Из опыта работы МКДОУ «Д/С №37». Тема: «Использование методов профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста, по укреплению эмоционально-личностной сферы».
проект по коррекционной педагогике на тему
Использование методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников ( изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пластилинография, арттерапия) в разных возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_2.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы МКДОУ «Д/С №37».
Тема: «Использование методов профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста, по укреплению эмоционально-личностной сферы».
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебность, агрессивностью, тревожностью, неуверенностью в себе. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Они неудобны нам воспитателям, нарушают дисциплину, конфликтуют со сверстниками, или наоборот замыкаются. У всех таких детей по заключению районной ПМПК (комиссии) в коллегиальных заключениях стоит норма. Но эти дети в отличие от детей с ОВЗ, тоже требуют коррекционного внимания, независимо от того работает психолог в детском саду или нет. Поэтому на педагогическом совете единогласным решением была выбрана годовая задача: «Систематизировать работу по укреплению эмоционально-личностной сферы у дошкольников, используя методы профилактики и коррекции», решение которой помогло бы воспитателям найти подход к таким детям.
Эмоции — это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Препятствия на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели — положительные. Эмоции, участвуя в регуляции поведения человека, способствуют целостной оценке ситуации — благоприятна она или опасна.
Целью решения данной проблемы было: на практике помочь детям справиться с переживаниями, эмоциональным неблагополучием, обучить основам саморегуляции.
Задачи: воспитать уверенность в себе корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; тренировать психомоторные функции.
Использовать методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников ( изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пластилинография, арттерапия).
Все возрастные группы выбрали по 1 методу профилактики, и представляли на педсовете проекты по коррекции в работе с детьми своей возрастной группы.
2 младшая группа воспитатель выбрала метод – Игротерапия и представила опыт практической деятельности в проекте.
Игра сильно влияет на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, повышает самооценку, призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно-важных поступках, действиях, ценностях. Игровая терапия – один из основных методов психологического и психотерапевтического воздействия на детей младшего дошкольного возраста, поскольку основа данного метода – игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте.
Цель игротерапии: не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Воспитатель продемонстрировала в своем проекте какие игры она проводила с детьми« Пятнашки», «Жмурки», «Прятки». «Пчелка в темноте» и т.д., рассказала какие виды игр проводила в течение всего проекта игры с правилами, игры соревнования, игры-драматизации, образно-ролевые игры, народные игры. Какой результат у детей произошел, повысилась самооценка, понизился уровень тревожности, дети стали коммуникативные, раскрепощенные.
Средняя группа воспитатели выбрали проект по коррекции методом «Изотерапия».
Воспитатели используя этот метод решали такие задачи:
Повышали эмоционально-положительный фон, созданием благоприятных условий, совершенствовали элементы саморегуляции. Тренировали последовательность действий, снимали напряжения, развивали тактильность. Мелкую моторику и творческое воображение. Педагоги рассказали, какие условия подбора техники и приемов использовали в проекте: рисование пальчиками, ладошкой, монотипию предметную, пейзажную, кляксографию с трубочкой, рисование ватными палочками. Использование этого метода, позволило педагогам получить результаты: сособствующие преодолению коммуникативных барьеров, развитие произвольности и способности к саморегуляции, оказало влияние на осознание детьми своих чувств, переживанией, повысило уверенность в себе.
Подготовительная к школе группа воспитатели реализовывали проект по коррекции методом «Арт-терапия».
Арт-терапи́я – занятия, способствующие выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.
В ходе занятий ребёнок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. В процессе творчества снижается защита, скованность, агрессия.
Педагоги придерживались в реализации проекта следующих условий: любое творчество должно нести для ребенка радость;
Нельзя принуждать детей;
У взрослого всегда должно быть хорошее настроение;
Необходимо уметь вовремя закончить работу, если ребенку надоело;
Радоваться удачам ребенка и делиться этим с родителями.
Воспитатели использовали в работе с детьми следующие арт-терапевтические техники:
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Штриховка-каракули
Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка. Рисование под музыку
Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен.
Педагоги рассказали,что Арт-терапия превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволил каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод развил у детей навыки общения и явился идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказал влияние на становление ребенка как личности общества, способствовал сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивал творческое начало, а значит, затрагивал все направления Основной образовательной программы ДОУ.
Воспитатель в санаторной разновозрастной группе выбрала проект по методу «Пластилинография». Реализуя проект пластилинографией, педагог старалась создать для детей атмосферу непринужденности, поощряла инициативу, самостоятельность детей, вызывала эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивала их творческие способности. Дети которые не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работали с большим воодушевлением. Результат, как правило, отличный - все творческие работы получались великолепными. Ребята довольны.
Инстуктор по физической культуре работала по проекту «Телесно-ориентированная терапия, как здоровьесберегающий компонент воспитательно-образовательного процесса», цель которого была развитие координации и равновесия; мелкой моторики; речи; зрительных, тактильных, слуховых анализаторов; эмоциональной сферы; навыков общения; повышение сенсорной чувствительности; обучение основам саморегуляции; коррекции нарушений эмоционально-волевой сфере детей; снятие эмоционального и психомоторного напряжения.
Ж.Г. при реализации проекта использовала такие формы работы с детьми: Мышечная релаксация по контрасту с напряжением; Мышечная релаксация по представлению; Саморегуляция; Дыхательные упражнения; Йоговские техники; Танцевальная терапия.
Игры реализации проекта: «Упражнения на дыхание»:
«Задуй свечу», «Шарик лопнул», «Разноцветные перышки»,»Волшебные трубочки».
«Упражнения на напряжение и расслабление»: «Штангисты», «Бубенчик».
«Релаксационные упражнения и этюды» : «Мышеловка», «Замри», «Кто погладил».
В ДОУ проходил смотр-конкурс среди педагогов на лучшее оформление уголков релаксации (для снятия психо-эмоционального напряжения детей). Во всех возрастных группах в целях реализации годовой задачи были созданы условия для сохранения психологического здоровья, согласно положения и критериев смотра-конкурса:
1.это зоны для психологической разгрузки, (уголки уединения, палатки); 2.педагоги подобрали игровой материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме (боксерские груши, поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени);
3. так же был подобран материал для обучения детей умению владеть собой , приемах саморегуляции «Стул почета,грусти», (аудио, видео записи, шум моря, звуки леса, релаксация),фонтаны, игры с песком.водой,крупами; «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел».
4.Изготовили и пополнили картотеки эмоционально-развивающих игр на обучение детей безконфликтному общению: «азбука настроения», «Коврик дружбы», «Коробочка примерения», «Доска настроения», ит.д.
Реализация данного годовой задачи способствовала повышению психологического комфорта дошкольников, профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей, активизации деятельности педагогов по данной теме и привлечению родителей, как активных участников педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»
Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный. Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...
Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми п...
Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...
Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...
Индивидуальный план по самообразованию: «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза»
Индивидуальный план по самообразованию...
Тема «Использование метода проекта в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает нравственные нормы. Кроме...
Консультация для педагогов на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все ...