Художественно - эстетическое развитие
материал

Виноградова Светлана Викторовна
  
 
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Так что же дает ребенку художественно – эстетическое воспитание? Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Глубокие художественно - эстетические чувства, а также способность воспринимать всё красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется основные художественно-эстетические качества человека, и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, а также закладываются основы всего будущего развития человечества и осуществляется развитие ребенка как Личность. Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно- эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления; развивается познавательный интерес детей и любознательность; интенсифицируется развитие самосознания, основанной на гуманистических ценностях; идет приобщение ребенка к познанию окружающего мира; развивается его позиция начальной социализации; гармонизируется эмоционально-коммуникативная сфера детей; оптимизируется их поведение; расширяются возможности совместной деятельности и общения детей. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в творчестве. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В формировании художественно- эстетического вкуса у детей большая роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью. Все продукты художественной деятельности приобщают их к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет детям истинное удовольствие, легко запоминается и формирует основы художественно- эстетического вкуса, в  следствии чего, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь его. Развивая художественно- эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Решение вопросов эстетического воспитания приведет к желаемым результатам, если будут формироваться умения детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения. Эстетическое ознакомление с предметами происходит через освоение формы, цвета, величины самих предметов - сенсорное развитие. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирования. Но никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное так, как душа ребенка. Л. Межеелайтис высказал свое мнение в словах: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка». Ясно что, особенно ярко и глубоко воспринимается красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Поэтому мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно - эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне.
Для этого педагоги ДОУ должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира , помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка. Существенное значение в художественно- эстетическом воспитании ребенка играет организация предметно-развивающей среды детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Также мощным средством художественно- эстетического воспитания служит родная природа, поэтому необходимо с детьми наблюдать и замечать красоту явлений и объектов природы, воспринимать красоту звуков в природе, различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе, а также замечать то, как преображается окружающий мир в результате труда человека. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагогу ДОУ следует обращать внимание детей на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге, на целенное на нравственное воспитание детей. В результате своих наблюдений дети смогут проявлять свое творческое воображение, фантазию и самостоятельность, умение отражать увиденную красоту в своих играх, рисунках, рассказах.
Таким образом, стимулируя интегральный способ общения детей с окружающим миром, художественно- эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. Разнообразная интегрированная деятельность детей способствует развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Художественно- эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях его деятельности, а это подтверждает морально-нравственную функцию художественно- эстетического воспитания. Поэтому только реализуя полноценное художественно- эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги ДОУ обеспечивают в будущем становление такой Личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno_-_esteticheskoe_razvitie.docx83.36 КБ

Предварительный просмотр:

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=650x10000:format=jpg/path/s7740ddfca2aa283f/image/ic91732e53c13309b/version/1467823157/image.jpg

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Так что же дает ребенку художественно – эстетическое воспитание? Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Глубокие художественно - эстетические чувства, а также способность воспринимать всё красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется основные художественно-эстетические качества человека, и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, а также закладываются основы всего будущего развития человечества и осуществляется развитие ребенка как Личность. Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно- эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления; развивается познавательный интерес детей и любознательность; интенсифицируется развитие самосознания, основанной на гуманистических ценностях; идет приобщение ребенка к познанию окружающего мира; развивается его позиция начальной социализации; гармонизируется эмоционально-коммуникативная сфера детей; оптимизируется их поведение; расширяются возможности совместной деятельности и общения детей. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в творчестве. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В формировании художественно- эстетического вкуса у детей большая роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, 
живописью. Все продукты художественной деятельности приобщают их к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет детям истинное удовольствие, легко запоминается и формирует основы художественно- эстетического вкуса, в  следствии чего, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь его. Развивая художественно- эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Решение вопросов эстетического воспитания приведет к желаемым результатам, если будут формироваться умения детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения. Эстетическое ознакомление с предметами происходит через освоение формы, цвета, величины самих предметов - сенсорное развитие. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирования. Но никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное так, как душа ребенка. Л. Межеелайтис высказал свое мнение в словах: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка». Ясно что, особенно ярко и глубоко воспринимается красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Поэтому мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно - эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне.
Для этого педагоги ДОУ должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира , помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка. Существенное значение в художественно- эстетическом воспитании ребенка играет организация предметно-развивающей среды детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Также мощным средством художественно- эстетического воспитания служит родная природа, поэтому необходимо с детьми наблюдать и замечать красоту явлений и объектов природы, воспринимать красоту звуков в природе, различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе, а также замечать то, как преображается окружающий мир в результате труда человека. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагогу ДОУ следует обращать внимание детей на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге, на целенное на нравственное воспитание детей. В результате своих наблюдений дети смогут проявлять свое творческое воображение, фантазию и самостоятельность, умение отражать увиденную красоту в своих играх, рисунках, рассказах.

Таким образом, стимулируя интегральный способ общения детей с окружающим миром, художественно- эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. Разнообразная интегрированная деятельность детей способствует развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Художественно- эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях его деятельности, а это подтверждает морально-нравственную функцию художественно- эстетического воспитания. Поэтому только реализуя полноценное художественно- эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги ДОУ обеспечивают в будущем становление такой Личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"

Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Художественно - эстетическое развитие детей в МАОУ СОШ № 26 "Преемственность ООП дошкольного и начального общего образования по художественно-эстетическому развитию

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды о...