Мастер- класс " Мотивация, как одно из средств организации совместной деятельности ребёнка и взрослого"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Мастер - класс предназначен для воспитателей всех возрастных групп деского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_13_-_kopiya.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
«МОТИВАЦИЯ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА И ВЗРОСЛОГО.»
1.ДОБРЫЙ ДЕНЬ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Сегодня мы поговорим с вами о мотивации. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово мотивация?
Давайте подберём слова, близкие по значению к слову мотивация.( побуждение, движение, желание, импульс, толчок, намерение, стимул…)
Итак, что же такое мотивация? Простыми словами, мотивация- это некая сила, которая заставляет нас действовать и добиваться поставленных целей. Это стимул, который заставляет нас упорно работать и подталкивает нас к успеху. Можно сказать, что именно мотивация – это то, что формирует многие аспекты нашего поведения.
2 - Мотивация – это отражение в сознании нужды
( желанности чего- либо,) переживаемое, как внутреннее напряжение ( потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием). Мотивация – это то, что побудит вас добиться цели, но без вашего желания, она бесполезна.
3 - Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Это побуждение поведения детей ( через их потребности , личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Если ребёнок говорит « не хочу этого делать», то это означает, что либо:
- Ребёнок не понимает смысла действия ( деятельности)
- Задание ребёнку кажется слишком сложным , объёмным и непонятным
- Ребёнок боится ошибиться и быть раскритикованным
Позитивная мотивация остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
4 - Цель мотивации:
- Вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или какой-либо деятельности.
- Создать условия увлечённости, умственного напряжения.
- Направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
5. Принципы мотивации.
- Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы
( может быть у ребёнка будет свой путь решения)
- Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
-Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
-Действуя совместно с ребёнком , вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
-Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. ( как отмечал древнегреческий учёный и философ Аристотель « Познание начинается с удивления»)
- Очень важно учитывать возраст детей ( приёмы, которые подходят для каждого возраста)
А сейчас я расскажу о некоторых типах мотивации, которые использую в своей работе и которые используются моими коллегами в нашем детском саду.
- Мотивация « Сделай доброе дело»
Ребёнок достигает цели обучения , решая проблемы сказочного персонажа или игрушки. Игровые и сказочные персонажи могут « приходить в гости», « знакомиться»,
« давать задания», «рассказывать интересные истории», а также оценивать результаты труда детей. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник. И её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.
- Пример. « Помоги зайчику подготовиться к зиме»
( аппликация из бумажных салфеток в старшей группе)
Девочка Весточка( кукла) была в лесу , а там уже выпал снег, но зайцы не успели поменять шубку на белую Девочка Весточка боится, что волки заметят зайчиков в серых шубках. Давайте спасём зайчиков, поможем им подготовиться к зиме, сделаем им белые шубки.
8 Ценность детских работ.
Дети очень любят показывать свои достижения, видеть, как на них реагируют их сверстники и взрослые. Поэтому то, что ребёнок делает, должно быть важно для педагогов, родителей, сверстников. В нашем детском саду проводится много детских выставок. В каждой группе организовано место для выставки поделок из лего, в холлах детского сада – индивидуальные выставки детских рисунков. В детском саду проводился конкурс « Фото –стенд моих построек»( с участием родителей) Родители фотографировали дома постройки своих детей , приносили фото- коллажи, в детском саду сделали стенд . Такие мероприятия мотивируют детей чаще садиться за любимое дело, ведь продукт их труда превращается в фото- звезду, на которую будут устремлены всеобщие взоры.
- Пример в группах. Фото-стенд моих построек.
- Пример. Фасад здания детского сада украшен работами выпускников.
- Подготовка сообщений и презентаций.
Дети готовят дома , совместно с родителями , материал по заданной теме. Это мотивирует детей на то, чтобы поделиться новыми знаниями со сверстниками и применять эти знания в игре.
- Пример- В сюжетно- ролевой игре
« Туристическое агентство» в подготовительной группе, тур. агент или экскурсовод должен знать много интересной информации , чтобы заинтересовать клиентов, которые придут покупать путёвки.
- –Пример: Рассказ ребёнка(тур. агента) об экскурсии в национальный парк Зюраткуль.
- Пример: Рассказ ребёнка (экскурсовода) о путешествии в Сугомакскую пещеру.
- Организация семейных мероприятий и конкурсов.
Использование потенциала семьи в образовательной деятельности. В нашем детском саду проводятся ежегодные традиционные семейные шахматные турниры. Также среди детей детского сада проводятся шашечные турниры. Такие мероприятия мотивируют детей на то, в группах и дома дети начинают активно играть в шахматы и шашки.
- Организация мероприятий и конкурсов в детском саду. Ежегодно в нашем детском саду проводится конкурс чтецов. Такие мероприятия мотивируют ребёнка обратиться к книге, вместе с родителями прочесть сказку или выучить понравившееся стихотворение.
- Для мотивации познавательной деятельности и детского экспериментирования в детском саду созданы специальные условия « Детская лаборатория» Это специально оборудованное помещение для детского экспериментирования. Каждый педагог в детском саду выбрал тему для экспериментов. Составлен график проведения опытов для всех групп детского сада.
2 раза в месяц педагоги детского сада проводят с детьми опыты , на которых даются детям определённые задания : провести с родителями дома эксперимент и принести фотоотчёт.
- Пример « Детская лаборатория»
- Пример « Опыты в лаборатории»
20 СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ ( письма, сундучки, волшебные шкатулки, чудесные мешочки, почтовые ящики)
Я расскажу об использовании почтовых ящиков.
21 В нашем детском саду очень активно используются почтовые ящики. Перед новым годом у нас работала « Новогодняя почта» ( возле каждой группы висел свой почтовый ящик, празднично украшенный) Дети писали друг другу и воспитателям письма, поздравления . Такой способ очень хорошо мотивировал детей на общение друг с другом и желание доставить друг другу и окружающим радость и самим получить эту радость и восторг. Ведь в наше время компьютерных технологий, когда трудно оторваться от компьютеров и телефонов, так важно вспомнить хорошо забытое старое : общение друг с другом, посредством писем. Дети с удовольствием разносили по почтовым ящикам письма и поздравления в разные группы.
22 Затем к 23 февраля ящики « превратились» в армейскую почту. К 8 марта - в весенние почтовые ящики.
Хочется зачитать изречение : « Почему мы перестали писать письма? Настоящие. В конвертах. Это ведь просто непередаваемое чувство, когда приходит письмо и ты с трепетом открываешь его , вчитываясь в каждую букву.
Как бы ни был хорош технический прогресс, но порой он убивает прекрасные вещи.»
Ведь когда мы вместе с ребёнком пишем письмо, он учится вежливости, доброте.
23 – слова А.П. ЧЕХОВА « Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее»
24 . Почтовые ящики замотивировали детей на сюжетно- ролевую игру « Почта России» Дети в группах приготовили поздравления для других групп в конвертах , а дети- почтальоны разносили эти конверты по почтовым ящикам.
25 . СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Эта мотивация используется в старшей и подготовительной группе и является самой продуктивной.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей. Это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает знаний и он должен сам их искать.
26 . Примеры мотиваций для создания проблемной ситуации.
« Достань подарок» ( заранее приготовленные подарки находятся «под замками», на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить.)
Игровые квесты, путешествия.
( важно никого не « потерять», обращаем внимание на взаимопомощь)
Соревнования ( только для старшей и подготовительной группы) командный зачёт, обращаем внимание на взаимопомощь.
27
Суть проблемного обучения:
Педагог:-создает познавательную ситуацию-предоставляет детям возможность ее решения.
Проблемное обучение:
активизирует мысль детей
придает ей критичность
приучает к самостоятельности в процессе познания.
28
Алгоритм создания проблемной ситуации:
- Находим противоречие.
- Осознаём проблему , хотим её разрешения.
- Ищем решение, выдвигаем гипотезы
- Находим решение.
- Проверяем решение.
29 Пример : проблемной ситуации по теме
« Свойства дерева»- Побежал Буратино в школу,а перед ним широкая река, а мостика не видно. В школу нужно торопиться. Как же ему через речку перебраться.?
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
30
При создании проблемных ситуаций
нужно учитывать:-возможности детей, степень трудности задания, уровень знаний детей.
31
Взаимодействуя с ребёнком, помните !
Предоставляйте ребёнку больше самостоятельности . Пусть ребёнок делает «открытия» сам.
Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятными.
Задание должно быть посильным для ребёнка.
Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его « рост», терпение, старание.
Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребёнка , не сравнивайте его с другими детьми, только с самим собой .
32
Таким образом, можно сказать, что мотивация в организации совместной деятельности ребёнка и взрослого является непосредственным стимулом, без которого ребёнок не может включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности ребёнка с взрослым
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности (теория+конспект занятия)...
Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.
Актуальность.Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он и...
Мастер класс "Музыка как одно из средств физического развития дошкольника"
Материал содержит конспект мастер класса и презентацию...
Мастер - класс "Сказкотерапия, как одно из средств развития речи"
Данный материал разработан для воспитателей, родителей...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация совместной деятельности ребёнка со взрослыми в доступной форме и средствам – второе условие развития речевой активности детей раннего возраста"
Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, одно из средств здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Семинар-практикум "Здоровьесбережение- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ."...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей дошкольного возпаста. Умение классифицировать – одна из составляю...