Индивидуальный образовательный маршрут педагога по теме самообразования
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Общие сведения о педагогическом работнике
Ф.И.О. (полностью) | Батуева Екатерина Владимировна |
Дата рождения | 16.08.1982 г. |
Специальность по диплому | Педагогика и методика дошкольного образования |
Квалификация по диплому | Организатор-методист дошкольного образования |
Наличие квалификационной категории | Не имею |
Педагогический стаж | 17 лет |
Стаж работы в занимаемой должности | 2,5 года |
Тема: «Лего-конструирование и робототехника в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.
Предполагаемая дата окончания работы над темой: август 2020 г.
ЦЕЛЬ: овладение инновационными педагогическими технологиями лего- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей.
Задачи:
1. Теоретически изучить способы развития технического творчества у детей.
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, интернет-ресурсов, посещения мероприятий, КПК.
3. Разработать программу дополнительного образования детей технической направленности.
4. Внедрить лего-конструирование и робототехнику в образовательный процесс дошкольных групп.
5. Сформировать «методическую копилку» «Лего-конструирование и робототехника в ДОО» для успешной деятельности в дальнейшем и возможности транслирования своего педагогического опыта.
Ожидаемые результаты:
- овладение инновационными педагогическими технологиями лего-конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей;
- сформируются основы педагогического мастерства и профессионализма: повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков в вопросе развития технического творчества у детей;
- активизация творческих способностей; умение применять полученные знания на практике;
- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты;
- увеличение доли воспитанников в возрасте 5-7 лет, охваченных программами дополнительного образования технической направленности.
Этапы | Содержание | Сроки | Планируемая деятельность | Результаты работы |
1. Диагностический Цель: выявление затруднений | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. | май – июнь 2018 г. | 1. Изучение ФГОС ДО. 2. Самоанализ педагогической деятельности, самообследование работы дошкольных групп за учебный год. 3. Определение основной цели работы по самообразованию. | 1. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. 2. Проблема: отсутствие в дошкольных группах программы дополнительного образования технической направленности. 3. Основная цель: овладение инновационными педагогическими технологиями лего- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей. |
2. Прогностический Цель: разработка мероприятий для решения проблемы | 1.Определение цели и задач работы над темой. 2. Прогноз результатов. 3. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Изучение литературы и имеющегося опыта по проблеме. | июль – декабрь 2018 г. | 1. Составление плана по самообразованию. 2. Изучение литературы и имеющегося опыта по проблеме. 3. Курсы повышения квалификации. 4. Участие в методической работе дошкольных групп. 5. Выступление на МО. 6. Участие в семинаре-практикуме. 7. Участие в вебинарах по теме. 8. Участие в конференциях. | 1. План по самообразованию. 2. Электронный банк данных литературы и интернет-ресурсов по теме. 3. Курсы повышения квалификации по программе «Основы робототехники и LEGO-конструирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста» - 72 ч., Удостоверение рег. № 00992. 4. Приказ № 628 от 31.08.2018 г. «Об организации методической работы педагогических работников дошкольных групп на 2018-2019 учебный год» - руководитель методического объединения «Лего-конструирование и робототехника» 5. Участие в семинаре-практикуме для педагогов дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» 6. Семинар «Формирование и развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)» Всероссийский образовательный журнал «Познание» – сертификат участника. |
3. Практический Цель: внедрение изученного передового педагогического опыта в свою работу | 1. Внедрение передового пед-го опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Реализация программы дополнительного образования «Юный техник» 3. Формирование методического комплекса. 4. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 5. Корректировка работы. | январь 2019 г. – май 2020 г. | 1. Разработка программы технической направленности. 2. Сертификация программы у регионального оператора в системе ПФ ДО. 3. Использование и внедрение лего-технологии и робототехники в практику работы. 4. Участие с воспитанниками в конкурсах различного уровня. 5. Участие в конкурсе учебно-методических материалов. 6. Разработка консультаций буклетов, памяток для педагогов и родителей. 7. Создание «Методической копилки» | 1. Разработана дополнительная образовательная программа технической направленности «Юный техник» 2. Программа отправлена на сертификацию региональному оператору ПФ ДО. 3. Участие с воспитанниками в робототехническом фестивале «Робофест – Югра – 2018» в номинации «Фристайл» - диплом победителя. 4. Участие с воспитанниками во всероссийском творческом конкурсе по лего-конструированию в номинации «Лего-дом» - диплом 2 степени. 5. Участие с воспитанниками во II открытом заочном конструкторском интернет-конкурсе для детей «Жираф-инженерик» - дипломы призёров. 6. Благодарственное письмо от директора центра развития личности «Жираф» за подготовку конкурсантов и активное участие в II открытом заочном конструкторском интернет-конкурсе для детей «Жираф-инженерик». 7. Участие с воспитанниками в муниципальной инновационной робототехнической игре «Город будущего» - диплом 3 степени. 8. Разработана консультация для воспитателей «Лего-конструирование и робототехника в ДОО» 9. Для родителей разработаны: - консультация «Значение лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»; - памятки «Что такое Лего-конструирование?», «Как хранить Лего в доме с маленьким ребенком»; - рекомендации по использованию конструктора Лего в домашних условиях. |
4. Обобщающий Цель: подведение итогов своей работы по теме самообразования | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме. 3.Представление материалов. | май 2020 г. | 1. Участие в работе МО. 2. Участие в семинарах, конференциях. 3. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах. 4. Открытые занятия для педагогов 5. Публикации методических материалов на сайтах. 6. Пополнение личного портфолио. | 1. Участие во Всероссийской педагогической конференции «Тенденции и перспективы развития современного образования». Секция «Дошкольное образование». Тема выступления «Развитие технического творчества у дошкольников на основе лего-конструирования» - диплом участника. 2. Педагогический журнал. Участие во Всероссийской конференции «Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня». Доклад «Лего-конструирование и робототехника в дошкольной образовательной организации» - диплом участника. 3. Свидетельство о публикации материала «Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лего-конструирование в образовательной работе» во всероссийском сетевом издании «Педагогические конкурсы» 4. Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании «Центр талантов «Творчество-наука». |
5. Внедренческий Цель: распространение своего опыта | 1. Распространение опыта среди коллег. | июль – август 2020 г. | 1. Обобщение практических результатов деятельности в СМИ, сетевых сообществах, интернет – сайтах. 2. Участие в конкурсах педагогического мастерства. | 1. Всероссийский педагогический конкурс «Калейдоскоп средств, методов и форм». Номинация «Педагогические инновации в образовании». Конкурсная работа «Использование лего-технологии в образовательной деятельности с дошкольниками», диплом 2 место. 2. Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Педагогический проект». Конкурсная работа «Семинар-практикум для педагогов ДОО «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками», диплом 1 место. |
Актуальность: На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как лего-конструирование. Актуальность использования лего – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:
- Лего – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
- Игра – важнейший спутник детства. Лего позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
- Лего-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности.
- В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Также, использование конструкторов лего при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения лего-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. Лего-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей:
- способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность;
- сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Основные принципы использования лего – технологий:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Лего-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами Лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жарких стран и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.
Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:
В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствием необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:
- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением дошкольных организаций конструкторами Лего, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием Лего-конструкторов и робототехники;
- необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния Лего-конструирования и робототехники на развитие личности дошкольников.
Анализ деятельности дошкольных групп за 2017-2018 учебный год выявил проблему: отсутствие дополнительной образовательной программы технической направленности, что не позволяет в полной мере решить одну из годовых задач – расширение спектра дополнительных образовательных программ технической и естественно-научной направленности.
Поэтому данные противоречия и проблемы указывают на необходимость разработки дополнительной образовательной программы технической направленности и внедрения Лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО, что даст возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники и формированию первоначальных технических навыков.
Этапы реализации самообразования:
Первый этап (диагностический, прогностический: сентябрь – декабрь 2018 г.) – изучение литературы по вопросу внедрения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, разработка программы дополнительного образования технической направленности, организация начального материально-технического обеспечения кабинета лего-конструирования.
Второй этап (практический: январь 2019 г. – май 2020 г.) - практическое осуществление деятельности: организация работы кабинета лего-конструирования, решение организационных вопросов по более широкому использованию его возможностей в образовательном процессе со старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (обобщающий, внедренческий: май - август 2020 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Форма отчетности
1. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ.
2. Планирование деятельности и перспектив развития.
3. Презентация «Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».
4. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования.
5. Анализ процесса профессионального самообразования:
- какие вопросы вызывали трудность в процессе изучения и практики;
- затруднения детей;
- определение новых задач;
- оправдал ли себя план, практические выводы.
Учебно-методическая литература и интернет-ресурсы:
1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/
4. Л.Г. Комарова «Строим из Лего» / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» / Л.В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
6. «LEGO конструирование в детском саду» Фешина Е.В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.
7. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
8. О.В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем» / О.В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна
(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
10. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)
11. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)
12. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
13. Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
14. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т.В. - Москва, Владос, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут педагогов ДОУ (самообразование)
В помощь педагогу при составлении плана по теме самообразования...

индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я) Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования.
Муниципальное бюджетное общеобразоватедьное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы. Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования:&quo...

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»....

Индивидуальный образовательный маршрут педагогов ДОУ (самообразование)
Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики как составляющая готовности к школе».Актуальность темы и ее обоснованность. Актуальность данной темы заключается в том...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Изучение и систематизация инновационных технологий в формировании полноценной речевой функции у детей с ТНР....

Индивидуальный образовательный маршрут педагога на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...