Интерактивные формы работы с педагогами ДОО как фактор повышения качества образовательной деятельности в ДОО
статья
В статье описаны ниболее эффективые формы организации методической работы с педагогами ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интерактивные формы работы с педагогами ДОО как фактор повышения качества образовательной деятельности в ДОО»
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.
Использование инновационных технологий, что в настоящее время требуется от педагога, возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует совершенствования методической работы в ДОУ, использования активных форм, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов, формирование у них творческого мышления.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через эффективные методы и формы работы с педагогами. Однако, никакие формы работы сами по себе без творческого подхода, грамотного построения по содержанию и методам не могут гарантировать результата, поэтому не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные. Любая форма может быть активной/интерактивной, если реализует важные функции: информационную, ориентирующую, развивающую.
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные формы, методы и приёмы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чём принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Форма организации обучения – это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения с использованием различных методов и приёмов.
Методы и приёмы: сходства, различия и принципиальные особенности.
В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков. Разница в том, что приём — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приёмов. Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Приведите пример метода и приёма внутри этого метода (беседа – наглядный метод, а вопрос в рамках этой беседы – приём).
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие обучающего и обучающихся в образовательном процессе (равные участники).
Признаки активных методов обучения:
- активизация мышления, причем участник мероприятия вынужден быть активным;
- длительное время активности (участник работает в течение всего мероприятия);
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.
Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое взаимодействие педагогов в ходе методического мероприятия, совместная деятельность, в процессе которой каждый участник вносит свой индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать мнение коллег.
Почему же возникает необходимость в применении данных форм?
Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются.
Эффективные интерактивные формы работы с педагогическим коллективом:
• Тренинг: быстрое реагирование, быстрое обучение. Упражнение, атмосфера, особое состояние души каждого участника.
• Деловая игра: способствует повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.
• Педагогический ринг: здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини-диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ».
• Круглый стол: тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных взглядов по одному вопросу. Обязательно ведущему формулировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, «Проблемы общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное воспитание: традиции или инновации».
• Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
• Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
• Дискуссия – один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.
Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.
Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.
• Дискуссионные качели (дискуссия): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.
• Мозговой штурм: группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую-нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.
• Лекция с применением техники обратной связи: Педагог после каждой законченной мысли обращается к аудитории. На основе ответа на данной регулирует содержание дальнейшей лекции.
• Лекция вдвоем: педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределён. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.
• Лекция «вопрос – ответ»: на протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.
• Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога). Педагог задает проблемный вопрос, родитель голосует карточкой (4 шт.): 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.
• Творческий час: работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации по какому-либо направлению деятельности педагогического коллектива.
• Мастер-класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
• Проблемные педагогические ситуации. Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода.
• Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье»: педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по её реализации. Например: «Развитие творческого воображения дошкольника средствами изодеятельности».
• «Киношкола»: педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, играют дети). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям участники мероприятия оценивают уровень развития детской деятельности.
• Банк идей: это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада».
• Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион: публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведённая, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию, ведёт к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.
• Коучинг-сессия: интерактивное общение. Развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
• Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
• Технология открытого пространства: предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы).
Все перечисленные методы достаточно эффективны и хорошо зарекомендовали себя в практике работы с педагогическими коллективами. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
В результате интерактивного общения решаются задачи:
- Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
- Повышение уровня активности и самостоятельности.
- Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
- Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Повышение уровня психолого-педагогической культуры.
- Формирование основ личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса.
Чему учат?
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить учиться, и относится это не только к нашим воспитанникам, но и к педагогам. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении (попробуем определить вместе):
1. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
6. Развитие умения принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Литература:
1. Давыдова О. И., майерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.
2. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/26/picture-1026883-1537952208.jpg)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-810175-1587043734.jpg)
Эссе «Самооценивание педагогом своей квалификации и образовательной деятельности в условиях реализации программы повышения качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Работая в дошкольном образовании, я понимаю всю сущность этой профессии, а именно то, что в дошкольном...
Интерактивные формы работы с педагогами ДОО как фактор повышения качества образования
Перед руководителями методических объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм ме...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1039164-1614500542.jpg)
Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования
Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования" поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/05/picture-1082494-1609831565.jpg)
Развитие профессиональной компетентности педагога как необходимое условие повышения качества образовательной деятельности
В статье представлены способы развития профессиональной компетентности педагогов с целью обеспечения процесса воспитания специалистами высокого уровня. Определены основные способы внедрения инновацион...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-914089-1491547834.jpg)
«Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования»
laquo;Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования»...
Современные формы взаимодействия ДОО и семьи как фактор повышения качества образования
Презентация представляет анализ работы с родителями и будет полезна педагогам ДОУ ....