ИНТЕГРАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
консультация на тему
В условиях, когда меняются цели, ценности, нормы, образцы поведения, дальнейшее развитие и стабилизация общества, государства, реализация прав и свобод зависят во многом от самого человека, его способности не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и преобразовать отношения между личностью и государством на основе развития права, установления доверия и взаимного уважения, справедливости, законности и тем самым обеспечить будущее России. Справиться с такими задачами возможно, если каждый индивид овладеет социально-правовыми знаниями, навыками реализации своих прав и обязанностей, опытом взаимоотношений между людьми и социально-правовыми институтами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблему правовой социализации можно отнести к числу малоизученных в отечественной юридической литературе. Тем не менее она не оставалась без внимания отечественных юристов. Большое значение в создании и развитии концепции правовой социализации сыграли фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, которые составили теоретическую основу настоящего диссертационного исследования.
Социологические аспекты социализации личности получили научную разработку в трудах зарубежных ученых (П. Абрамсон, Н. Боуверс, М. Вебер, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Р. Инглехарт, О. Конт, Б. Коулз,
Ч. Кули, А. Мендр, Р. Мертон, Дж. Мид, Ж. Пиаже, В. Пууронен, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Тард, Т. Таннер, М. Хейкинен, Я. Щепаньский, Э. Эрик-сон и др.).
К выдающимся русским ученым, исследовавшим социализацию личности, можно отнести С.С. Алексеева, Ю.Г. Волкова, В.П. Воробьева, А.С. Гре-чина, В.И. Добренькова, Т.И. Заславскую, И.А. Ильина, В.В. Касьянова, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, А.И. Кравченко, СИ. Левикова, Г.И. Ловецкого, А.П. Манченко, Н.К. Михайловского, С.А. Муромцева, В.Н. Нечи-пуренко, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, М.Ю. Попова, М.Б. Смоленского, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, В.М. Сырых, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Ф.Э. Шереги, Г.Ф. Шершеневича. Они вели свои исследования по проблемам взаимоотношения личности, общества, государства с позиций философии, социологии права и внесли большой вклад в рассмотрение методологических сторон социализации личности. Их научные исследования о возрождении духовных, правовых идеалов продолжают оставаться актуальными и в настоящее время.
Особенно следует выделить фундаментальные работы ученых-юристов: Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, СВ. Боботова, Н.Н. Вопленко, А.Б. Венге-рова, К.В. Витрука, В.И. Гоймана, Н.Л. Граната, Ю.И. Гревцова, В.Н. Казакова, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Н.И. Матузо-ва, В.П. Малахова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, СВ. Облиенко, В.В. Ок-самытного, М.Ф. Орзиха, В.В. Панаевой, Л.П. Рассказов, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Л.К. Синцова, В.М. Сырых, Е.Н. Трубецкого, И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, Л.С Явича.
Кроме того, диссертантом использованы научные исследования и публикации В.В. Головченко, Г.А. Голубевой, B.C. Каптарь, СН. Кожевникова, И.А. Крыгиной, А.А. Погорадзе, В.П. Федорина, Ш.С Хамроева, О.Г. Шапиевой, внесших значительный вклад в разработку практически-прикладного аспекта проблем правовой социализации личности.
Авторами исследований, в которых рассматриваются структура личности, ее становление, развитие и роль биологических, психологических, социальных факторов в социализации личности, являются: Г.М. Андреева, С.С. Батенин, Е.П. Белинская, В.Л. Васильев, Л.С. Выготский, М.И. Еникеев, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, Х.Ф. Сабиров, Н.С. Слепцов, О.А. Тихомадрицкая, А.К. Уледов, Г.Г. Шиханцов и др.
В исследованиях таких авторов, как Я.И. Гилинский, А.А. Габиани, И.Ф. Дементьева, В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева раскрывается связь правовой социализации личности с институтами семьи, школы, производственного коллектива. Социальные факторы правовой социализации личности рассматриваются В.М. Димовым, Н.И. Добрыниной, Л.А. Журавлевой, Ю.Г. Козловым, С.А. Мерзакановым, Е.А. Певцовой, В.В. Сергеевым, Ю.А. Тихомировым.
Так, в работах Ю.А. Зубок, О.И. Карпухина, А.И. Ковалевой, Д.Л. Кон-стантиновского, В.Н. Кузнецова, В.Т. Лисовского, В.В. Морозова, Б.А. Руч-кина, В.И. Чупрова анализируются особенности включения личности в трансформационный процесс в современной России, детерминирующий характерные черты ее сознания и поведения, в том числе и отклонения в правовой социализации, деформации правового сознания.
Молодежным девиациям посвящены работы А.Д. Арефьева, В.М. Димова, СВ. Климовой, Т.В. Ковалевой, В.Н. Кузнецова, В.Т. Лисовского, Л.А. Погосян, В.Г. Попова, O.K. Степановой, Т.Г. Татидиновой.
Рассмотрим региональный компонент по проблеме правового воспитания дошкольников. Программа и методические рекомендации по воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения. Л. М. Захарова, И. Р. Сайфутдинова Ульяновск 2007. Эта программа и методические рекомендации по воспитанию детей пятого года жизни культуры межнационального общения.
Цель программы: 1) развить у детей понятие и принятие общечеловеческих национальных ценностей у детей пятого года жизни, развитие гуманных чувств.
2) Формировать у детей пяти лет положительный опыт общения в многонациональной социальной среде.
3) Воспитывать интерес к национальной культуре своего и других народов.
Программа содержит организаторские формы и методы реализации программы, диагностический материал, формы сотрудничества педагогов с родителями. Содержит также конспекты познавательных занятий, планы-конспекты образовательных задач, характеристику игр.
Программа «Ребёнок и право» Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю.
Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-80с. Пособие »Ребёнок и право» направлено на содействие педагогам в организации педагогического процесса формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях массового дошкольного учреждения. Данное пособие содержит программу и методические рекомендации по приобщению дошкольников к правовым
ценностям демократического общества. В помощь педагогам предлагается словарь по правовой тематике для работы с детьми и серия адаптированных к психолого-возрастным особенностям дошкольников книг, в содержании которых подчёркнуты нравственно-правовые аспекты. Программа и методические рекомендации созданы в рамках областной поисково-экспериментальной работы по проблеме правового воспитания
дошкольников педагогическим коллективом ДОУ№ 94 (зав. Бармина В. Н., зам. зав. Бутакова Н Н)
Эта программа призвана помочь педагогам реализовать права детей и приучить к выполнению элементарных общественных обязанностей. Авторы программы при отборе её содержания руководствовались положением, выдвинутым Козловой С. А. об информативном, эмоциогенном и регуляторном характере знаний. Право, правовые ценности- равенство, свобода, достоинство- признаются частью культуры. Поэтому эта програма для детей старшего дошкольного возраста ориентирована, прежде всего, на формирование общекультурных представлений.
Система работы по формированию нравственно-правовых представлений у детей дошкольного возраста имеет интегрированный характер и охватывает различные виды детской деятельности в дошкольном учреждении. Система работы направлена на знакомство с основными правами и свободами человека. Программа предполагает работу по трём линиям:
- знакомство с личными правами человека;
- знакомство с гражданскими правами человека;
- знакомство с социальными и культурными правами человека.
Важное значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в группе: право каждого на участие в игре, право каждого иметь собственное мнение в игре, обязанность каждого выполнять игровые правила.
Работа по приобщению старших дошкольников к правовой культуре основывается на использовании произведений устного народного творчества, прежде всего, сказок.
Анохина И. А. Формирование у детей представлений о своём организме. Журнал «Современный детский сад» №4 2008
Цель программы: помочь работникам ДОУ дать детям правильные представления о своём организме. В статье рассматриваются разные программы и пособия. Автор даёт краткие характеристики каждой программе: «Детство», «Радуга», »Мой мир», «Главное чудо»,.
В качестве приложения прилагается таблица под названием «Знакомство детей с организмом». Большая часть статьи занимает анализ программы С. А Козловой «Мой мир» и анализ разделила: «что я знаю о себе», программа С. А. Козловой «Я –человек». При знакомстве с органами чувств предлагает опираться на работы С. А. Козловой
М. А. Квардакова, Н. Ю. Майданкина.
Программа «Симбирский венец»2003 Ульяновск
Данное пособие разработано с целью модернизации содержания дошкольного образования. Это пособие создано с целью приобщить детей дошкольного возраста. Пособие состоит из программы «Симбирский венец» для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста. Программа содержит конспекты занятий, тематическое планирование, фотодокументы, список литературы, примерный детский словарь.
Данное пособие состоит из четырёх разделов:
- Город на волжских берегах.
-Меж крутых берегов Волга-речка течёт.
- Ажурных улиц величественный ряд.
- Губернские фотографии
Задачи блоков программы:
- Формировать у детей представления о месте положения края, города на географической карте.
- Формировать представления об истории нашего города.
- Познакомить с символикой города, с устным народным творчеством симбирского края.
- Воспитывать чувство сопричастности с жизнью, историей и культурой края.
- Воспитывать уважение к традициям народа.
- Воспитывать чувство уважения к законам, правилам, которые приняты в обществе.
- Вызывать интерес к истории основания города.
-Воспитывать умение слушать других, высказывать своё мнение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция экспериментальной деятельности старших дошкольников в воспитательно-образовательный процесс
Мастер-класс для педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования в различных образовательных областях. Методическая разработка содержит пояснительную записку, конспект занятия, иллюстрации, ...
Обмен опытом по теме:ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:...
«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»
Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством модели...
«Интеграция содержания непосредственной образовательной и самостоятельной художественной деятельности старших дошкольников»
Основы информационной культуры значительно оптимизируют учебный процесс в целом, повышают интерес детей к обучению. Для этого создаются развивающие программы по изобразительному искусству для дополнит...
Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...
Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности старших дошкольников как средство формирования художественно-творческих способностей.
Эта статья для педагогов дошкольных учреждений, а так же подойдет и для ознакомления учителей с тем, что такое интеграция в педагогическом процессе....
Интеграция педагогических технологий в проектной деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с этнокультурой Урала
Материал представляет собой сообщение из опыта работы воспитателей дошкольного учреждения, в котором обосновано включение в проектную деятельность дошкольников педагогических технологий: сюжетос...