Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности у старших дошкольников
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: ««Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
в различных видах деятельности»
Введение
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка? Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А возможность самостоятельно выбирать партнера по игре и общению, а также желаемый вид деятельности является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение каких либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе. А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность?
Конечно же, в детском саду ведется большая работа по поддержке детской инициативы в разных видах деятельности. Но вместе с этой работой наверняка существует и множество трудностей. Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко, так как при этом необходимо поддержать дисциплину и добиться решения учебных задач. Во-вторых, плотный распорядок дня в детском саду и большая нагрузка иногда просто не оставляет времени на поддержку всех детский идей. Ведь надо успеть сформировать многие умения и подготовить детей к школе. В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные дети, которые в любом вопросе готовы предложить неординарное творческое решение, а есть детки, которые, в силу своего характера и темперамента, менее активные и более стеснительны. Этим деткам требуется уделять особенное внимание и вести индивидуальную работу.
Все эти трудности встречаются и в нашей группе. Поэтому в данной работе нам хочется поделиться своим опытом по преодолению этих препятствий и поддержке детской инициативы в разных видах деятельности.
Цель нашей работы: поддержка детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи:
- Создавать условия для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в пяти образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической);
- Создавать условия для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в системе непосредственно-образовательной деятельности;
- Способствовать развитию творческого потенциала и самостоятельности детей;
- Создавать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую поддержке детской инициативы;
- Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей.
- Принципы работы по поддержке инициативы у детей старшего дошкольного возраста
Работая по образовательной программе нашего детского сада и учитывая примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Развитие» Л.А.Венгера, мы в своей работе придерживаемся ряда принципов:
- Принципа обогащения детского развития;
- Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы;
- Принцип сотрудничества детей и взрослого;
- Принцип психологического комфорта каждого ребенка;
- Принцип интеграции образовательных областей;
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
- Поддержка детской инициативы по ФГОС ДО
В своей работе мы строго придерживаемся целевым ориентирам по ФГОС ДО.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Выделяется 4 сферы инициатив: творческая, целеполагания и волевого усилия, коммуникативная, познавательная.
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
- Творческая инициативы – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление;
- Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, конструирование), требующее усилий по «сопротивлению» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
- Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи;
- Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где временные, причинно-следственные и родо-видовые отношение.
В данной работе, мне бы хотелось поделиться своим опытом по поддержке этих видов детской инициативы в различных видах деятельности.
- Способы поддержки творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста
Как уже говорилось выше творческая инициативы – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление. В случае детей старшего дошкольного возраста, обратимся к способам поддержки детской инициативы в сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра – главный компонент социально-коммуникативной области. В ней ребенок «учится жить», познает жизнь взрослого, перерабатывает впечатления и знания, полученные из окружающего мира, усваивает правила в обществе, учиться общаться со сверстниками, развивая коммуникативные умения и т.д. А главное сюжетно-ролевая игра – неиссякаемый источник творческой деятельности детей. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, самостоятельность и, конечно же, инициативность.
В игре главное процесс, а не результат. Именно от процесса ребенок получает удовольствие. Но удовольствие он получает только в том случае, если сюжет игры исходит из интересов ребенка, а не навязан ему кем-то.
Наши дети, как и любые другие, очень любят играть. В старшем дошкольном возрасте они уже самостоятельно выбирают игру, выбирают товарищей, предлагая им поиграть, или товарищи проявляют инициативу и желание вступить в игру, соглашаясь с правилами. Дети распределяют между собой роли, выбирают нужные атрибуты, определяют правила игры. Как правило, это происходит в процессе совместного обсуждения. Хорошо знакомые игры не требуют включения воспитателя, и мы отдаем всю инициативу и самостоятельность выбора детям.
Но сюжетно-ролевые игры детей не должны сводиться только к больнице, магазину и парикмахерской. Мы частенько предлагаем детям поиграть во что-нибудь новенькое. Но, ни в коем случае не навязывая детям правила игры, а лишь предлагая идею. А дальше уже дело за воспитанниками…
Например, наша игра «Такси» началась так. Воспитатель вспомнила, как не давно была на рынке и накупила много продуктов, автобус был переполнен и пришлось вызвать службу такси. Водитель попался очень доброжелательный и рассказал несколько интересных историй о том, как он перевозил пассажиров: кто-то ехал с собакой, кто-то очень спешил, а кто-то забыл дома сумку, и пришлось возвращаться назад.
«А хотели бы вы поиграть в такси?» Некоторые дети согласились. Не все, но это их самостоятельное решение, их на тот момент привлекла другая деятельность. А тот, кто согласился, был полон инициативы и идей. Тут наша задача была лишь немного помочь детям определить роли, которые могут быть в игре: таксист, его сменщик, оператор, пассажиры, историю которых придумывали сами исполнители этой роли. Так в нашей игре появились женщина с ребенком, направляющиеся в поликлинику; супергерой, супермашина, которого сломалась и он так спешил оказать помощь, что заставлял водителя превысить скорость; и дама с собачкой (роль которой взяла на себя воспитатель). Игра получилась интересной: дети предлагали свои идеи, взаимодействовать в процессе игры, выбирали нужные атрибуты. В процессе к нам подключились еще два ребенка, проявив инициативу к участию и предложив свои идеи. Мы с удовольствием удовлетворили их желание и приняли в игру (принимать желающих в игру – это наше правило, которое позволяет детям развивать свои коммуникативные навыки и открыто выражать свое желание, преодолев стеснение).
Поддержка детской инициативы воспитателем заключалась в предложении поиграть в новую игру и подсказать возможные роли, а далее предоставить развитие сюжета для детского творчества.
Таким образом, игровая деятельность детей пополняется разнообразными сюжетами и идеями (пожарные, почтальон, мастер маникюра, дрессировщик и т.д.).
Руководствуясь пособием для воспитателя «Организация сюжетной игры в детском саду» Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., мы используем такой способ игры как сюжетосложение. Этот способ предоставляет максимальную творческую активность и самостоятельность детям не только при выборе игры, распределению ролей и выбору атрибутов, а позволяет самостоятельно придумывать сюжет совершенно новой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.Детская инициатива проявляется в свободн...
«Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».
laquo;Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности»....
Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...
Консультация для педагогов «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
Самостоятельность. инициатива дошкольника...
Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
Поддержка детей дошкольного возраста в различных видах деятельности основной принцип дошкольного образования. Поддержка инициативы также является условием, необходимым для создания социальной ситуации...
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
повышение педагогической компетенции по вопросу ра...