотносить звуки с буквами.
Задачи:
- выработать четкую дифференциацию звуков [П] – [Б], [П’] – [Б’] с опорой на тактильно вибрационный контроль;
- научить соотносить звуки с буквами П и Б, упражнять в написании букв П и Б;
- совершенствовать фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
- расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь, обогащать словарь детей словами со звуками [П] – [Б], [П’] – [Б’];
- работать над развитием лексико-грамматических форм речи;
- развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно – временные представления;
- формировать умения выполнять задания в соответствии с инструкцией, оценивать свои достижения и недостатки, правильно воспринимать замечания и похвалу обучающихся и логопеда.
Оборудование: карандаши, тетради, буквы П и Б (печатные и письменные), предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’],сигнальные карточки слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Орг. момент | Сядет тот, у кого на рабочем столе карандаши лежат в правом верхнем углу стола, а рабочая тетрадь в середине стола. А теперь достали простой, желтый, коричневый карандаши и положили их так, чтобы простой карандаш лежал между коричневым и желтым карандашами, а коричневый был с правой стороны от вас. Провести анализ правильности выполнения задания, выявить и разобрать ошибки. Дать оценку выполнения инструкции. | Дети отвечают на вопросы логопеда, садятся на свои места |
Повторение материала | Сядьте правильно: спина прямая, руки на парте. Посмотрите на картинки. В правой руке у меня картинка, на которой изображено? (пальто). С какого звука начинается слово «пальто»? Каким цветом мы обозначаем этот звук? Поднимите карандаш этого цвета. (В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву п. Сколько элементов у прописной буквы п? Правильно, два. Давайте запишем эту букву в тетради. (Записывают в тетради букву п ). Посмотрите на картинки. А в левой руке у меня картинка, на которой изображен?-(баран). С какого звука начинается слово «баран»? Каким цветом мы обозначаем этот звук? Поднимите карандаш этого цвета. (В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву б. Из каких элементов состоит прописная буква б ? Правильно, два. А на какое животное она похожа? Правильно, на белку с высоко поднятым хвостом. И кончик ее хвоста всегда направлен вправо. Покажите мне ладошкой правой руки, куда направлен кончик хвоста у буквы б? Давайте запишем эту букву в тетради. | Дети отвечают на вопросы логопеда Записывают буквы в тетрадь |
Работа по теме занятия | А теперь давайте подумаем и решим, есть ли сходство у звуков[П] и [Б] . Чем отличаются звуки [П] и [Б]. (Идет сравнение артикуляционных профилей и тактильно – вибрационный контроль за произнесением звуков [П] и [Б].) (Обучающиеся выясняют, что звуки [П] и [Б] - согласные, так как у них есть преграда; парные, так как преграда одинаковая; но один из них звонкий, а другой глухой. Вспоминают, какими цветами обозначаются звуки при проведении звукового анализа и к какому карандашу надо «прикрепить колокольчик».) Мы сегодня научимся различать звуки [П] и [Б] и правильно обозначать их буквами на письме. (Идет запись темы занятия на доске и в рабочих тетрадях.) Развитие фонематического анализа на уровне слова. Игра. «Выдели звук, определи его место в слове». Обучающимся предлагаются слова для анализа со звуками [П] и [Б]. Они должны, услышав заданный звук, поднять карандаш соответствующего цвета с колокольчиком или без и определить место звука в слове, показав нужное количество пальцев на ладошке (звуки [П] и [Б] в словах стоят на 1,2,3,4,5 местах), а затем записать в тетрадь соответствующую букву и на каком месте в слове она встретилась, например: П - 3, Б - 5. Слова для анализа: буйвол, пакет, каблук, шимпанзе, дикобраз, кабан, спина, собака, обруч, стопа. Вопросы после выполнения задания: Вспомните все слова, которые я назвала. С каким звуком было слов больше? В каких словах звуки [П] или [Б] встретились в первом слоге, в каких – во втором? Какие из слов отвечают на вопрос – «Кто это?», а какие на вопрос – «Что это?», «Почему?» | Дети выполняют задание логопеда |
Физкульт. минутка | 1 упражнение: Четыре положения руки на плоскости стола: ладони вверх, ладони вниз, на ребро, сжать в кулак. Сначала дети по показу повторяют движения ладони на плоскости стола. Затем делают эти же упражнения по голосовой команде учителя – логопеда. 2 упражнение: Услышав звук [П] в слове, дети приседают, [Б] – тянутся кверху, [П’] – наклоняются вперед, [Б’] – покачиваются из стороны в сторону. Слова для произнесения: берег, белка, парта, петух, подушка, пенал, брошка, бегемот и т.д. | Дети выполняют задание |
Развитие фонематического слуха | Найди картинку с заданным звуком, подбери к ней слова – признаки и слова-действия со звуками[П], [Б], [П’], [Б’]. Составь с ними предложение. Зарисуй схему предложения в тетради. Слова, содержащие звуки[П], [Б], [П’], [Б’], разбей на слоги, сделай звуковой анализ слогов со звуками[П], [Б],[П’], [Б’]. Запиши эти слоги письменными буквами под схемой слова. Обучающимся предлагаются картинки с изображением различных предметов в названии которых есть звуки [П], [Б], [П’], [Б’]. Карточки слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. Идет подбор соответствующих слов и составление предложений с последующей записью схему на доске и в тетради. Например: на картинке найдена собака. К этому слову подбирается: - слово-признак со звуками [П], [Б], [П’], [Б’]. Какая собака? – (Пушистая, пятнистая, добрая, бродячая, обученная и т.д.) -слово-действие со звуками [П], [Б], [П’], [Б’]. Что делает собака?- (Спит, терпит, борется, бегает, бросается и т.д.) Затем составляются варианты предложений. Дети оценивают их и делают свои замечания, выбирают понравившееся всем предложение. Схему лучшего зарисовывают в тетрадь и на доске, делают анализ слов со звуками [П], [Б], [П’], [Б’], выделяют слог, содержащий соответствующие звуки, делают его звуковой анализ и записывают в схемах письменными буквами анализируемый слог, повторяя правописание письменных букв п, б. Например: Пушистая собака спит. На крыльце спит пятнистая собака. Пушистая собака спит под диваном. Бродячая собака бросилась на кошку.
Все выполненные задания проверяются и оцениваются сначала обучающимися класса в парах, а затем учителем-логопедом. | Дети выполняют задание логопеда |
Итог занятия | С какими звуками работали? Что у них общего? Чем отличаются? Какими буквами обозначаются на письме? (Оценка работы каждого обучающегося группы логопедом и детьми.) | Дети отвечают на вопросы логопеда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах. Развитие фонетико-фонематических представлений на материале «Фрукты и овощи»
конспект занятия на автоматизацию звука (Р)...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».
В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р"....
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального занятия в логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект под группового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».
Конспект занятия на автоматизацию звука...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолиро...