Консультация для родителей "Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений у дошкольников"
консультация (старшая группа)
В коррекции речевых нарушений у дошкольников логопед часто использует логопедический массаж. Родители могут также проводить массаж в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_massazh_pri_korrektsii_rechevyh_narusheniy_u_detey.docx | 117.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический массаж
при коррекции речевых нарушений у детей.
Для детей с речевыми нарушениями логопед часто использует в своей практике логопедический массаж.
Логопедический массаж имеет несколько основных видов:
- Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.
- Точечный. Направлен на биологически активные точки, где скапливаются сосуды и нервные окончания.
- Аппаратный. Применяются вакуумные или вибрационные приспособления.
- Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам.
Логопедический массаж помогает решать следующие задачи:
- нормализовать тонус мышц артикуляционных органов;
- улучшить кровоснабжение;
- повысить эластичность мышечных волокон, силу и объём их сократительной функции;
- снизить гиперсаливацию (повышенное слюнотечение);
- растянуть подъязычную уздечку.
Родители могут проводить массаж в домашних условиях. При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.
Со временем дети привыкают к манипуляциям и воспринимают их спокойно.
Процедуру можно проводить не ранее, чем спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот ребенка.
Предварительная разминка
Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:
- Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
- Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
- Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
- Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.
Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.
Методика массажа
Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.
Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.
Для массажа языка используются специальные приспособления. В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.
Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается до 25 минут.
Простые игровые приёмы массажа, стимулирующие работу органов речевого аппарата ребенка.
1. «Нарисуем усы». С помощью указательных и средних пальцев «рисуем» усы, выполняя движения от середины верхней губы к уголкам рта.
2. «Весёлый смайлик». Двигаем пальцами от средней точки нижней губы к уголкам рта, а потом – по направлению к скулам.
3. «Грустный смайлик». Выполняем движения двумя пальцами от середины к уголкам верхней губы, и дальше – до углов нижней челюсти.
4. «Клюв». Указательным и средним пальцами собираем верхнюю губку в «клювик», затем то же делаем с нижней губой.
5. «Бородка». Тыльной поверхностью ладоней поглаживаем от центра подбородка к ушкам.
6. «Три дорожки». Двигаемся пальцами к ушам: сначала – от центральной точки нижней губы, затем – от центра верхней губы, и потом – от крыльев носа.
7. «Рисуем кружки». Выполняем круговые движения подушечками пальцев по щёчкам.
8. «Греем щёчки». Выполняем растирающие движения кончиками пальцев по щекам в разные стороны.
9. «Паровозик». Сжимаем ладони в кулаки, приставляем их к щекам, производим круговые движения, смещая щёчные мышцы сначала по часовой стрелке, а затем – в противоположном направлении. Можно сопровождать массажные движения ритмичными звуками: «Чух-чух».
Самомассаж языка.
Самомассаж языка ребенок может выполнять сам перед зеркалом под наблюдением взрослого.
1. Погладить язык губами. Язык двигается вперед-назад через сомкнутые губы, как бы «выглядывая» изо рта и «прячась» в него.
2. Пошлепать язык губами. Язык лежит на нижней губе, а ребенок шлёпает по нему, произнося пя-пя-пя.
3. Почесать язык. Губы – в улыбке, зубы сомкнуты. Язык двигается вперед-назад. Зубки чешут «спинку» и «животик» языка.
4. Покусать язык зубами (не сильно).
5. Выполнять движения в обратном порядке.
Можно применять зубную щетку для массажа языка в домашних условиях.
.
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение массажа в коррекции речевых нарушений
Индивидуальноекоррекционное логопедическоезанятие на тему: «Применение массажа в коррекции речевых нарушений». Занятие проводилос...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.В последние несколько десятил...
«Использование логопедического массажа в коррекциии проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Логопедический проект...
«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...
МЕТОД МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Презентация...
Необходимость использования логопедического массажа в коррекции речевых нарушений
В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа....
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием элементов Су-Джок массажа.
Занятие-тренинг для педагогов по Су-Джок терапии....