ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
методическая разработка (старшая группа)
Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2023_gladkina_m.a.docx | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРКИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №8»
ул. Моргунова, д.5, г. Коркино Челябинской области, 456550 телефон 8 (351 52) 3-72-80
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Составитель: воспитатель
Гладкина М.А.
Актуальность
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях Николаевой С. Н., Бондаренко Т. М., Гончаровой Е. В., Егоренкова Л. И., Ивановой А. И. И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения. Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Для этого необходимо:
Формировать у детей элементарные знания о природе… Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
Развивать у детей трудовые навыки и умения. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Воспитывать у детей любовь к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
В процессе экологического воспитания нужно показать детям взаимосвязь жизни человека с миром природы; укреплять их здоровье (гулять чаще на свежем воздухе, купаться, трудиться и т.д.); подвести их к тому, что для жизни необходимо создать вокруг себя благоприятную обстановку. В доступной для детей форме рассказать и продемонстрировать им, что в природе всё взаимосвязано и, нарушая одну из этих связей, ведёт за собой изменения.
В настоящее время проблемы окружающей среды приобрели огромное значение. Общей задачей для нас стало защита окружающей среды от загрязнения и разрушения.
Совместно с родителями проводить праздники и развлечения, организовывать фотовыставки. Во время прогулок с детьми приучать к наблюдению за природой, они способствуют развитию вниманию и наблюдательности, памяти и мышления. Эти простые наблюдения воспитывают положительные качества детей.
Семья как средство формирования у ребёнка личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Родители могут получить информацию:
- на родительских собраниях;
-в процессе посещения территории детского сада;
- из консультаций для родителей;
-в совместной деятельности с детьми.
Актуальность темы. Вывод:
- Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
- Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Целью экологического воспитания дошкольников является – формирование у ребенка начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- Формировать у дошкольников элементарные экологические знания, осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам, понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности дошкольников, умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы, а так же развивать умения и навыки по уходу за растениями и животными.
- Воспитывать у дошкольников гуманное, бережное, заботливое отношение к природе и элементарные нормы поведения по отношению к миру природы путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать чувственно- эмоциональные реакции детей на окружающую среду, воспитывать эстетические чувства.
Задачи по самообразованию:
- Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике экологического воспитания.
- Освоить базовые экологические, игровые технологии.
- Разработать и внедрить современные технологии в области экологического воспитания как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
- Просветить родителей в вопросах методов и приёмов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
- Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов по экологическому воспитанию.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
- Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
- Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Изготовление экологического лэпбука.
- Изготовление дидактической игры по экологии «Кубик Блума»
- Участие в конкурсах
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)
Ожидаемый результат:
- разработка программ, проектов;
- проведение открытых мероприятий;
- проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников;
- выпуск буклетов, памяток;
- разработка и внедрение дидактических материалов;
- публикации на сайтах: ДОУ, Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ и т.д.;
- представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и районном уровнях.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет-ресурсы и медиа-информация;
- семинары – практикумы, конференции;
- дистанционные курсы повышения квалификации.
Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
№ | Этапы работы | Содержание работы | Сроки реализации | Практический выход (результат) | |
1. | Ознакомительный Цель: планирование работы по теме самообразования. | Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования. | 2021 – 2023 | Теоретическая база по заявленной теме самообразования | |
Обзор передового педагогического опыта работы по экологии. | Опыт коллег по экологическому воспитанию. | ||||
Знакомство с инновационными технологиями. | Актуализация информации и систематизация теоретических знаний | ||||
2. | Практический Цель: практическое применение знаний, умений, навыков. | Освоение и внедрение базовых технологий в коррекции речевого развития по экологическому развитию. | 2021 – 2023 | Картотека упражнений для формирования экологических знаний. | |
Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти. | |||||
Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения. | |||||
Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений. | |||||
2.1 2.2 | Методический блок Работа с детьми | Организация активной предметно - развивающей среды в группе с учётом современных требований. | Октябрь 2021 | Создание активной коррекционно-развивающей среды по экологическому воспитанию | |
Составление перспективного плана по внедрению экологических упражнений. | Ноябрь2021 | Создание картотеки: «Использование экологических упражнений в коррекции речевых нарушений» | |||
Мастер – класс по экологическому воспитанию дошкольников «Роль экологической сказки в воспитании дошкольников». | Декабрь 2021 | Методическая разработка и введение инновационных технологий. | |||
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников «Воспитание любви к природе» | Февраль 2022 | ||||
Экологическая диагностика дошкольников с нарушениями речевого развития. | 2021 – 2022 2022 – 2023 | Анализ показателей уровня развития детей | |||
Внедрить в коррекционно -образовательный процесс современные технологии. | Конспекты занятий с применением современных технологий по экологическому воспитанию. | ||||
Показ открытого занятия в ДОУ с детьми старшей группы по экологическому воспитанию «Природа – наш дом» | Март 2022 | ||||
2.3 | Работа с родителями | Проведение родительских собраний (1 полугодие) | 2021 | Тема: «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
| |
Проведение родительских собраний (2 полугодие) | 2022 | Показ открытого занятия в ДОУ с детьми старшей группы по экологическому воспитанию «Природа – наш дом» | |||
Разработка памяток и буклетов для родителей | Памятки и буклеты по экологическому воспитанию детей. | ||||
Оформление информационного материала в родительском уголке | Консультация: «Природа в жизни вашей семьи» | ||||
Папка передвижка: «Природа – Наш дом» | |||||
3. | Отчётный Цель: подведение итогов работы. | Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования | 2022 | Тема: «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» | |
Обобщение и трансляция опыта | 2022 | Демонстрация опыта в форме отчета – презентации. | |||
Публикация методического материала на образовательных порталах. https://nsportal. | |||||
Оформление результатов работы по теме самообразования | 2023 | Анализ работы по самообразованию, отчёт о проделанной работе. |
Список используемой литературы:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва.
Издательство АСТ 1997г.
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г.
7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г
8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО...
ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС
Физкультурные уголки с учетом ФГОС...
ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС
Физкультурные уголки с учетом ФГОС...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Дидактическая игра по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Семинар практикум по теме "Условие речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
В рамках логопедической недели, для педагогов детского сада было предоставлено выступление по теме "Условие речегого развития детей дошкольногог возраста с учетосм ФГОС ДО". Выступлени...
Муниципальный мастер-класс "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
Мастер-класс для педагогов: «Домик для животных»....