Применение массажа в коррекции речевых нарушений
план-конспект по логопедии по теме
Индивидуальное
коррекционное логопедическое
занятие на тему:
«Применение массажа в коррекции речевых нарушений».
Занятие проводилось в детском саду с ребёнком 5 лет, имеющим артикуляторные нарушения, нарушения произношения, пониженный мышечный тонус (мимическая мускулатура).
Цель занятия:
1. Активное механическое воздействие на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата.
2. Нормализация мышечного тонуса языка.
3. Нормализация мимической и артикуляционной мускулатуры.
4. Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.
5. Пополнение пассивного и активного словаря словами прилагательными.
6. Воздействие на мелкую мускулатуру рук.
Оборудование: бинт, вата, спирт этиловый, зонды, бумажные салфетки, карточки – схемы, валик магнитный игольчатый (продаётся в аптеке), игрушка кузнечик и заяц, верёвка бельевая 2 метра, русская народная сказка «Коза – дереза» (издательство «Малыш» Москва 1983 г).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект..doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное
коррекционное логопедическое
занятие на тему:
«Применение массажа в коррекции речевых нарушений».
Занятие проводилось в детском саду с ребёнком 5 лет, имеющим артикуляторные нарушения, нарушения произношения, пониженный мышечный тонус (мимическая мускулатура).
Цель занятия:
- Активное механическое воздействие на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата.
- Нормализация мышечного тонуса языка.
- Нормализация мимической и артикуляционной мускулатуры.
- Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.
- Пополнение пассивного и активного словаря словами прилагательными.
- Воздействие на мелкую мускулатуру рук.
Оборудование: бинт, вата, спирт этиловый, зонды, бумажные салфетки, карточки – схемы, валик магнитный игольчатый (продаётся в аптеке), игрушка кузнечик и заяц, верёвка бельевая 2 метра, русская народная сказка «Коза – дереза» (издательство «Малыш» Москва 1983 г).
Ход занятия.
- Организационный момент.
Карточки – схемы «Колобок настроения» (выяснить, с каким настроением ребёнок пришёл на занятие).
- Улыбающееся лицо – заниматься хочется.
- Грустное лицо – безразличен к занятию.
- Злое лицо – не хочется заниматься.
- Повторение, с целью закрепления, артикуляционной гимнастики.
Работа по тетради из предыдущих занятий.
Ребёнок называет и показывает сам артикуляционные упражнения, опираясь на картинки- символы в своей домашней тетради. Упражнения: «Заборчик», «Лошадка», «Качели», «Молоточек», «Звоночек»….
- Массаж лица магнитным валиком (кровоснабжение лица).
Магнитным валиком ребёнок проводит по мышцам окружности рта с небольшим нажимом в течение 3 – 5 минут. Идёт активное воздействие на состояние мышц и кровеносных сосудов.
Мышцы: круговую мышцу рта; большую скуловую мышцу; малую скуловую мышцу; мышцу, поднимающую верхнюю губу; мышцу, поднимающая верхнюю губу и крыло носа; мышцу, поднимающую угол рта; мышцу смеха; щёчную мышцу; мышцу, опускающую угол рта; мышцу, опускающую нижнюю губу; подбородочную мышцу.
- Массаж языка.
Расслабляющий.
- Указательным пальцем произвести лёгкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки. (Ребёнок выполняет самостоятельно).
- Захватить кончик языка и производить покачивающие движения из стороны в сторону.
- Захватить кончик языка и производить вытягивание языка вперёд из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости.
- Повторить все упражнения, увеличивая амплитуду движения.
Поглаживание.
- Правую сторону языка. Левую сторону языка.
- От кончика к корню языка и обратно.
- От боковой части языка до средней линии и обратно (с двух сторон).
- Поглаживание боковых поверхностей языка от кончика к корню.
Растирание мышц языка.
- Перетирание мышц языка с правой стороны.
- Перетирание мышц языка с левой стороны.
- Одновременное перетирание мышц языка с двух сторон.
Разминание мышц языка.
- Надавить на язык от кончика к корню с постепенным передвижением и обратно. Правую и левую сторону разминаем отдельно. Движения лёгкие, без сильного нажима.
- Круговые движения от кончика языка к корню и назад.
Вибрационные (колебательные движения).
- Лёгкое потряхивание языка.
- Лёгкое похлопывание по языку зондом (рамочкой).
- Лёгкое покалывание по языку зондом (для бокового и носового сигматизма).
Игра «Силачи».
Скрученным марлевым жгутом перетираем (пилим) по языку из стороны в сторону.
Надавливаем жгутом на кончик языка, а кончик языка, сопротивляясь, поднимается вверх. Жгутом стараемся приподнять кончик языка вверх, а язык не даёт его поднять, сопротивляется.
Проглаживаем жгутом по языку в направлении от корня к кончику языка. Расслабляем мышцы языка.
Расслабляющий массаж.
Расслабляющим массажем всегда заканчивается массаж языка.
Во время проведения массажа языка рассказывается сказка, принесённая как сюрприз кузнечиком – игрушкой. Сказка «Коза - дереза», то есть задира, драчунья коза. Кузнечик не умеет читать, но ему очень понравились картинки – иллюстрации. Мы будем рассказывать сказку и одновременно нажимать кузнечику на туловище, ведь он не простой, а для массажа пальчиков. Внутри кузнечика находятся мелкие бусы, которые помогают массировать мелкую мускулатуру пальчиков.
Сказка.
Жили – были дед да баба да внучка Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки – одна коза. Коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз послал дед бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот и спрашивает:
-Коза моя. Коза, что ты ела, что пила?
- Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, - вот и вся моя еда.
Рассердился дед на бабку, раскричался и послал внучку козу пасти. Та пасла, пасла да домой пригнала. А дед сел у ворот, да и спрашивает:
-Коза моя, коза, что ты ела, что пила?
А коза в ответ:
-Я не ела, не пила, меня внучка не пасла. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, - вот и вся моя еда.
Рассердился дед на внучку, раскричался, пошёл сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперёд побежал, сел у ворот, да и спрашивает:
-Коза моя, коза, что ты ела, что пила?
-Я не ела, не пила. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, - вот и вся моя еда.
Рассердился дед на обманщицу, стал её ругать. А коза обиделась и в лес убежала. А в лесу забралась в домик зайчика, двери закрыла, на печку залезла. Пришёл зайка домой – дверь закрыта. Постучал зайка домой да и говорит:
- Кто мой домик занимает, кто меня в дом не пускает?
- А коза ему страшным голосом:
- Я коза-дереза, чёрные глаза, острые рога.
- Испугался зайчик. Сидит, плачет. Идёт мимо волк.
- О чём ты, заинька, плачешь?
Рассказал зайчик ему о своём горе, а волк решил ему помочь выгнать козу из домика. Но не смог он выгнать козу, она и волка напугала.
Сидит зайчик, опять плачет. Идёт мимо медведь.
Рассказал зайчик и ему о своём горе, а медведь решил ему помочь выгнать козу из домика. Но не смог он выгнать козу, она и медведя напугала.
Сидит зайчик, опять плачет. Идёт мимо петушок Петя.
Рассказал зайчик и ему о своём горе, и петушок Петя решил ему помочь выгнать козу из дома.
Пришёл Петя к избушке да как закричит:
-Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу!
Испугалась коза. Выскочила из домика и убежала в лес.
А зайка снова в своёй избушке живёт, морковку жуёт.
III. Работа с иллюстрациями к сказке.
1. Изобразить мимикой всех персонажей сказки, оказавшихся в разных ситуациях.
- Изобразить оханье бабушки.
- Изобразить печальное лицо внучки.
- Изобразить злость деда.
- Изобразить удивление зайца, когда он не смог попасть домой.
- Изобразить грусть зайца, как он плачет.
- Изобразить испуг волка.
- Изобразить добродушие медведя.
- Изобразить смелость петуха.
- Изобразить радость зайца.
Подобрать слова (существительное + прилагательное). Охающая бабушка, печальный заяц, злой волк, грустный зайчик, добродушный медведь, испуганный медведь, злая коза, вредная коза, отважный и смелый петух, радостный зайчик, улыбающийся зайчик.
2. Кто были самые главные персонажи сказки? О ком чаще упоминается в сказке? (коза и заяц)
3. Мелкая моторика.
Правой рукой из пальчиков изображаем козу.
Левой рукой - изображаем зайца.
IV. Физминутка.
Мы сейчас покажем зайчику, по какой дорожке убежала коза в лес.
Из длинной верёвки ребёнок прокладывает дорожку, по которой убегала коза в лес. В начале верёвки ставится игрушка – заяц, а от него на полу змейкой выкладываем верёвку. По этой выложенной дорожке проходит ребёнок без обуви.
V. Упражнения для развития подвижности губ.
А теперь мы покажем зайчику и кузнечику, как мы занимаемся. В домашней тетради записано домашнее задание. Отрабатываем задания с гласными, а с согласными на самостоятельную отработку дома с родителями.
- Растянуть губы в улыбке без обнажения зубов.
- Растянуть губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
- Плотно сомкнутые губы вытянуть вперёд.
Чередовать упражнения 1,2,3, («трубочка» - «улыбочка»).
- Произносить гласные звуки протяжно:
- Без голоса, но с подчёркнутой артикуляцией;
- С голосом
и и и и (губы растянуты в улыбке)
о о о о (губы овалом)
у у у у (губы трубочкой)
5. Произносить согласные звуки:
- Беззвучно;
- С голосом.
С с с з з з (губы растянуть в улыбке)
Ш ш ш ж ж ж (губы вытянуты вперёд овалом)
6. Слитно и протяжно произнести несколько звуков на одном выдохе:
И и и у у у (губы сначала растянуты «И», затем принимают форму «трубочки»)
О о о у у у и и и ( губы из формы «трубочки» переходят в форму «улыбочки»)
А а и и у у ы ы , с с ш ш , ж ж з з и т.д.
На следующем занятии мы продолжим эти упражнения, но с усложнением.
VI. Итог занятия.
- Вспомнили артикуляционные упражнения и повторили их.
- Сделали массаж язычку.
- Прослушали сказку «Коза-дереза» и мимикой обыграли героев сказки.
- Работали пальчиками.
- Учились развивать подвижность губ (домашнее задание).
- Карточка – схема.
Используем карточки – схемы «Колобок настроения» (выяснить, с каким настроением ребёнок уходит с занятия).
Понравилось ли сегодня заниматься?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированный японский массаж и массаж дарами природы в коррекции речевых нарушений у детей.
В материале для родителей раскрывается роль осязательных ощущений в механизме формирования речи, описывается методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями и технология лечебного массажа с дарам...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.В последние несколько десятил...
«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...
МЕТОД МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Презентация...
Необходимость использования логопедического массажа в коррекции речевых нарушений
В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа....
Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.
Использование логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Консультация для родителей "Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений у дошкольников"
В коррекции речевых нарушений у дошкольников логопед часто использует логопедический массаж. Родители могут также проводить массаж в домашних условиях....
Комментарии
Уважаемая Регина