Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, одно из средств здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
методическая разработка

Товпеко Елена Ивановна

Семинар-практикум "Здоровьесбережение- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_palchikovaya_gimnastika.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, одно из средств здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Цель: раскрыть актуальность развития мелкой моторики посредством здоровьесберегающих технологий, пальчиковых игр.

Задачи:

- Рассмотреть особенности пальчиковых игр: значение, виды и требования.

- Создать условия для включения всех педагогов в активную деятельность.

- Дать возможность педагогам самостоятельно выполнить задание мастера   по проведению пальчиковых игр.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Одним из видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

 Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.

 Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.

Какие виды пальчиковых игр вы знаете?

Существуют следующие виды пальчиковых игр:

- Пальчиковые игры с предметами;

- Активные игры со стихотворным сопровождением;

- Игры - манипуляции;

- Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» - писала

М.М. Монтессори .

Сначала пальчиковую гимнастику выполняют не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно, можно взять его руку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепится, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно.

Пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить на каждом занятии по развитию речи. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.

- А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений. Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.

Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).

- Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

У вас на столах лежат карандаши, возьмите их.

- Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

Массаж с грецким орехом.

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим

Его птичке отдадим.

Пальчики мы разогрели и помассировали. У детей очень эффективно проводить пальчиковые игры с элементами самомассажа, которые мы сейчас и проделали.

Приступим к следующему виду пальчиковых игр – это игры с предметами.

Они вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки.

Пальчиковая игра «Башмачки» (игры с пробками от бутылок)

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

Игры с прищепками 

Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто. Поэтому, нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности. Сначала прикрепить прищепки на край игрушечного ведерка или коробочки. Научить детей снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Открепить легче, чем прикрепить.  Затем покажите, как прищепка открывает свой «ротик». Скажите, что нужно нажать на прищепку, что бы она открыла свой «ротик». Можно назвать прищепку крокодильчиком.

Мы веселые прищепки,

Коль поймаем держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать.

(Прищепки лежат на левой руке, любуемся ею и качаем головой вправо-влево, накрываем правой рукой и прокатываем прищепки)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

Указательный поймаем,

И немного покачаем,

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем.

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем,

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прищепки будем мы катать.

Также можно поиграть с детьми в следующие игры с прищепками:

«Ежик», «Солнышко», «Морковка»

 «Комканье платка»

Берем носовой платок за уголок и показываем, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает.

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!»

Ребенок комкает, начиная с угла так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Вывод: Таким образом, очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии детей дошкольного возраста. Наша встреча подошла к концу.  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Пальчиковые игры как одно из средств здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.Задачи:1.Укрепить здоровье ребенка, так как раздраженные массажем нервные окончания, располо...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как одно из средств здоровьесберегающих технологий»

Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реа...

Консультация «Пальчиковая гимнастика -одна из форм здоровьесберегающей технологии. »

Консультация  «Пальчиковая гимнастика -одна  из форм  здоровьесберегающей технологии. »...

Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...