Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
Актуальность.
Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слава в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 540.6 КБ |
мастер-класс | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Моделирование как одно из средств формирования связной речи.
Формирование группы
Слайд №1
Приветствие «Какой я» Участники сидят по кругу.
- Начнем работу со знакомства. Вы будете по очереди называть свое имя и три присущие Вам качества.
Ведущий резюмирует сказанное:
-Какие замечательные сегодня собрались здесь творческие люди, желающие повысить свой интеллектуальный потенциал.
Слайд №2
Цель мастер-класса:
- передача накопленного опыта по использованию приёмов моделирования на занятиях по развитию речи.
Задачи:
- Повышение компетентности, активизация исследовательской позиции участников мастер-класса;
- Апробация и обсуждение эффективности приемов моделирования;
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы; тексты.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Формирование понятийного поля данной проблемы.
Цель: объяснить слушателям целесообразность использования приемов моделирования как одного из средств развития связной речи.
Слайд №3
Актуальность.
Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слава в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически грамотно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни И такой метод есть - это метод мнемотехники. Я начала использовать его со средней группы, можно конечно попробовать и в младшей, хотя целесообразнее начинать с 4-5 лет, когда у ребёнка сформирован какой-то словарный запас.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. Я их использую для решения задач:
• Обогащения словарного запаса.
• При обучении составлению рассказов.
• При пересказах художественной литературы.
• При отгадывании и загадывании загадок.
• При заучивании стихов, скороговорок, чистоговорок.
Сначала я работала по мнемоквадратам, потом по мнемодорожкам, а затем уже перешла на мнемотаблицы. На первом этапе мнемотаблицы я брала готовые. За тем у нас с ребятами возникла необходимость создавать свои собственные таблицы. Метод мнемотехники можно с успехом применять в любой образовательной деятельности. В развитии культурно гигиенических навыков, в уходе за растениями, в формировании элементарных математических представлений, в изобразительном искусстве, в музыкальной деятельности.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребёнок так же активно включается в процесс создания своей схемы. Описательный же рассказ это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его нужно осознать, а осознание как мы знаем это - анализ. Что ребёнку сделать очень трудно. Особая роль в развитии связанной речи отводится пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. В заключении хочу сказать, что мне очень импонирует это метод. Всё что требуется для работы это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А фантазии как мы знаем у педагогов не занимать.
Демонстрация методов работы
Я хочу поделиться с вами некоторыми эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.
Один из приемов работы – использование пиктограмм.
Слайд №4
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми.
Сейчас я вам предлагаю самим придумать пиктограммы к некоторым словам. Напоминаю, что изображение должно быть графическим без прорисовки конкретных деталей, но отображающее особенный признак, присущий именно этому предмету. Возьмите листочки и нарисуйте пиктограммы к словам:
Практическая работа педагогов.
Слова - предметы: гриб, мост, заяц, человек, река;
В старшем возрасте пиктограммы, обозначающие тот или иной предмет, заменяются единым графическим символом – прямой линией. Это позволяет ребёнку самостоятельно мыслить
Слова-признаки: большой, маленький, грустный, веселый;
Общим графическим символом к словам-признакам является волнистая линия.
Слова-действия: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит;
Слайд №5
Символы-предлоги: в, от, над, на, через, из и т.д;
Слайд №6
Пользуясь такими пиктограммами, мы побуждаем ребёнка к речевой активности.
Например: предлагается следующее задание (работа на доске – зарисовка)
Слайд №7
«Составь словосочетание»
Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение
(маленький котёнок, лягушка прыгает)
Слайд №8
«Исправь ошибку»
Взрослый предлагает две пиктограммы. Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.
(бабочка ползает, бабочка летает)
Слайд №9
«Составление фраз с предлогами»
Опираясь на пиктограмму, придумай фразу. ( “На грибе листок”, “К пеньку ползет муравей”, “Над цветком летает бабочка” )и т.д.
Слайд №10
Следующий прием – мнемоквадраты.
Мнемоквадраты - отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Применяют их обычно для младших групп. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.
Слайд №11
Следующий прием – мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Что можно изобразить на мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я рекомендую использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– воспроизведение материала (пересказ, заучивание текста, составление рассказа…)
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.
Слайд №12
Мнемотаблицы я использую для:
- Заучивания стихов, загадок, пословиц;
- Пересказа текстов;
- Составления описательных рассказов;
- Составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине
Слайд №13
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Слайд №14
Посмотрите на пример стихотворения.
Осень.
"Осень, осень" (для детей старшей группы)
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.
Слайд №15
Сейчас я вам предлагаю самим придумать мнемотаблицу к стихотворению «В руки фрукты мы берем ...»
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.
Слайд №16
Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности. В процессе обучения пересказу ребенок получает элементарные знания о строении связного высказывания, набирает практический опыт говорения, что является своего рода ступенькой к достижению главной цели - овладению связной монологической речью. Картинно-графический план, выполненный в виде мнемотаблицы, помогает детям запомнить и воспроизвести заданный рассказ, не «потерять» значимые его части, служит стимулирующим средством, как и любая наглядность, повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, побуждает ребенка анализировать и рассуждать.
Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем, ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
Слайд №17
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети испытывают трудности в построении сюжета, и снова им на помощь приходит картинно-графический план или мнемотаблица. Она служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Качество описательного текста определяется полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания.
Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Примеры мнемотаблиц:
-для описания предмета;
-для описания овощей (фруктов);
-для описания одежды;
-для описания времени года.
Слайд №18
Для рассказа по сюжетной картине картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. В практике работы в детском саду самым сложным является рассказывание по картине какого-либо художника. После совместного рассматривания картины я даю картинно-графический план. Даже если ребенок скажет по одному предложению по каждому пункту плана, уже получится небольшой рассказ.
Слайд №19, 20, 21.
Мнемотаблицу я использую на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым.
Рефлексия.
В процессе мастер-класса мне показалось, что вы заинтересовались данной технологией, с удовольствием включались в мастер-класс. Это моё мнение.
А теперь, я хочу узнать ваше мнение?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....
Мастер-класс на тему "Моделирование как одно из средств развития связной речи"
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных ...
Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация...
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
Статья "Применение ИКТ в образовательном пространстве, как одно из средств развития связной речи у дошкольников"
В статье говорится о роли ИКТ в образовательном пространстве. Применение ИКТ позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятель...
Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»
В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....