Развитие самостоятельности у старших дошкольников
статья (старшая группа)
Данная статья будет полезна воспитателям, старшим воспитателям, студентам пед колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_u_starshih_doshkolnikov.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности у старших дошкольников.
Проблема развития у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно, поэтому проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Первые проявления самостоятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие самостоятельности. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а ручной труд - это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.
В психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечал С.Л. Рубинштейн указывал, что «самостоятельность - это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу». В педагогической науке изучение самостоятельности было тесно связано с разработкой теории воли (труды А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и др.)
Абсолютизация самостоятельности личности, ее независимости отражается в теории «свободного воспитания». Как подчеркивает А.В. Петровский, «самостоятельность вовсе не представляет собой «отпочкования от общества» Развитие независимости по отношению к чуждым ребенку, ситуативным социальным воздействиям предполагает непрерывный рост и укрепление усвоенных им общественных норм поведения, усиление его связи с обществом в целом»
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно - образовательного процесса.
В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, 9 организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
По мнению Теплюк С. «истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности».. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий.
«В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе».
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования (п. 1.4 абзац 1 - 4, 7 ФГОС ДО) является: 1) Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; На этапе завершения дошкольного образования в контексте понятия «самостоятельность» целевыми ориентирами (п.4.6 ФГОС ДО), предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
∙ проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
∙ способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
∙ ребенок способен к волевым усилиям;
∙ пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
∙ способен к принятию собственных решений. Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах элементарного бытового труда. Формирование навыков элементарного бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив — «сделать для других», ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать. Д.Б Эльконин указывал, что «старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы» . Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться. Программой ДОУ для дошкольников выделены четыре вида трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд - в подготовительной группе это особенно актуально. Данные виды труда всегда привлекательны для детей, значимы для каждого из них и, самое главное, не требуют создания особых условий, могут быть организованы в любой семье, в каждом детском саду. Формы, в которых ребёнок привлекается к труду, разнообразны. Это может быть коллективная работа, в паре с воспитателем или с другим ребёнком, индивидуальный труд, дежурства и разовые поручения. Виды детского труда отличаются друг от друга и содержанием, и назначением. Так, ручной труд в подготовительной группе связан с изготовлением изделий посредством плетения, шитья, вышивания, а также созданием различных игрушек и даже книг, сувенирчиков, украшений, подарков для друзей и родных, с ремонтом своих книг и игрушек, коробок и т. д. По своему назначению он близок к производительному труду взрослых, так как имеет овеществленный результат, который неизменно вызывает у ребёнка положительные эмоции и побуждает к деятельности снова и снова. В то же время он связан с конструктивной деятельностью, потому что часто базируется на навыках и умениях, приобретенных в конструировании.
Учитывая возросший опыт старших дошкольников следует меньше показывать, указывать, а предоставлять большую самостоятельность для выполнения работы, проявления творчества, смекалки, трудовых и волевых усилий и только при создании таких условий, ребенок вырастет самостоятельным и инициативным.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. – Воронеж, Метода, 2014.
2. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? Дошкольное воспитание-№8, 2009. – с. 25
3. Порембская Л. А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. -Л. , 1992. - с. 67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельных умений старших дошкольников с нарушениями слуха.
Из опыта работы с детьми, имеющие нарушения слуха 4 года обучения....
ИНТЕГРАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
В условиях, когда меняются цели, ценности, нормы, образцы поведения, дальнейшее развитие и стабилизация общества, государства, реализация прав и свобод зависят во многом от ...
Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.Актуальность темы:Жизнь в эпоху научно – технического прогресс...
Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности у старших дошкольников
Консультация...
Использование технологии квест-игры, как развитие самостоятельности у старших дошкольников.
В статье даются рекомендации воспитателю в использовании технологии квест - игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников...
Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.
Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант ...
Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"
Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...