Ребенок группы риска как объект социально-педагогического сопровождения
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальный риск вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также необходимости дополнительных расходов на лечение и социальных услугах .
Группа риска категория людей, социальное положение которых по некоторым критериям нестабильно, в итоге оно ведет к потере морального облика, социальной значимости и даже к биологическому разрушению Дети группы риска категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних
Группа социального риска разновидность социальной группы, включающая людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям, в силу чего представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества
«Болезни общества» связаны с нарушением форм социального взаимодействия людей, ростом социального отчуждения, нарушением процессов социальной адаптации и распространением в обществе различных форм отклоняющегося поведения
Наличие в обществе механизмов открытого или скрытого социального угнетения, тяжелые условия жизни без надежды на их улучшение, отсутствие социальных перспектив для творческой самореализации человека, недостатки воспитания и образования личности, ее низкий культурный уровень - все это служит питательной почвой для существования групп риска.
Нормативно-правовая база защиты прав несовершеннолетних в России З абота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства Н есовершеннолетний - это лицо, не достигшее 18-летнего возраста.
Основными документами, определяющими и регулирующими отношения между ребенком и государством , являются Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. (с изменениями от 30 декабря 2000 г .), В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. No223-ФЗ, вступивший в силу в 1996 г . Семейный кодекс отражает следующие основные аспекты социальной защиты ребенка: права и обязанности родителей по отношению к детям, особенности юридических и имущественных отношений между родителями и детьми, а также формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита прав несовершеннолетних – это система нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.
С целью усиления социально-правовой защищенности детей, обеспечения их конституционных прав, были разработаны «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденные Указом Президента от 14 сентября 1995 г . Следующим шагом было принятие Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», являющегося базовым документом национального законодательства в области социальной защиты детства.
Законодательные гарантии укрепление системы правовой защиты детства; обеспечение социальной поддержки семьи,обеспечение охраны материнства; обеспечение охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях
Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и др.
Социально-педагогический подход к определению нормального и отклоняющегося поведения Две основные технологии работы с детьми и подростками девиантного и делинквентного поведения — профилактическая и реабилитационная .
Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Типы профилактических мероприятий: — нейтрализующие; — компенсирующие; — предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; — устраняющие эти обстоятельства; — контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения . Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяются следующие подходы: · информационный подход · социально-профилактический подход · медико-биологический подход · социально-педагогический
Категории детей групп социального риска «Дети группы риска» - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Понятие детей «группы риска» подразумевает следующие категории детей: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации
О сновные группы факторов риска (по Е.И. Казаковой) Психофизические Социальные П едагогические Факторы риска по В.Е. Летуновой : медико-биологические социально-экономические психологические педагогические
Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Классификация, структура и особенности социальных девиаций несовершеннолетних
К лассификации девиантного поведения В.Н. Липника по характеру взаимоотношений подростков с коллективом; по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества; по отклонениям в понимании общественных интересов; по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития по степени деформации психики; по отклонениям в системе ведущих мотивов; по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.
Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
Список литературы Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. - 2003.- № 1. - С.70-72 . Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М., 2013. - С. 9-10. Галагузова М.А. История социальной педагогики. – М., 1999. Галагузовой М.А. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб . заведений/Под ред. М. А. Галагузовой , Л. В. Мардахаева . - М.: Академия, 2002. - 192с. Дементьева И.Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С. 21- 28. Конституция РФ / Лозовский Л.Ш., Райсберг Б.А. - М.: ИНФРА - М, 2013 . Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России//-И., 1993 . Семейный кодекс Российской Федерации: Комментарии. - М.,2012 Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: учебник для студ.сред.проф.учеб . заведений / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студ. вузов / Г.Н. Штинова , М.А. Галагузова . – М.: Гуманитар . издат . центр ВЛАДОС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание группы, осуществляющей реабилитационную и социально-педагогическую
В нашем дошкольном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 24» занятия с животными проводятся недавно, но уже можно сказать, что занятия дали положительные результаты. Мы заключили догов...
Создание группы, осуществляющей реабилитационную и социально-педагогическую программу с применением зоотерапии
В нашем дошкольном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 24» занятия с животными проводятся недавно, но уже можно сказать, что занятия дали положительные результаты. Мы заключили догов...
Проект на тему:" Cемья как объект социально – педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения"
Цель: профилактика семейного неблагополучия, выработка наиболее эффективных методов и приемов работы воспитателя с воспитанниками из неблагополучной семьи....
Тема: "Возрастные особенности развития ребенка и их учет в социально-педагогической деятельности"
курсовая работа по дисциплине "Социальная педагогика"Введение _________________________1. Основные периоды возрастного развития______2. Возрастная...
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни....
Дети с ЗПР как объекты социально-педагогической деятельности
Работая в детском саду, мы сталкиваемся с увеличением детей с различными психическими и соматическими заболеваниям, особо хотелось бы отметить, что для нас возникла проблема в том, что детям ставят та...
Анкета "как определить ребенка группы риска"
анкета-запрос для воспитателей на выделение ребенка в "группу риска"...