Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Авторский проэкт по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проэкт612.81 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский проект

 «Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи ».

Филиппова Анастасия Владимировна, учитель - логопед.

« Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

                                                                                            В.А. Сухомлинский

Тип проекта:

  1. по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий;
  2. по содержанию: психолого-педагогический;
  3. по характеру контактов: групповой;
  4. по количеству участников: коллективный;
  5. по времени проведения: долгосрочный (2года).

Цель проекта: преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с общим недоразвитием речи, посредством использования нетрадиционных методов коррекционной работы.

Проблема: Действительно ли использование нетрадиционных методов работы   повышает эффективность процесса коррекции  речевых нарушений?

Место проведения: детский сад.

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей.

Перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.

 При нормальных условиях воспитания, когда ребёнок получает от взрослых правильные образцы  речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребёнком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и  речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы не только в речевом, но и в психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированность  слухоречевого ритма, мелкой и артикуляционной моторики. При несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемости движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической и артикуляционной, и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс обучения, снижают его эффективность. В настоящее время  в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребёнка.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер.

Актуальность данной разработки я вижу в том, что на современном этапе система дошкольного образования строится на передаче дошкольникам знаний, а я хочу представить авторский разработку, позволяющую развивать речь через развитие познавательных процессов и здоровьесберегающими технологиями.

Сопоставив данные исследований известных учёных (М.М. Кольцовой, Г.А. Волковой, В.М. Бехтерева), логопедов, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей позволили сделать вывод, что коррекционная работа должна строиться с учётом ведущих линий речевого развития и обеспечить интеграцию речевого и физического развития детей.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкости неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата,  так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Н.И. Жинкин отмечал: « Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управленческий центр, что ими делается,… Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…». Ребёнок с лёгким проявлением дизартрии испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношения к речевому процессу.

По словам В.А. Сухомлинского: « Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребёнок непроизвольно высовывает язык.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость  речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика  - это основа развития, своего рода «локомотив»  всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.

Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в коррекционной, логопедической работе с детьми.

Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья. Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, логоритмика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика и т.д., выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различными способов вариативности традиционных и нетрадиционных: таких как Су-джок терапия, применение камушков «Марблс».

Только комплексное воздействие  на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.

В своей практической деятельности я применяю следующие нетрадиционные методы и приёмы:

1.Су-джок терапия.

Цели:

-нормализовать мышечный тонус;

-опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Метод Су-джок – это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющие древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. «Су» по-корейски - кисть, «джок»  - стопа. Кисть и стопа - это уменьшенные проекции тела человека, (голографические отражения в так называемой системе соответствия).

 Су-джок терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Использование Су-джок в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Это позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребенком в домашних условиях

.

Мною был разработан комплекс упражнений с использованием массажных мячиков, согласно  лексической теме  недели, соответствующей программе  старшей и подготовительной логопедических групп. Эту работу провожу на занятиях, в течение 1-2 минут. На протяжении всей недели воспитатели используют данные упражнения на своих занятиях в качестве пальчиковой гимнастики, физ. минутки.

2.Применение камушков «Марблс».

Цели:

-стимулирование деятельности ЦНС;

-развитие координации движений;

-развивать зрительное внимание, память;

- развивать тактильные ощущения;

- развитие мыслительных операций;

-стимулирование зрительно-поисковой деятельности.

Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное средство представляет собой набор стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут быть использованы для детей от  3-х лет и до 7 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ОНР, ФФНР). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а также от поставленной педагогом цели.

В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводится несколько раз, постепенно их усложняя.

Можно применять не только в логопедической группе, но и в массовых группах, а также в домашних условиях.

В заключении хотелось бы отметить следующее:

 Апробация данной разработки проводилась, и проводится в старшей и в подготовительной логопедических группах МОУ д./с. № 285.

Анализ результатов показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с общим недоразвитием речи.

     

                       

Лексическая тема: «Осень».

Упражнение «Осень».

Цель:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику;

- нормализовать мышечный тонус;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

Дождик, дождик озорной,

Поиграть пришёл со мной.

Капли весело стучат

 Кап-кап-кап.

Листья кружатся, летят,

С ветром поиграть хотят.

Осень в гости к нам пришла.

Непогоду привела.

Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

Сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.

Катаем мяч круговыми движениями между ладонями.

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

 

Упражнение «Дождик».

 Цель:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику;

- нормализовать мышечный тонус;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- закрепить словарь по лексической теме.

 Оборудование: массажные мячики.

Дождик по лесу гулял,

Дождик песню напевал:

Кап-кап, кап-кап-кап.

Всё не кончится никак.

Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

Энергично сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.

  Лексическая тема: «Фрукты».

Упражнение «В саду».

Цель:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику;

- нормализовать мышечный тонус;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

Это спелый абрикос.

Он в саду на ветке рос.

В сад с корзиной мы пойдём,

Яблок спелых мы наберём.

Не ленись, и помогай,

Собирать нам урожай.

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Катаем мяч между ладонями движениями вверх-вниз.

Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

Лексическая тема: «Овощи».

Упражнение «Урожай».

 Цель:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику;

- нормализовать мышечный тонус;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

В огороде много дел.

Урожай у нас поспел.

Помидор и кабачок,

Перец, лук  и чесночок.

Свекла, репа, редька, лук.

Много овощей вокруг!

Катаем мяч по поверхности  стола круговыми движениями.

Попеременно сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Лексическая тема: «Хлеб».

Упражнение «Колобок».

 Цель:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику;

- нормализовать мышечный тонус;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- закрепить словарь по лексической теме.

 Оборудование: массажные мячики.

Пироги испечь хочу.

Руками тесто замешу.

Посильнее разомну.

В колобок превращу.

Испеку я колобок.

Колобок румяный бок.

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Катаем мяч по поверхности стола или между ладонями круговыми движениями.

Упражнение «Каравай».

  Цель:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику;

- нормализовать мышечный тонус;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- закрепить словарь по лексической теме.

 Оборудование: массажные мячики.

Месим, месим тесто,

Есть в печурке место.

Испечём мы каравай

Перекладывай, валяй.

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Перекладываем то в левую руку, то в правую руку.

Лексическая тема: «Части тела».

Упражнение «Мои руки».

Цель:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику;

- нормализовать мышечный тонус;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

В руки мячик я возьму.

Посильней его сожму.

Это - правая рука,

Это - левая рука.

Знаю я наверняка.

Движения соответствуют тексту.

                                   

                                                                                                           

           Упражнение «Знакомство».

Цель:

- привлечение внимания к тактильному объекту;

- закрепление навыка умения подбора слов – признаков к предмету.

Оборудование: ёмкость с камушками «Марблс».

Задание: логопед показывает емкость с камушками и предлагает с ними поиграть. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно, перебирать камушки руками. При этом педагог знакомит детей с качественными характеристиками объекта: текстурой -  стеклянные, гладкие; качеством -  хрупкие, прозрачные; цветом - синие, зеленые, красные, разноцветные. Затем детям дается время для самостоятельного манипулирования.

Упражнение «Угадай».

Цель:

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку;

- развитие мелкой моторики.

Оборудование: емкость с камушками «Марблс», мелкие игрушки, геометрические фигуры и т. п.

Задание: педагог предлагает найти игрушку, спрятанную в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

 Усложнение: поиск игрушки с завязанными глазами (определить что это).

Упражнение «Чей домик».

Цель:

- развивать умение различать цвета;

- находить цвета по образцу и по словесному обозначению;

- закрепить названия цветов;

- стимулировать зрительно-поисковую деятельность;

- развивать координацию движения;

- развивать мелкую моторику.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки с изображением домиков определенных цветов, емкости для раскладывания (в зависимости от количества используемых цветов).

Задание:

Вариант 1.

 Педагог обращает внимание, что все камушки перемешались. Необходимо помочь им попасть в свои домики или рассортировать их по цветам.

Вариант 2.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала заданный цвет. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Упражнение «Графический диктант».

Цель:

- учить ориентироваться на плоскости;

- профилактика оптико-пространственных нарушений;

- развивать зрительное внимание, память;

- развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс», плоскость (лист бумаги с шершавой поверхностью) разлинованная на квадраты 3х3; 4х4, карточки с заданиями (с нанесенным узором).

Задание:

Вариант 1.

Педагог дает устные задания типа:

Положите синий камушек в центр. Красный - в левый верхний угол; зеленый – в правый верхний угол; красный – в левый нижний угол; зеленый – в правый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявления эталона к заданию или через устный контроль педагогом.

Вариант 2.

Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, детям необходимо повторить рисунок.

Вариант 3.

Педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец-карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

-выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве;

-запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Упражнение «Зажги фонарик».

Цель:

- развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове;

- развитие звукового анализа и синтеза;

- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;

- закрепление пройденного звука;

- развивать мелкую моторику.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки для звукового анализа, карточки со словами.

Задание:

Вариант 1.

Определить место звука в слове и поставить фишку-камушек соответствующего звуку цвета.

Вариант 2.

Произвести звукобуквенный анализ слова. Определить сколько в слове гласных звуков, сколько согласных.

Список литературы:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.

2. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.,1973

8. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.

9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). М.-1997.

10. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007,-126с.; ил.

 11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.- М.: Школьная пресса, 2002.

12.  Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем.- СПб.: изд. «Лань», 1998.-64с.

13. Дефектология. Журнал №3,1997; №7, 1993; №10, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

«Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают коррекционную работу по автоматизац...

«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления...

Консультация для педагогов: «Логосказки, как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».Д. Родари.Хорошая речь – важ...

Презентация "Использование нетрадиционной формы работы при коррекции речевых нарушений у детей".

quot;Использование нетрадиционной формы работы при коррекции речевых нарушений у детей"....