Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.
консультация
Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант поведения в определенных ситуациях. Условием успешной социализации ребенка является умение гармонично взаимодействовать со сверстниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.
Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант поведения в определенных ситуациях. Условием успешной социализации ребенка является умение гармонично взаимодействовать со сверстниками. Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Коммуникативная компетентность дошкольника в содержании образовательных программ включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Год от года растет число детей с различными трудностями в общении. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. В настоящее время одной из форм организации педагогического процесса, позволяющей усилить воспитательно-образовательную деятельность, является игра. Преимущество игры перед любыми другими видами детской деятельности заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.
В своей работе мы активно применяем технологию формирования самостоятельности в организации подвижных игр. Подвижные игры способствуют развитию познавательного, двигательного интересов, а также умению договариваться, дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. Что соответствует целевым ориентирам ФГОСа.
Для усвоения последовательности игровой деятельности и ее основных компонентов, мы разработали опорные карточки, на которых этапы проведения подвижной игры представлены с помощью моделей, т.е. невербальным способом коммуникации. Передача информации осуществляется посредством знаковой системы. Действия, расстановка игроков, правила, оборудование представлено с помощью символов, условных обозначений. Именно с их ознакомления начинается работа с опорной карточкой.
Карточка состоит из шести полей. В каждом поле заключен один из компонентов подвижной игры: определение игры (ее название); персонажи-водящие; расстановка участников игры и размещение оборудования; правила игры; слова (речевки); варианты игры. Каждая подвижная игра имеет свою опорную карточку, что позволяет быстро, бесконфликтно определиться дошкольникам, какую игру они хотят организовать, выбрать водящего (различными способами), соблюдать правила при расстановке участников, определиться с вариантом игры.
Для достижения позитивных результатов в применении данной технологии от педагога требуется соблюдения правил:
-мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью, удовлетворению потребности в самоутверждении, самореализации;
-если отдельные игроки значительно опережают остальных по всем показателям, то включать их в прослушивание обучающей информации не нужно, чтобы у них не пропало желание играть, а у отстающих появилась возможность выровнять игру;
-одним из самых сложных вопросов является организация игрового коллектива. Сильно увлекшийся игрой ребенок, может проявить эгоизм, конфликтность, задача педагога – воспитать позитивные чувства и побуждения на положительных примерах;
-особого внимания требует выбор организатора, каждый ребенок хочет быть главным, но не все умеют делать это правильно, считаться с мнением товарищей, справедливо решать споры. Но у всех необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
В игре раскрывается каждый ребенок, его интересы, положительные и отрицательные черты характера. Наблюдение за детьми позволит найти правильный подход к каждому. Сложившиеся ситуации обсуждаются и анализируются совместно с детьми.
Какие же результаты мы получили, формируя самостоятельность в организации подвижных игр? Дети приобрели способность управлять своим поведением, стали более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, выражают гнев более «пристойными» способами, легко договариваются, учитывая интересы других. Усвоили общественные, этические нормы поведения, ненасильственное взаимодействие со сверстниками.
Предварительный просмотр:
Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.
Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант поведения в определенных ситуациях. Условием успешной социализации ребенка является умение гармонично взаимодействовать со сверстниками. Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Коммуникативная компетентность дошкольника в содержании образовательных программ включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Год от года растет число детей с различными трудностями в общении. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. В настоящее время одной из форм организации педагогического процесса, позволяющей усилить воспитательно-образовательную деятельность, является игра. Преимущество игры перед любыми другими видами детской деятельности заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.
В своей работе мы активно применяем технологию формирования самостоятельности в организации подвижных игр. Подвижные игры способствуют развитию познавательного, двигательного интересов, а также умению договариваться, дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. Что соответствует целевым ориентирам ФГОСа.
Для усвоения последовательности игровой деятельности и ее основных компонентов, мы разработали опорные карточки, на которых этапы проведения подвижной игры представлены с помощью моделей, т.е. невербальным способом коммуникации. Передача информации осуществляется посредством знаковой системы. Действия, расстановка игроков, правила, оборудование представлено с помощью символов, условных обозначений. Именно с их ознакомления начинается работа с опорной карточкой.
Карточка состоит из шести полей. В каждом поле заключен один из компонентов подвижной игры: определение игры (ее название); персонажи-водящие; расстановка участников игры и размещение оборудования; правила игры; слова (речевки); варианты игры. Каждая подвижная игра имеет свою опорную карточку, что позволяет быстро, бесконфликтно определиться дошкольникам, какую игру они хотят организовать, выбрать водящего (различными способами), соблюдать правила при расстановке участников, определиться с вариантом игры.
Для достижения позитивных результатов в применении данной технологии от педагога требуется соблюдения правил:
-мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью, удовлетворению потребности в самоутверждении, самореализации;
-если отдельные игроки значительно опережают остальных по всем показателям, то включать их в прослушивание обучающей информации не нужно, чтобы у них не пропало желание играть, а у отстающих появилась возможность выровнять игру;
-одним из самых сложных вопросов является организация игрового коллектива. Сильно увлекшийся игрой ребенок, может проявить эгоизм, конфликтность, задача педагога – воспитать позитивные чувства и побуждения на положительных примерах;
-особого внимания требует выбор организатора, каждый ребенок хочет быть главным, но не все умеют делать это правильно, считаться с мнением товарищей, справедливо решать споры. Но у всех необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
В игре раскрывается каждый ребенок, его интересы, положительные и отрицательные черты характера. Наблюдение за детьми позволит найти правильный подход к каждому. Сложившиеся ситуации обсуждаются и анализируются совместно с детьми.
Какие же результаты мы получили, формируя самостоятельность в организации подвижных игр? Дети приобрели способность управлять своим поведением, стали более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, выражают гнев более «пристойными» способами, легко договариваются, учитывая интересы других. Усвоили общественные, этические нормы поведения, ненасильственное взаимодействие со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельных умений старших дошкольников с нарушениями слуха.
Из опыта работы с детьми, имеющие нарушения слуха 4 года обучения....
Мнемотехника-как способ развития коммуникативных способностей дошкольников.
Хочу поделиться опытами использования мнемотехники для развития коммуникативных способностей детей. Если ...
Театрализованная деятельность как способ развития коммуникативных способностей у детей 3-4 лет.
консультация для воспитателей...
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Место игры в развитии ребенка. Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста через игру....
«Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе организации подвижных игр у детей дошкольного возраста».
laquo;Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие»(Р.С.Немов, 2001)....
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для дошкольника игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....