Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.
Актуальность темы:
Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konf.docx | 21.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 39»
«Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»
Подготовила: Писарева И.М.,
музыкальный руководитель
г. Усолье – Сибирское
2020г.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и
отличающееся неповторимостью, оригинальностью,
уникальностью.
Актуальность темы:
Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Основная цель работы с детьми: изучение особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.
Превращение ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно – репродуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно – творческий.
Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста самая сложная для воспитателя. Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при незначительной помощи педагога. В основе самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. И не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством.
Условиями проявления самостоятельной музыкальной деятельности
у дошкольников становятся:
- опыт общения с музыкой (накопленные эмоции, чувства, образы);
- опыт музыкальной деятельности (совокупность умений восприятия музыки и умений исполнительства (пение, музыкально – ритмические умения, умения игры на детских музыкальных инструментах)).
К условиям организации педагогом самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников можно отнести:
- учёт в музыкальной деятельности детских музыкальных интересов
и предпочтений, субъектных качеств ребёнка:
- недоминирующий характер взаимодействия с детьми, косвенное участие взрослого в деятельности детей;
- продуманную предметно – игровую среду (наличие музыкальных игрушек и инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов музыкальной деятельности) и её доступность детям.
Важным моментом в организации и развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей становится овладение дошкольниками способами переноса музыкальных впечатлений, представлений, умений и навыков в новые условия. Решение этой задачи происходит в определённых формах совместной деятельности взрослого и детей.
Специфика данных форм заключается в определённой логике, направленной на развитие самостоятельности детей: от действий по показу или образцу педагога к инициативным непреднамеренным действиям и далее – к импровизации, творчеству. Важно помочь ребёнку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование самостоятельной деятельности дошкольников.
От разнообразия форм организации самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит её характер – воспроизводящая она или творческая.
Организация самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей:
Вид музыкальной деятельности: | Задачи формирования самостоятельности: | Формы, методы и приёмы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей: |
Слушание | - развитие способности слушать и вслушиваться в звучание музыкальных произведений; - развитие умений различать характер музыкального произведения, характеризовать музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром чувств и переживаний; - развитие умений определять жанр и форму музыкального произведения, автора; - поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умения эстетической оценки музыкальных произведений, способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать; - обогащение музыкального опыта способами выражения музыкальных впечатлений от воспринятой музыки. | - игровые проблемные и поисковые ситуации, связанные с музыкой; - беседы и рассказы о музыке; - музыкальная викторина; - игры – фантазирования; - музыкальные игры – сопереживания; - музыкальное рисование; - игры – инсценировки; - игры – настроения; - игры – образы; - игры – размышления. |
Исполнительство: (пение, музыкально – ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах) | Пение: - развитие восприятия вокальных произведений, умений музыкального анализа и эстетической оценки песни; - формирование любимого песенного репертуара; - развитие музыкально – исполнительских умений для осуществления певческой деятельности; - развитие песенного творчества. | - сочиняем музыку (песню) к сказке, мультфильму, истории; - интонационные игры – импровизации и игры на звукоподражание; - вокально – речевые игры; - музыкальные игры – импровизации (сочини песенку к тексту, песенный мотив, сочини музыку к своему стихотворению). |
Музыкально – ритмическая деятельность: - развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения; - развитие умений исполнительства характерных танцев; - развитие творческого воображения. | - танцевальные игры – импровизации; - музыкальные прогулки; - музыкальные игры – уподобления; - музей танца. | |
Игра на детских музыкальных инструментах: - развитие умений элементарного музицирования; - развитие умений подбирать знакомые мелодии и сочинять несложные ритмические композиции. | - проблемные и поисковые ситуации с использованием детских музыкальных инструментов; - музыкально – дидактические игры; - игры «Озвучиваем стихотворение»; - игры «Озвучиваем персонажа»; - игры – импровизации; - музыкальная сказка (игра – инсценировка). |
Развитию самостоятельности и творческих способностей способствуют
развлечения и праздники, вызывающие у детей яркий эмоциональный отклик и живой интерес, особенно если включены в сценарий задания для дошкольников импровизационного характера, побуждающие их к инициативности и самостоятельным творческим действиям. Современный подход к организации музыкального досуга или праздника предполагает включённость детей наравне со взрослыми. Они выступают как сорежиссёры мероприятия, предлагают различные идеи, образы, способы их воплощения, распределяют роли, подбирают атрибуты, декорации, способы участия в празднике приглашённых гостей. При подобной организации развитие самостоятельности будет возникать у детей естественным образом, т.к.
воспитывается привычка действовать инициативно, проявлять активность.
Развитию творчества в самостоятельной музыкальной деятельности способствует также интеграция искусств, поскольку у детей проявляется широкая возможность создания художественного образа. Интеграция
даёт ребёнку возможность выбирать средства выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках, а выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности.
Таким образом, учёт ряда важнейших условий (психофизиологические факторы развития, полихудожественная среда, целенаправленная педагогическая поддержка, опыт творческой деятельности) позволяет осуществлять реализацию индивидуальных способностей и внутренних возможностей ребёнка, сопровождающуюся повышением его личного статуса и развитием потребности в художественно - творческой самореализации.
Литература:
- Ветлугина Н.А., «Музыкальное развитие ребёнка». М. «Просвещение».1967г.
- Картавцева О.Д., «Духовное развитие личности на основе реализации
сущностных сил в творчестве». Ростов н/Д. 2009 г.
- Костина Э.П., «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка» // Дошкольное воспитание.2006. № 11,12.
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников». М.:Академия, 1998г.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов пед.вузов и колледжей/
под редакцией Т.И. Ерофеевой. М. Академия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей старших дошкольников в познавательно – речевой деятельности»
Цель: развивать интеллектуально-творческие способности у старших дошкольников путём обогащения опыта в познавательно-речевой деятельности....
Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"
Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности
Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...
План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...
Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности
В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие творчеcких cпоcобностей ребѐнка являетcя важной задачей воcпитательно-образовательной работы в ДОУ....
Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"
Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...