Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
статья по конструированию, ручному труду на тему
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.
Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. Это один из самых «мягких», но глубоких методов, который позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, высвободить его скрытые энергетические резервы и эмоции. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применять.
Основная цель арт - терапии: — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapia.docx | 96.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО»
"Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Когут Анна Михайловна
ГБДОУ детский сад №52
Приморского района
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.
Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. Это один из самых «мягких», но глубоких методов, который позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, высвободить его скрытые энергетические резервы и эмоции. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применять.
Основная цель арт - терапии: — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Основные задачи арт - терапии:
· Предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме.
· Развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам.
· Вести психологическую работу с мыслями и чувствами.
· Развивать наблюдательность.
· Развивать воображение.
· Развивать сенсорные способности.
Сущность Арт-терапии состоит в
терапевтическом и коррекционном
воздействии искусства на субъекта,
которое проявляется в:
Арт-терапия включает в себя:
В образовательной организации создаются условия с учетом возрастных особенностей и с учетом используемых технологий, для работы с обучающимися и их родителями. Каждое направление подразумевает под собой создание зоны работы с тем или иным видом арт-терапии:
1. Изотерапия с помощью манипуляции с предметами практические действия интериоризируются, т.е. переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, дети производят продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт, который он принимает или отвергает.
2. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Создание зоны музыкальной терапии, основанный на целительном воздействии музыки, на психологическое состояние обучающегося, развитию коммуникативных навыков, выражению подавленных или «трудных» для выражения чувств.
3. Драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Проигрывание экспрессивных этюдов помогает решать различные проблемные ситуации. Помимо развития креативности, у детей появляется уникальная возможность расширения своего сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими, а также работать в коллективе.
4. Сказкотерапия – работа со сказкой, которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память, воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у детей умение чувствовать и понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого, а также повышает самооценку, их уверенность в себе.
5. Кинезиотерапия - используются элементы танцевальной терапии, осуществляются взаимоотношения между движением и эмоциями. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка. Является профилактическим методом в работе с обучающимися период, адаптации к детскому саду.
6. Глинотерапия – метод арт-терапии, работающий с сенсомоторным опытом человека и использующий взаимодействие с глиной для решения терапевтических задач.
7. Логоритмика – преодолеть речевые нарушения при помощи развития двигательной сферы в комбинации со словом и музыкой.
8. Куклотерапия – помогает бороться со страхами и психологическими проблемами. Театральные постановки, основанные на жизненных ситуациях, помогают избавиться от проблем, раскрыть себя. Создавая куклу, ребенок может вложить в неё всю боль, которая накопилась, тем самым освободив себя от негативных эмоций.
9. Библиотерапия – лечение книгой рекомендуется детям с проблемами личного и эмоционального плана, неврозов, для отвлечения от негативных мыслей и проблем. Для ребенка подбирают специальную литературу, которая помогает справиться с психическими расстройствами.
10. Мандалы - это зеркало, отпечаток жизни здесь и сейчас. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Раскрашивать такой круг может каждый. Можно создать основу самому - для этого нужно на бумаге обвести по контуру тарелку. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания ребенка, успокаивает и уравновешивает, открывает возможность для духовного роста развитие творческих способностей.
Особое значение арт-технологий для развития обучающихся заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать обучающемуся задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с тревожными, замкнутыми детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
При выполнении творческих заданий у детей возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.
Проведя диагностику развивающей работы за период с сентября 2016 по март 2017 года, мы увидели положительную динамику в развитии наших учащихся в психоэмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии. Использование арт-терапевтических технологий позволило педагогам помочь обучающемуся справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.
Таким образом, арт-терапия в образовательной организации – это не просто метод коррекции и развития обучающегося посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...
Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...
Статья на тему: «Художественно - эстетическое развитие дошкольников»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как...
Статья на тему: Художественно-эстетическое развитие: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми
Творческое осмысление всегда признавалось одним из способовактивного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, какотдельного индивида, так и человечества в целом. Дошкольного образования,од...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО с учетом УМК «Тропинки».
quot;Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что - либо новое»....
Статья на тему: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ
Художественно-эстетическое развитие раскрывается в статье, как одно из необходимых условий развития личности ребенка. Рассматриваются формы и направления работы для осуществления эффективного и полноц...