«Использование современных форм и технологий в повышении качества образовательной деятельности ГБДОУ»
статья
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«Использование современных форм и технологий в повышении качества образовательной деятельности ГБДОУ»
Воспитатель высшей категории
ГБДОУ № 6 Корнева Ирина Александровна
Санкт-Петербург
2019
«Использование современных форм и технологий в повышении качества образовательной деятельности ГБДОУ»
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Понятие «педагогическая технология»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогичес-кой технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].
ЮНЕСКО - [Педагогическая технология – это системный метод создания,
применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей
оптимизацию форм образования].
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
- Концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.)
- Системность (технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.)
- Управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.)
- Эффективность (современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.)
- Воспроизводимость (возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.)
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства
(дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных
образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология
- технология «ТРИЗ» и др.
В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из приоритетных , как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий, является обеспечение ребенка в условиях комплексной информатизации образования возможностью сохранения здоровья, формирование необходимых компетенций не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, возможность использования полученных знаний в повседневной жизни. Организации здорового образа жизни ребёнка, позволяет активизировать дошкольника, формируя основы личностной культуры. В своей педагогической практике здоровьесберегающие технологии применяю в организованной образовательной деятельности: физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; в образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, самомассаж; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, при реализации задач по всем образовательным областям.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребенку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовать собственное устремление к совершенствованию здоровья.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет сделать образовательную деятельность для детей дошкольного возраста более привлекательной и по-настоящему современной, осуществляет индивидуализацию обучения, расширяет картинку мира ребёнка.
Использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.
Данная технология помогает:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить свой информативный уровень и компетентность родителей.
Использование ИКТ во время проведения организованной образовательной деятельности дает новые возможности для развития творческих способностей детей.
- повышает мотивацию детей к восприятию нового материала
- развивает мышление воображение и творческие способности ребенка
- активизирует познавательную деятельность
- формирует активную жизненную позицию в собственном мире.
Таким образом, применение ИКТ позволяет повысить эффективность педагогической деятельности и оптимизировать педагогический процесс.
Использование технологии ТРИЗ, активизирует дошкольников на поиск своего решения к поставленной проблеме или задаче, не давая готовых знаний, не раскрывая перед детьми истину, а стимулирую их на самостоятельный поиск. Приглашает их к рассуждению. И наводящими вопросами подводит к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Тем самым ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Образовательная технология ТРИЗ органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется в процессе организованной образовательной деятельности при реализации задач по всем образовательным областям. Технологии ТРИЗ дает детям методы и инструменты творчества, владея которыми они могут легче найти общий язык, понять друг друга. В результате регулярного использования данной технологии, у детей, сформированы практические навыки самостоятельности в выборе и принятии решений в игровых и бытовых ситуациях, проявление творчества в разнообразных ситуациях детской деятельности.
Метод мнемотехники, целью которого является развитие у детей памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Они помогают научить детей составлять описательные рассказы об окружающем мире. В работе с сюжетной картиной рассказы можно начинать со слов: «однажды», «как - то раз», если картина отображала времена года, начинаем со слов: «Наступила…». Серьезные затруднения при составлении рассказа на наглядной основе приводят к применению обучения наглядному моделированию. Использование моделирования позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами. Обучая детей составлению рассказов по сюжетным картинкам, используются наглядные схемы-модели в качестве плана речевого высказывания. Таким образом, использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволяет сформировать у детей основные компетентности и повысить качество воспитательно-образовательного процесса.
Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.
Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»
Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?
1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием
взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук могут делать:
- Педагоги;
- Педагоги с детьми;
- Педагоги, дети и родители;
- Дети и родители;
- Родители
- Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.
Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
•учебные;
•игровые;
•поздравительные,
•праздничные;
•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
•стандартная книжка с двумя разворотами;
•папка с 3-5 разворотами;
•книжка-гармошка;
•фигурная папка.
Организация материала:
•стандартные кармашки;
•обычные и фигурные конверты;
•кармашки-гармошки;
•кармашки-книжки;
•окошки и дверцы;
•вращающиеся детали;
•высовывающиеся детали;
•карточки;
•теги;
•стрелки;
•пазлы;
•чистые листы для заметок и т.д.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
- позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
- развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
- помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
- помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
- позволяет сохранить собранный материал;
- объединяет педагогов, детей и родителей;
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- способствует творческой самореализации педагога.
ВЫВОД:
1. Возраст дошкольников – от 5 лет и выше в случае самостоятельного изготовления лэпбука, в случае работы ребенка совместно со взрослым – от 1,5 лет.
2. Выбор материалов для изготовления лэпбука – экологически чистый, безопасный, из плотных материалов для многоразового использования.
3. Выбор тематики лэпбука учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Возрастные и индивидуальные особенности детей подразумевают практически полное отсутствие текста в оформлении лэпбуков.
5. Формы организации работы с детьми – непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.
6. Формы организации детей во время работы – индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая.
Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности коррекционной педагогики в повышении качества образовательной деятельности»
Дошкольная олигофренопедагогика придает решающее значение целенаправленному воспитанию и обучению. Дошкольное воспитание должно осуществляться на основе специально разработанной программы, обеспечиваю...
«Возможности коррекционной педагогики в повышении качества образовательной деятельности»
Дошкольная олигофренопедагогика придает решающее значение целенаправленному воспитанию и обучению. Дошкольное воспитание должно осуществляться на основе специально разработанной программы, обеспечиваю...
Публичная лекция на тему: «Современные образовательные технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса».
Какие современные технологии я применяю в своей работе....
Эссе «Самооценивание педагогом своей квалификации и образовательной деятельности в условиях реализации программы повышения качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Работая в дошкольном образовании, я понимаю всю сущность этой профессии, а именно то, что в дошкольном...
"Использование ИКТ в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса"
Современное общество тесно связано с научно-техническим прогрессом. В 21 веке информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, начиная с самого раннего воз...
Интерактивные формы работы с педагогами ДОО как фактор повышения качества образовательной деятельности в ДОО
В статье описаны ниболее эффективые формы организации методической работы с педагогами ДОО...
Вклад цифровых технологий в повышение качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях
В статье рассматривается вопрос интеграции цифровых технологий в образовательный процесс дошкольного образования. Авторы подчёркивают актуальность этой темы в современной педагогике и отмечают, что вн...