Индивидуальный план по самообразованию: «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза»
методическая разработка
Индивидуальный план по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога
МАДОУ «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
Лифаревой Алёны Юрьевны
на 2019 – 2023 уч. г.
Тема: «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза».
Актуальность темы
Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.
По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.
Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.
Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.
Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.
Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.
К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе воспитания и обучения.
Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.
Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально необходимо выявить особенности психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.
Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.
Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.
Психологом создается индивидуальная программа курса, актуальная по всем параметрам для актуального состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.
Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей. Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.
В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.
Цель самообразования: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики, профилактики и коррекции развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза.
Задачи:
- изучить опыт по теме - нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;
- познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;
- освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.
Направления самообразования:
Профессиональное:
- Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
- Пройти курсы повышения квалификации.
- Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
- Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).
- Проводить открытые мероприятия на муниципальном уровне.
- Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
- Создать банк презентаций «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в дошкольном возрасте по методу замещающего онтогенеза».
Психолого-педагогическое:
- Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
- Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
- Изучать опыт коллег.
- Принимать активное участие в работе специалистов ДОО.
- Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
- Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
- Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.
- Разработаны и реализованы нейропсихологические занятий с детьми от 3 до 7 лет.
- Проведены открытые мероприятий.
- Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.
- Выпущены буклеты, памятки.
- Разработан и практически реализован дидактический материал.
- Имеются публикации на сайтах.
- Представлены результаты педагогической деятельности на муниципальном уровне.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет-ресурсы;
- медиа - информация на различных носителях;
- семинары – практикумы, конференции, вебинары;
- выставки;
- курсы повышения квалификации.
Основные этапы работы по самообразованию.
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5 лет, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Сроки | Цель | Содержание работы | Ожидаемый результат |
1. Этап «Организационно-диагностический» | |||
2019 -2020 | Определение цели и задач работы |
|
|
2. Этап Основной (Практический) | |||
2021-2023 | Теоретическое изучение проблемы и практическое применение |
|
|
3. Заключительный (обобщающий этап) | |||
2024 | Подведение итогов работы | - оформление результатов работы по теме самообразования; - использование опыта работы педагогическим коллективом. |
|
Используемая литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.
3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996.
Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.
4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.
5. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.
6.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.
7. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.
8. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрушинского. — М., 1994.
9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.
10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
11. Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
14. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.
15. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.
16. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
17. Никольская И.Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997.
18. Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. — М., 1997.
19. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. — М., 1995.
20. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.
21. Сатья С.Х. Кундалини-йога: Для здоровья, тела, ума и души. — Гамбург, 1990.
22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
23. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. — М., 2000.
24. Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
25. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.
26. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1996.
27. Тушканова О. И. Развитие внимания: Пособие для детей 7–9 лет: В 3 ч. — Волгоград, 1997.
28. Уманская А. А. Волшебные точки. — М., 1987.
29. Хамская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. — М., 1997.
30. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
31. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. — М., 1992.
32. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
33. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.
34. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. — М., 1997.
35. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.
36. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
37. Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., 1998.
Интернет - ресурсы
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога. Тема «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
Из опыта работы МКДОУ «Д/С №37». Тема: «Использование методов профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста, по укреплению эмоционально-личностной сферы».
Использование методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников ( изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пластилинография, арттерапия) в разных возрастных группа...
Индивидуальный план по самообразованию " Использование ТРИЗ - технологии в игровой деятельности детей раннего возраста . Круги Луллия".
План по самообразованию...
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда ДОО. Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.
Цель: повышение интереса и работоспособности детей, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы через использование игровых технологий....
План по самообразованию Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле....