Интерактивные формы работы с педагогами ДОО как фактор повышения качества образовательной деятельности в ДОО
статья
В статье описаны ниболее эффективые формы организации методической работы с педагогами ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерактивные формы работы с педагогами ДОО | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интерактивные формы работы с педагогами ДОО как фактор повышения качества образовательной деятельности в ДОО»
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.
Использование инновационных технологий, что в настоящее время требуется от педагога, возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует совершенствования методической работы в ДОУ, использования активных форм, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов, формирование у них творческого мышления.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через эффективные методы и формы работы с педагогами. Однако, никакие формы работы сами по себе без творческого подхода, грамотного построения по содержанию и методам не могут гарантировать результата, поэтому не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные. Любая форма может быть активной/интерактивной, если реализует важные функции: информационную, ориентирующую, развивающую.
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные формы, методы и приёмы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чём принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Форма организации обучения – это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения с использованием различных методов и приёмов.
Методы и приёмы: сходства, различия и принципиальные особенности.
В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков. Разница в том, что приём — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приёмов. Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Приведите пример метода и приёма внутри этого метода (беседа – наглядный метод, а вопрос в рамках этой беседы – приём).
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие обучающего и обучающихся в образовательном процессе (равные участники).
Признаки активных методов обучения:
- активизация мышления, причем участник мероприятия вынужден быть активным;
- длительное время активности (участник работает в течение всего мероприятия);
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.
Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое взаимодействие педагогов в ходе методического мероприятия, совместная деятельность, в процессе которой каждый участник вносит свой индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать мнение коллег.
Почему же возникает необходимость в применении данных форм?
Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются.
Эффективные интерактивные формы работы с педагогическим коллективом:
• Тренинг: быстрое реагирование, быстрое обучение. Упражнение, атмосфера, особое состояние души каждого участника.
• Деловая игра: способствует повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.
• Педагогический ринг: здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини-диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ».
• Круглый стол: тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных взглядов по одному вопросу. Обязательно ведущему формулировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, «Проблемы общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное воспитание: традиции или инновации».
• Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
• Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
• Дискуссия – один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.
Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.
Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.
• Дискуссионные качели (дискуссия): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.
• Мозговой штурм: группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую-нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.
• Лекция с применением техники обратной связи: Педагог после каждой законченной мысли обращается к аудитории. На основе ответа на данной регулирует содержание дальнейшей лекции.
• Лекция вдвоем: педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределён. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.
• Лекция «вопрос – ответ»: на протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.
• Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога). Педагог задает проблемный вопрос, родитель голосует карточкой (4 шт.): 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.
• Творческий час: работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации по какому-либо направлению деятельности педагогического коллектива.
• Мастер-класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
• Проблемные педагогические ситуации. Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода.
• Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье»: педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по её реализации. Например: «Развитие творческого воображения дошкольника средствами изодеятельности».
• «Киношкола»: педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, играют дети). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям участники мероприятия оценивают уровень развития детской деятельности.
• Банк идей: это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада».
• Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион: публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведённая, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию, ведёт к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.
• Коучинг-сессия: интерактивное общение. Развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
• Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
• Технология открытого пространства: предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы).
Все перечисленные методы достаточно эффективны и хорошо зарекомендовали себя в практике работы с педагогическими коллективами. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
В результате интерактивного общения решаются задачи:
- Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
- Повышение уровня активности и самостоятельности.
- Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
- Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Повышение уровня психолого-педагогической культуры.
- Формирование основ личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса.
Чему учат?
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить учиться, и относится это не только к нашим воспитанникам, но и к педагогам. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении (попробуем определить вместе):
1. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
6. Развитие умения принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Литература:
1. Давыдова О. И., майерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.
2. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...
Эссе «Самооценивание педагогом своей квалификации и образовательной деятельности в условиях реализации программы повышения качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Работая в дошкольном образовании, я понимаю всю сущность этой профессии, а именно то, что в дошкольном...
Интерактивные формы работы с педагогами ДОО как фактор повышения качества образования
Перед руководителями методических объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм ме...
Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования
Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования" поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...
Развитие профессиональной компетентности педагога как необходимое условие повышения качества образовательной деятельности
В статье представлены способы развития профессиональной компетентности педагогов с целью обеспечения процесса воспитания специалистами высокого уровня. Определены основные способы внедрения инновацион...
«Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования»
laquo;Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования»...
Современные формы взаимодействия ДОО и семьи как фактор повышения качества образования
Презентация представляет анализ работы с родителями и будет полезна педагогам ДОУ ....