аналитический отчет 2018-2019
методическая разработка

Веретенникова Наталья Викторовна

годовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2019.docx62.45 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

Педагога-психолога

Веретенниковой  Натальи Викторовны

С сентября 2018 по май 2019 года.

Учреждение  МДОУ детский сад № 4

Стаж работы в данном учреждении: 8 лет.

Стаж психологической работы: 4 года.

Психологическое образование высшее.

Кабинет психолога отдельный.

Мониторинг готовности детей 6-7 лет к школе апрель-май 2019 год.

Критерии школьной готовности и адаптации (УУД)

Диагностический инструментарий

Цель

Кол-во детей

Результат

Высокий

Средний

Низкий

1.

Личностные

1.Методика определения самооценки «Лесенка».

2. «Запрещенные слова»

Определение уровня самооценки.

Выявление произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника»

52

52

52 (100%)

30(57,7%)

20

(38,5%)

 

2 (3,8%)

2.

Познавательные

1. Методика «10 слов»

2. Рисунок человека

3. «Закончи предложение»

4. «4-й лишний»

5.«Последовательные картинки»

6. «Найди недостающий»

7. «Разрезные картинки»

8. «На что похоже»

Изучение словесной (слуховой) памяти.

Выявление сформированности образных представлений, уровня развития тонкой моторики.

Изучение словесно-логического мышления.

Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа.

Выявление уровня логического мышления, способность устанавливать причинно-следственные зависимости, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

 

Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновать свой выбор.

Выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.

Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

52

52

52

52

52

52

52

52

44(84,6%)

34(65,4%)

33(63,5%)

41(78,8%)

36(69,2%)

23(44,2%)

50 (96,1%)

28(53,8%)

7(13,5%)

15 (28,8%)

16(30,8%)

8(15,4%)

12(23,1%)

25(48,1%)

2(3,9%)

18(34,6%)

1(1,9%)

3(5,8%)

3(5,7%)

3 (5,8%)

4 (7,7%)

4 (7,7%)

6 (11,6%)

3.

Регулятивные

Методика «Домик»

Рисунок человека

Графический диктант

Вырежи круг

Выявление особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Выявление сформированности образных представлений, уровня развития тонкой моторики.

Оценка умения точно выполнять задания взрослого, способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

52

52

52

52

40(76,9%)

34(65,4%)

32(62%)

48 (92,3%)

10(19,2%)

15(28,8%)

15(28%)

2 (3,8%)

2(3,8%)

 

3(5,8%)

5(10%)

2 (3,8%)

4.

Коммуникативные

Определение уровня тревожности у дошкольников

52

5(9,6%)

42(80,8%)

5(9,6%)

5.

Личностные

Беседа о школе.  модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина

выявление сформированности внутренней позиции школьника

52

45(86,5%)

5 (9,7%)

2(3,8%)

Диагностическая работа с детьми раннего возраста в период адаптации

Образовательное учреждение

Цель   мониторинга

Возраст

Кол-во детей

Степень адаптации

МДОУ детский сад  № 4

Мониторинг уровня адаптации к ДОУ

2-3

40 детей

легкая– 30 (75%)

Средняя – 9 (22,5%)

тяжелая- 1(2,5%)

Диагностическая работа с родителями

Образовательное учреждение

Диагностический

Инструментарий

Цель   мониторинга

Кол-во опрошенных родителей

Краткий итог

МДОУ детский сад № 4

Анкета «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад»

Анкетирование родителей по вопросу подготовки детей к ДОУ

40

Анкетирование приводилось с целью обучения самостоятельно определять параметры готовности детей к посещению в ДОУ, формирования запроса для педагога – психолога, повышения своей психологической компетенции, а также для информации педагогам и психологу о вновь поступающих детях

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)

Определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования  личности ребенка.

38

Результаты опроса помогли родителям осознать особенности воспитания в семье, что позволило педагогу-психологу наиболее эффективно выстроить работу с родителями с целью коррекции нарушений формирования личности детей.

МДОУ детский сад № 4

 «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

выяснить трудности (родителей, ребёнка) в процессе подготовки к школе и найти пути их решения.

52

Результаты данной анкеты помогли определить дальнейший план работы с воспитанниками, для того чтобы помочь им как можно лучше адаптироваться к школе.

 Диагностическая работа с педагогами

Образовательное учреждение

Диагностический

Инструментарий

Цель   мониторинга

Кол-во опрошенных педагогов

Краткий итог

МДОУ  детский сад № 4

Методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс)

Применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования.

16

Анкетирование позволило выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.  

Диагностическая работа с детьми  с ОВЗ

Образовательное учреждение

Цель   мониторинга

Возраст

Кол-во детей

МДОУ детский сад № 4

Развитие познавательных процессов, эмоционально-личностных особенностей детей, снятие эмоционального напряжения.

От 3-7 лет

9 детей

В соответствии с годовым планом и по запросам педагогов, администрации детского сада были проведены индивидуальные консультации, психологическое просвещение всех участников педагогической деятельности.

Образовательное учреждение, ФИО педагога-психолога

Консультации

родителей

Консультации

педагогов

Тренинги, деловые игры

Выступления на педсоветах, совещаниях и др.

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

МДОУ детский сад № 4

30

6

8

4

6

3

Родители.

Тема консультаций: «Детско-родительские отношения»

 «Возрастные особенности детей» -все возраста

 «Адаптация ребенка к ДОУ»

  «Решение семейного конфликта»

«Психологическая готовность детей к школе»

Педагоги.

 Тема: «Семейные конфликты и их решение» (групповая консультация)

 «Конфликты в коллективе и их решение» (групповая консультация)

«Характер и его особенности»

  «Возрастные особенности детей 3-4 лет и 6-7 лет»

Родительских собрания по темам:

«Возрастные особенности детей 3 – 4 лет»

«Возрастные особенности детей 5-6 лет»

«Приятно познакомиться!»

«Готовность к школе глазами психолога и родителей»

«Что такое кризис трехлетнего возраста?»

Для педагогов:

Тренинг «Калоши счастья» для младших воспитателей.

Тренинги для педагогов «Подарим друг другу тепло»

«Педагог и ребенок: барьеры в общении»

семинар-практикум «Приемы эффективного взаимодействия с детьми»

Выступления на районных методических объединениях:

«Организация работы с семьями «группы риска» в условиях ДОУ»

«Опыт работы педагога-психолога в сенсорной комнате»

Мастер-класс «Колесо жизненного баланса»

 Коррекционно-развивающая работа:

Групповая коррекционно-развивающая работа

Образовательное учреждение, ФИО педагога-психолога

Название, автор коррекционно-развивающей программы

Основная цель программы

Возраст участников

Количество участников

Количество занятий

МДОУ детский сад № 4 Веретенникова Н.В.

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу» Веретенникова Н.В.

Формирование нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств, формирование нравственного поведения.

6-7 лет

52

36

МДОУ детский сад № 4 Веретенникова Н.В.

«Комплекс занятий по снятию агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста «Уроки добра»» С. И. Семенака

Коррекция агрессивного поведения

5-7 лет

10

18

МДОУ детский сад № 4 Веретенникова Н.В.

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"

Коррекция повышенной тревожности у детей

5-7

11

16

МДОУ детский сад №4 Веретенникова Н.В.

Коррекционно развивающая программа с детьми раннего возраста для успешной адаптации к ДОУ «Топ-топ Тяп-ляп» Сумароковой Т.Н.

Помощь детям успешно адаптироваться к ДОУ

2-3

40

10

МДОУ детский сад № 4 Веретенникова Н.В.

Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении Е.А. Алябьева

Помощь детям, имеющим трудности в поведении

3-7

12

10

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Общее количество детей, с которыми проводилась индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Возраст/ количество детей

Общее количество занятий

Основные цели

3-7 лет

14 детей

560

- Развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, выявление эмоционально-личностных особенностей детей.

- Снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации.    

 -  Всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций (для детей с ЗПР).

- Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

- Создание условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (для детей с нарушением слуха),

- преодоление агрессивного поведения дошкольника, обучение техникам и способам саморегуляции;

Деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк)

Образовательное учреждение

Количество  заседаний в год

Общее количество детей

Тематика (проблема) заседаний, количество детей на заседании

МДОУ детский сад № 4 Веретенникова Н.В.

2

9

Соответствие развития детей возрастным нормам.  

        Тема самообразования

ФИО педагога-психолога

Место работы

Тема

Этап работы, форма результата, промежуточного этапа

1

Веретенникова Н.В.

МДОУ детский сад  № 4

«Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»

Техники сказкотерапии включены во все программы работы с детьми (по подготовке к школе, дети с ОВЗ)

Профилактика и психологическое просвещение.

Направление деятельности

Мероприятие

Используемая методика, программа

Целевая аудитория

Краткий итог

Психопрофилактика и психологическое просвещение

Рекомендации по адаптации детей к ДОУ

-

Родители

Родители были ознакомлены с понятием адаптации к ДОУ, степенью адаптации детей. Даны рекомендации

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.

-

Родители

Даны рекомендации по развитию мелкой моторики с использованием разнообразных упражнений.

Психологическое сопровождение детей, нуждающихся в помощи.

Роль сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольника.

-

Родители

Релаксационные сеансы по снятию нервного и мышечного напряжения в сенсорной комнате «Волшебный мир»

-

Педагоги МДОУ 15 чел

Групповая форма работы позволила наладить взаимоотношения в коллективе, снизить конфликтность в общении, развить саморефлексию и и саморегуляцию.

Тренинг «Снятие конфликтов в общении»

-

Педагоги МДОУ 8 чел

Групповая форма работы позволила снять психоэмоциональное напряжение, тревожность. Педагоги получили рекомендации о методах и приемах расслабления.

Мастер – класс для педагогов «Колесо жизненного баланса»

-

педагоги

15 человек

Педагоги были ознакомлены с формой родительского собрания

      Информационно- аналитическая справка о психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями.

В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, целью которого является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ являются:

  • обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей.
  • Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
  • Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
  • Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Участниками психолого-педагогического сопровождения являются:    

1.Дети с ОВЗ и дети-инвалиды

2.  Семьи детей с ОВЗ и детей - инвалидов

3. педагогический коллектив ДОУ.

Проблема обучения детей с ОВЗ становится очень актуальной и, в связи с тем, что значительно, с каждым годом, растет число таких детей в ДОУ- с одной стороны, а с другой-возникают трудности для их адаптации в обществе, т. е и при поступлении таких детей в школу.

Поэтому назревала потребность как-то решить эту проблему, и в 2017году был заключен договор о сотрудничестве с ГУ ЦППМПСП «ДАР» Забайкальского края и МДОУ детский сад №4пгт Кокуй Сретенского района, а также организована краевая система междисциплинарного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей-инвалидов.

Смысл такого сотрудничества заключается в более раннем выявлении, посредством диагностики, таких детей, а предложенная специалистами ГУ ЦППМПСП «ДАР» модель сопровождения детей с ОВЗ помогает нам отследить, своевременно выявить и подключить специалистов на более раннем этапе в коррекционную работу с такими детьми.

Педагоги нашего детского сада с момента заключения договора, посетили три методических объединения на базе этого центра. Первое в сентябре 2017года, где были заслушаны особенности составления АОП в ДОУ, второе в декабре2017года, где были предложены   рекомендации по работе с детьми с РАС в ДОУ и третье в феврале 2018года, посетив который, педагоги получили дополнительный багаж знаний по абилитационной компетентности родителей, имеющих ребенка с РАС.

Также хочется отметить, что в процессе этого сотрудничества, мы создали в обоих блоках сенсорные комнаты для детей с ОВЗ, миссия которых заключается в дополнительной среде для отдыха, расслабления и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Специалисты центра оказывают помощь педагогам ДОУ в организации образовательного процесса, обеспечивающему ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по ФГОС с учетом его особых образовательных потребностей, а с помощью такого взаимодействия, как правило, приобретается опыт и повышается профессиональный уровень  компетентности педагогов.

Нами сделаны первые шаги в оказании коррекционной помощи дошкольным учреждениям района, которые не имеют узких специалистов. Она заключена в обращении с запросами от педагогов из других детских садов района о сотрудничестве с ними и оказании помощи специалистов. На основе таких запросов (а их пока что было только два-это села Дунаево и Усть-Наринзор), мы заключили договора, с целью своевременного выявления детей с ОВЗ и оказания консультативной коррекционной помощи этим учреждениям.   

 В 2018 году мы разработали проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве». 

  Инновация этого проекта заключается в том, что приоритетным направлением деятельности является гибкая система, в которой учитываются потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. И эта система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.  Оригинальность данного проекта заключается в сочетании и реализации здоровьесберегающих  технологий с личностно-ориентированными технологиями в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Целью проекта мы обозначили создание оптимальных условий в МДОУ, обеспечивающих развитие, воспитание, социальную адаптацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МДОУ в условиях инклюзивного образования. 

Причины необходимости создания модели работы с детьми с ОВЗ:

— Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

— Необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;

— Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

— Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Условия проведения:

  1. Повышение уровня профессионализма педагогов и сотрудников МДОУ.
  2. Взаимодействие воспитателя со специалистами: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию.
  3. Создание педагогических условий воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в предметно-развивающей среде.
  4. Привлечение родителей и социума к совместной работе по проекту.
  5. Подбор методической литературы.
  6. Разработка нормативно-правовой базы, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  7. Финансирование и оснащение педагогического процесса.     

Специалисты, работающие над проектом:

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель.

По завершению проекта ожидаем такие результаты:

  • Формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ;
  • Система комплексной психолог-педагогической помощи детям с ОВЗ, а также родителям, испытывающим трудности в воспитании, обучении детей в рамках муниципального образования. Приобретение детьми с ОВЗ коммуникативных навыков, самоорганизация, формирование опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков конструктивного общения, развитие толерантности.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ.
  •  В данный момент мы находимся на практическом этапе, задачами которого являются:

- разработка нормативно-правовой базы по проблеме инклюзивного образования;

- разработка и апробация модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ;

- выстраивание системы взаимодействия учреждения, реализующего дошкольное инклюзивное образование, с социумом.

По степени реализации проекта ожидаем следующие результаты:

- вносим изменения в действующие и вновь разработанные новые нормативно-правовые документы МДОУ с учетом реализации инклюзивного образования: договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные акты учреждения.

- разрабатываем систему организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающая деятельность, режимные моменты, культурно-оздоровительные мероприятия)

- создаем условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;

- адаптируем диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;

- отбираем и апробируем различные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования;

- систематизируем различные формы, методы и приемы работы с родителями,

- систематизируем работу с другими организациями (школа, библиотека, детская поликлиника, краеведческий музей и т.д.)

    Данный проект будет полностью реализован в 2020году. 

Наше дошкольное учреждение посещают дети с задержкой психического развития (7 детей), нарушение слуха (1 ребенок), РДА (1 ребенок).

Содержание

совместной деятельности

Цели и задачи

Контингент

Формы и методы

(приёмы) совместной деятельности

Работа с педагогами

Взаимодействие с семьей

Программное обеспечение:

1.Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.,2008. -160с.

-оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

-создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

-своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

-изучение индивидуальных особенностей детей

Дети с ЗПР, нарушением слуха, РДА

Индивидуальное консультирование родителей, педагогов.

-игры на развитие коммуникативных способностей;

-индивидуальный подход,

-похвала, поддержка;

Формы и методы:

- игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов,

Совместно со специалистами разработаны: Адаптированная основная образовательная программа для детей с РДА.

 «Адаптированная основная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития»

Разработаны индивидуальные образовательные маршруты

Консультации:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

 «Создание   благоприятной психологической атмосферы в группах, где воспитываются дети с ОВЗ»

«Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»;

Советы родителям, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

«Играем вместе с мамой»

«Индивидуальные особенности развития ребёнка с ОВЗ».

 «Особенности детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ создаются специальные образовательные условия:
        • разрабатываются адаптированные образовательные программы с учетом особенностей психофизического развития ребенка, индивидуальных возможностей;
         • проводятся индивидуальные занятия со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед);
          • организуется специальное материально-техническое оснащение образовательного процесса для развития ребенка с ОВЗ.
         • на основании рекомендаций ПМПК разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
   Также в  детском саду функционирует ПМПк.

Задачи ПМПк:

  • выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
  • профилактика перегрузок и срывов у детей;
  • определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
  • организация коррекционно-развивающей работы;
  • взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.

      Систематически, три раза в год, проводятся заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года,

динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию).Иногда  проводим  внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.)

 Консилиум проводится с приглашением родителей (законных представителей) в индивидуальном порядке.

Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.

  Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

1.осуществляется первичное обследование детей  с ОВЗ и детей-инвалидов   основными специалистам ПМПк (педагог-психолог,  учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада. 2.После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.

3.Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута. Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов (1 раз в квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.

   На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами.

     Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, педагогом - психологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, который реализуется в течение учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течение года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы.

   Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

     Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется в специально организованной индивидуальной и подгрупповой деятельности.

    Индивидуальная работа проводится два раза в неделю, где с ребенком проводятся игры с использованием здоровьесберегающих технологий, современного оборудования.

   Рисование на световом планшете.

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.      

      Лепка фигур из кинетического песка.

Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают "пироженые". У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения. Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Релаксация с использованием панно «Звездное небо».

Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.

Интерактивная пузырьковая колонна.

Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.

  Сухой бассейн.

Помимо оздоравливающе и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.

Зеркальный шар в сочетании со спокойной музыкой способствует релаксации.

Еще одним из инструментов психологического воздействия является сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение»«расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-воздействия.

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.

В подгрупповой деятельности создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности.

Также используется в работе развивающая среда Воскобовича «Фиолетовый лес», коврограф «Ларчик» -пособия являются универсальными так как способствуют сенсорному развитию, развитию психических процессов  (память,  внимание , мышление , воображение).Так же развивают математические , речевые , экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.
      Дети с ОВЗ принимают участие в мероприятиях ДОУ: праздниках, экскурсиях, совместно с родителями участвуют в конкурсах. Осуществляется систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ созданы информационные уголки «Советы психолога».

Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать  своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а успешное психолого-педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ  и детей-инвалидов в ДОУ возможно при создании специальных условий: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, наличие соответствующей документации над чем мы и стараемся работать, внедряя проектно-инновационную деятельность  в инклюзивное образовательное пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой отчет 2018-2019

Годовой отчет о проделанной работе в старшей группе. Материал к педсовету. Учебный 2018-2019 год....

Годовой отчет 2018 -2019

Годовой отчет 2018 -2019...

Аналитический отчёт 2018-2019 учебного года

Цель моей педагогической деятельности с детьми - создание условий для повышения двигательной активности, укрепление здоровья дошкольников....

отчет 2018-2019 год

отчет знаний детей за 2018- 2019 год...

Аналитический отчет 2018-2019

Отчет о работе 2018-2019...

Аналитический отчет 2018-2019 г.

Аналитический отчетза 2018-2019 учебный год(старшая группа № 10 "Фантазёры")...

Аналитический отчёт 2018 - 2019

Отчёт за учебный год....