МЕТОД МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речевого развития, недоразвитием психических процессов и соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Показания к применению массажа в логопедической практике Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц
Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями. Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического мас- сажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этио-патогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.
Физиологическое действие массажа Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы. Поверхность кожи неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение, повышает обменные процессы. Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.
Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Основные цели логопедического массажа: 1 ) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; 3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); 4) стимуляция проприоцептивных ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции
Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение массажа в коррекции речевых нарушений
Индивидуальноекоррекционное логопедическоезанятие на тему: «Применение массажа в коррекции речевых нарушений». Занятие проводилос...
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Авторский проэкт по теме...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.В последние несколько десятил...
«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...
Необходимость использования логопедического массажа в коррекции речевых нарушений
В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа....
Консультация для родителей "Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений у дошкольников"
В коррекции речевых нарушений у дошкольников логопед часто использует логопедический массаж. Родители могут также проводить массаж в домашних условиях....
Необходимость использования логопедического массажа в коррекции речевых нарушений
Аннотация. В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа.Ключевые слова: дети с нарушениями речи, логопедическ...