Формирование самостоятельных умений старших дошкольников с нарушениями слуха.
статья (старшая группа) на тему
Из опыта работы с детьми, имеющие нарушения слуха 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samostoyatelnyh_umeniy_starshih_doshkolnikov_s_narusheniyami_sluha.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельных умений старших дошкольников с нарушениями слуха.
Самостоятельные умения старших дошкольников формируются в разных видах деятельности (учебной, игровой, трудовой, бытовой, исследовательской). Главной задачей каждого вида деятельности является умственное развитие, которое включает в себя формирование познавательных процессов и интересов, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе, развитие речи как средства познания. Решение этих задач связано с развитием умений принимать и понимать умственные задачи, самостоятельно выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать результаты. В работе со старшими дошкольниками с нарушением слуха особое внимание уделяем развитию способности к самостоятельному познанию.
На занятиях аппликации, рисовании, лепке, конструировании; развиваем умение самостоятельно обследовать предмет, выделить его основные свойства перед рисованием; подобрать необходимые по величине и форме фигур перед конструированием; самостоятельно выбрать материал необходимый для изготовления аппликации.
Используя игры - достигаем положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей, так как в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится самостоятельно оперировать имеющимися знаниями в новой обстановке. На занятиях игры направлены на закрепление знаний по математике ("Живые числа", "Веселый счет", "Волшебный квадрат" и др.), по ознакомлению с окружающим миром игра-упражнение "Что бывает весной" «Семья»- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? Что ты любишь делать? коммуникативные ситуации: С кем хочешь играть? Как пригласишь поиграть? Пригласи. У твоего друга (подруги) новая игрушка. Ты хочешь с ней поиграть. Как попросишь? Попроси и др.
Формируем у детей представления о возможностях использования вспомогательных средств- орудий, которые могут быть применены в новой, непривычной ситуации. С этой целью создаем практические ситуации, в которых ребенок может, оценив практическую задачу, воспользоваться вспомогательными средствами ( палкой, веревочкой и др.)
Так же проводим дидактические игры на специальных занятиях, включаем в другие виды занятий, в ходе которых дети учатся воспринимать изображения предметов и явлений, оценивать правильность и адекватность изображенных событий, устанавливать логические связи между событиями. Например, игра: « Бывает- не бывает», « Небылицы», картинки, на которых не соотносятся некоторые элементы. На картинке с изображением осени нарисована девочка в легком платье. Такие игры вызывают у детей живой интерес, стремление объяснить правильный порядок действий и событий.
Проводим игры, в которых необходимо подбирать слова по принципу «частное- общее» и «общее- частное». Например, дав детям слова, обозначающие форму, цвет, величину, качество предметов, предлагаем их сгруппировать по обобщающим словам или же предложить самостоятельно определить принцип группировки и обозначить получившиеся группы с помощью обобщающих слов. С этой целью проводим игры « Разложи верно», « Что здесь лишнее?», « Четвертый лишний» и др.
Трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности детей дошкольного возраста. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду, испачкал стол. Создавая проблемные ситуации, мы обеспечиваем умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в труде. Ребенок сам определяет для себя цель, планирует деятельность, выбирает средства реализации, проявляет волевые усилия, чтобы достичь результата.
Такие проблемные для ребенка ситуации создаем в быту( варежка упала за шкафчик, ее необходимо достать), на прогулках ( мяч упал в лужу, шар зацепился за ветку дерева, игрушка затерялась в листве), на занятиях( во время рисования в баночку с водой что-то упало). Задания усложняем за счет необходимости выбора наиболее подходящего для данной ситуации вспомогательного предмета. Поддерживаем пробы ребенка, попытки анализа ситуации и определения причины нарушения привычного хода ситуации, однако не стремимся сразу продемонстрировать причину нарушения, дети должны подойти к ее вычленению сами. Под руководством взрослого использовать предметы – заместители, переносить ряд предметов и действий, хорошо знакомых в реальной жизни, в воображаемый план, используя усвоенные речевые средства.
Большое значение в жизни ребенка имеет знакомство живой природой: с животными и растениями, их внешним видом, условиями жизни, уходом за ними, поведением животных. В работе по ознакомлению с окружающим миром условно выделяются природоведческое, обществоведческое, математическое направления. Каждое из этих направлений обеспечивает познание детьми различных областей жизни человека. Чтобы расширить информацию о явлениях в живой и не живой природе, обогатить новыми сведениями и обобщение формируем у дошкольников умения устанавливать причинно-следственне связи, проводим опыты ( вода на морозе мерзнет, лед в комнате тает), пониманием закономерностей развития животных и растений, установлением последовательности в смене времен года и др. В процессе накоплений знаний о предметах и явлениях жизни, в связи с наблюдениями за сезонными явлениями, жизнью людей, развитием растений, формируем у детей представления о животных, о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта привлекаем детей к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений, ознакомление с окружающим миром.
Вывод: Систематическое развитие самостоятельных умений дошкольников во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников
Итоговая работа по курсовой подготовке...
Формирование временных представлений у старших дошкольников с нарушениями слуха
В статье отмечается своеобразие развития образной и словесной памяти у детей с нарушениями слуха. Раскрываются различные виды деятельности по формированию временных представлений у дошкольников ...
Формирование математических представлений у дошкольников с нарушением слуха
Формирование математических представлений детей с нарушением слуха имеет свои особенности и зависит от доступности предлагаемого детям материала, направленного на усвоение общественного опыта, и от со...
Конспект занятия по описанию сюжетной картинки «В школу» для старших дошкольников с нарушением слуха
Конспект занятия по описанию сюжетной картинки «В школу» для старших дошкольников с нарушением слухаРассказывание по картине «В школу»Цель: обучение детей состав...
Авторская программа развития языковых и речевых умений старших дошкольников с нарушениями речи
В программе содержится планирование корреционной работы по формированию языковых умений и расширению речевой практики...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Особенности психофизического развития двигательных способностей у старших дошкольников с нарушением слуха».
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность литературы по развитию двигательных способностей на занятиях физкультуры для детей с нарушенным слухом, отсутствие инструме...
«Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха». Самообразование.
Тема самообразования: «Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха».Цель самообразования: - повышение методологической осн...