Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
статья

Пачулия Екатерина Сергеевна

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsennosti_v_neblagopoluchnyh_semyah.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Раздел: Заочный педсовет

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

 

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны четыре статуса семьи: социально-экономический (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический (благоприятный психологический климат), социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой (отношение к ребенку и его проблемам).

 

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

 

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести: благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т. д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Л. М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

 

1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.

 

2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.

 

3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д.

 

4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

 

В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность/неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как различно и содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи, оказываемой конкретной семье.

 

Галагузова М. А. выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [6]:

 

1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках кратко-срочных моделей работы.

 

2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например: неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

 

3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

 

4. Асоциальные семьи. Семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

 

Алмазов Б. Н. также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:

 

— семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;

 

— конфликтные семьи. В таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

 

— нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

 

— педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д.

 

Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Из опроса 304 старшеклассников г. Минска следует, что только 43 % опрошенных считают свою семью дружной и сплоченной, у 54 % подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33 % — с матерями. В конфликтных семьях, порождающих трудных детей, дело обстоит еще сложнее. В Заводском районе города Минска были опрошены 102 «трудных» подростка. Каждый третий подросток свое девиантное поведение объяснил конфликтами в родительском доме, а также недружелюбным отношением к себе со стороны отца или матери. Для изучения масштабов проблемы насилия в семье, специалистами социально-психологической службы Советского района города Минска было проведено анкетирование 500 учащихся седьмых классов.

 

Получены следующие результаты: 48,2 % респондентов подвергались физическим наказаниям со стороны родителей, 77 % — оскорблениям со стороны учителей; 36,4 % ответили, что учителя использовали телесные наказания; 66,7 % подверглись унижениям и издевательствам со стороны сверстников. Исследователи подчеркивают: настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни» [3, с. 68—72].

 

Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это, естественно, привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и других ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

 

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений [4].

 

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей.

 

Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

 

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).

 

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

 

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.

 

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

 

Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

 

— психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;

 

— педагогические поручения, например: организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.;

 

— педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.

 

Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики (М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Е. Я. Тищенко,
В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы.

 

 

1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

 

2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

 

3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей.

 

Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

 

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы — краткосрочная и долгосрочная. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

 

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

 

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре этой модели находится требование к специалистам оказывать помощь в концентрации усилий на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулировании возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

 

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и в долгосрочных формах работы.

 

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т. д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

 

Некоторые исследователи (А. А. Бодалев, В. В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

 

— теоретическое положение — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

 

— практическое положение — построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.

 

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т. д.

 

Работая с семьей, социальный педагог нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4—9 месяцев). Одновременно социальный педагог может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее. Работа социального педагога в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

 

1-й этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение - в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.

 

2-й этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

 

3-й этап. Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации, полученной из различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

 

4-й этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.

 

5-й этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.

 

Социальный педагог использует следующие формы надзора. Официальный надзор - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т. п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль - это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.

 

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

 

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

 

- в сфере жизнеобеспечения - трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.;

 

- в сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;

 

- в сфере семейного здоровья - диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т. д.;

 

- в сфере духовного и морального здоровья - традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т. п.;

 

- в сфере воспитания детей - решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

 

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи - восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

 

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная [2, 5].

 

Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.

 

Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.

 

Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами, невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относиться к каждому члену семьи, понимать его и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.

 

Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер.

 

1. Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

 

2. Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, то, как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

 

3. Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

 

4. Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

 

5. Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

 

Таким образом, рассмотренные в данной статье основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяет назвать основные направления работы в этой области как на государственном, так и на общественном уровнях:

 

- упрочение положения семьи в условиях развития современного общества посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов. На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы: Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие другие;

 

- расширение сети семейных социальных служб, организация центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т. д.; работа различных общественных движений, целью деятельности которых является защита детства и материнства;

 

- диагностика семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий; на основе диагностических данных - разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение проблемных семей.

 

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

 

Список литературы

 

1. Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б. Н. Алмазов.- Свердловск, 1986.

 

2. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О. А. Карабанова. - М., 2004.

 

3. Наумчик, В. Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент [Текст] / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. - Мн., 2005.

 

4. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М., 2004.

 

5. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М., 2004.

 

6.Социальная педагогика [Текст] / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М., 2000.

 

7. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М. В. Шакурова. - М., 2002.

 

 

Шелег, Л. А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности [Текст] / Л. А. Шелег // Тезисы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 ч. Ч. 3 / Под общ. ред. д-ра психол. наук В. К. Шабельникова и канд. психол. наук А.. Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Гандюрина Людмила Петровна, социальный педагог, педагог дополнительного образования

Статья отнесена к разделу: Социальная педагогика 

Объявление 

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы СКДН; РКДН;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.

4

Профилактика семейного неблагополучия.

  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН. СКД;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

5

Помощь общества неблагополучным семьям.

  • институт приемной семьи;
  • институт молодой семьи;
  • детские приюты;
  • акции милосердия;
  • акция помоги пойти учиться;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

Электронные версии печатных работ Елизарова Андрея Николаевича

Елизаров Андрей Николаевич

Ценностные ориентации неблагополучных семей

А.Н. Елизаров

Ценностные ориентации играют значимую роль в организации всего строя семейной жизни [1]. Семилетний опыт консультирования родителей из неблагополучных семей, где дети склоняются к девиантному поведению, убедил меня в решающей роли ценностных ориентаций семьи в генезисе семейного неблагополучия. В социологии, ориентированной на решение демографических проблем, сложился подход, согласно которому в основе семейного неблагополучия (неустойчивость брака, разводы, дезорганизация общения в семье и социализации детей, нуклеарность и малодетность семьи) лежит тот факт, что супруги все более стремятся к удовлетворению потребности в самоактуализации своего "я", саморазвитии и самосовершенствовании за пределами семьи. То есть семья и родительство становятся просто неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, материального неблагополучия и т.п., что и приводит к росту числа неблагополучных семей [2]. Однако, если следовать этой логике, то родители, запустившие семейную сферу, должны достигать больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации своего "я", саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но известно, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит.

Так, супруги в нестабильных парах характеризуются низким уровнем социальной адаптации (по сравнению с супругами в стабильных парах), повышенной экстрапунитивностью реакций, выраженной самозащитной реакцией и низким уровнем эмоциональной устойчивости [3, с. 14]. Налицо, порой, действительно повышенная внесемейная активность, но связана она, как правило, с "острым ощущением своей неудачливости" в деловой сфере и поиском способов удовлетворения потребности в социальных контактах в группе себе подобных, что нередко связано со скатыванием в алкоголизм и беспорядочные половые связи [4, с. 125–126; 5]. Логичнее здесь предположить, что причиной семейного неблагополучия является не то, что супруги удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, саморазвитии и самосовершенствовании во "внесемейной" сфере, хотя это, естественно, тоже может влиять на семейное неблагополучие, а то, что сами эти потребности у супругов не развиты или находятся в зачаточном состоянии.

В литературе, посвященной благополучной социализации детей, достаточно часто встречаются указания на то, что родители в благополучных семьях передают своим детям собственные духовные ценности (стремление к познанию, творчеству, самосовершенствованию и радости от этого), формируя, таким образом, у детей соответствующие ценостные ориентации, которые позволяют последним самостоятельно двигаться в социально одобряемом направлении. И, наоборот, в литературе, посвященной девиантному поведению детей, часто встречаются указания на то, что духовные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей, а характер общения в семье таков, что передача духовных ценностей от родителей к детям практически исключается. Очень большое значение для родителей из неблагополучных семей имеют аффилиативные ценности (потребность принадлежать к определенной группе и занимать какое-либо место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви). Причиной этого является неопределенность супругов с момента начала брака в плане своей идентичности [5, p. 220-221]. Взаимоотношения с окружающими необходимы таким людям для подпитки собственной ценности, для получения извне оценки себя. Без взаимоотношений с кем-либо они чувствуют себя ничтожными, тесные взаимоотношения дают им чувство безопасности. Став родителем, такой человек вовлекается в бесконечную последовательность хаотичных действий по воспитанию, не задумываясь ни о причинах того или иного акта поведения ребенка, ни о том, как с толком подойти к возникшей воспитательнойситуации, испытывая удовлетворение от вовлеченности в сам процесс общения. Дети ценны пержде всего тем, что помогают организовать напряженный межличностный контакт, они воспринимаются прежде всего как добавление и отражение себя, что исключает родительскую способность постигать детей как потенциальных личностей.

Отличительной особенностью семейного окружения в такой семье являются непостоянство и непредсказуемость. Родительские ответы, например, на детское поведение относительно случайны и зависят от множества посторонних условий, в том числе от колебаний настроений родителей. Детям редко объясняют, почему им не следовало бы делать то или другое. Воспитание в основном строится по принципу запретов и наказаний. В результате у ребенка не вырабатываются нормы, которые могли бы регулировать его поведение, и он постоянно нуждается во внешнем контроле, что первоначально отвечает потребности родителя быть вовлеченным в постоянную воспитательную деятельность. Однако благодаря этому родительские функции со временем становятся все более обременительны и, в конце концов, родители все чаще начинают искать возможность частично или полностью покинуть семью.

У членов неблагополучных семей познавательная потребность выступает чаще как потребность в новом стимуле, чем как потребность в системе представлений о мире. Привлекают именно те темы, которые эмоционально возбуждают, динамичны, полны неожиданностей (возбуждающие подробности угона автомашины, драки шоферов такси, поведение законченных пьяниц окрестного района и т.д.). Значительную часть взаимодействий детей занимают выяснения отношений с использованием силы по поводу того, что тот или другой допустил относительно бесконечного разнообразия предметов: "Я не дам тебе пластинку до тех пор, пока ты не заплатишь мне за мои стеклышки".

В неблагополучных семьях легко столкнуться либо с равнодушными установками по отношению к труду (выбор места работы, учебы членами семьи довольно случаен), либо даже со скептическим или пренебрежительным отношением к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость. Достижение своих целей с помощью этих качеств нередко явно или скрытно считается уделом людей, которые "не умеют жить". При таком отношении к труду деятельность их регулируется не стремлением достичь каких-либо целей, а стремлением избежать каких-либо отрицательных последствий собственных действий, действий своих детей или же собственного бездействия. То есть ценностные ориентации формируются методом отрицания ("не быть тупым", "не приносить вреда", "не нарушать закон"). Тем не менее эти люди постоянно нарушают эти установленные для себя правила. Постоянные столкновения с окружающими людьми и социальными институтами вследствие этого зачастую вырабатывают в таких семьях недоверчивые установки по отношению к окружающим (соседям, товарищам по работе, сотрудникам учреждений, с которыми члены семьи имеют дело), уверенность, что все легко нарушают моральные правила и законы, в любом случае не сомневаются в своей безнаказанности.

Духовные потребности не исчезают у этих людей, но, видимо, постоянно дают о себе знать в форме потребности чем-то заполнить духовный вакуум. Для этого, как отмечал В. Франкл, можно ходить на танцы, заглушая ощущение бессмысленности существования громкой музыкой и шумом; пассивное наблюдение болельщика, когда он делает вид, что самое важное в мире – какая команда выиграет тот или иной матч, также относится к этому ряду. Сюда же относится искусство как способ самоопьянения и самоодурманивания, чтение детективов, просмотр боевиков [6, с. 241-243]. Удобным средством бегства служит секс. Направленность личности родителя на подобные отношения является детерминантой девиантного поведения детей, ведущего к суицидам в подростковом и юношеском возрасте [7, с. 138-139].

Другим удобным средством бегства от ощущения бессмысленности собственной жизни является профессиональная сверхвовлеченность. Современное общество породило массовый тип семьи, которую можно назвать карьерной. Родители в такой семье живут в постоянной погоне за работой, зарплатой, экономическим и социальным престижем. Они поглощены борьбой для того, чтобы достичь высокого социального статуса, который, однако, постоянно ускользает от них. Что передают эти родители своим детям? По сути дела, единственной реальной идентификацией с фигурой отца является его неудовлетворенность своим трудом и своим местом в обществе, а единственным требованием, предъявляемым к ребенку, - добиться того успеха или положения, какого не смогли достичь родители и прежде всего отец. Сверхвовлеченность в производство, наряду с сосредоточением внимания на улучшении материально-бытовых условий и ориентацией на развлечения, является важным фактором, сопровождающим отсутствие сознательного воспитательного воздействия в неблагополучной семье и определяющим девиантное поведение детей в подростковом возрасте. Но наиболее тяжело складывается там, где отец полностью устраняется из жизни своей семьи, столкнувшись с неудачами, и мать становится единственной кормилицей и воспитательницей детей.

Перечисленные выше ценностные ориентации родителей из неблагополучных семей почти полностью совпадают с результатами исследований личности девиантных подростков. Девиантные подростки, как правило, в пределах микрорайона образуют относительно замкнутую, обособленную от других сверстников группу [8, с. 84-85]. Замкнутость этих подростков в своей среде создает благоприятные условия для закрепления в их личности, доминирования ценностных ориентаций, полученных от родителей, наконец, для их развития в по-настоящему преступные, сознательно антиобщественные установки.

В своей консультационной практике для получения информации о ценностных ориентациях родителей неблагополучных семей мной используется модифицированный вариант методики предельных смыслов – предельных ценностей. Чаще всего первая жалоба подобных родителей сводится к тому, что их ребенок не хочет ни учиться, ни работать. Поэтому первым моим вопросом к родителю в этой методике является: зачем, с точки зрения родителя, ребенку нужно учиться или работать (или выполнять какое-либо другое близкое по смыслу его требование). После каждого ответа родителя к новому радикалу опять ставится вопрос: зачем. И так до того, пока родитель будет ни в состоянии более ничего сказать. Результатом являются длинные цепочки ответов родителей (графы), на основе которых можно судить о ценностных ориентациях родителя (схемы 1, 2). Результаты данного опроса дополняются данными, полученными в процессе беседы с родителем. К настоящему времени мной таким образом опрошено 69 родителей из неблагополучных семей, обратившихся к психологу по поводу частых конфликтов со своим ребенком и все большего вовлечения этого ребенка в девиантное поведение. Полученные данные говорят о том, что перечисленные выше ценностные ориентации действительно присущи родителям из неблагополучных семей. При этом практически всегда можно сделать вывод, что не духовные ценностные ориентации (стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, познанию, творчеству и радости от этого) определяют жизнь членов этих семей. Утрата духовных ценностей не означает утраты ценностей "семейных". Наоборот, семья для этих респондентов становится, видимо, даже важнее, но именно как источник удовлетворения собственных эгоистических желаний. Проиллюстрируем это несколькими примерами.

На телефон доверия обратилась женщина, которая воспитывала дочь 16 лет. Волнуют сексуальные интересы дочери, готовность "пойти с кем угодно". Считает себя единственным тормозом на пути дочери к проституции. Дочь закончила 9 классов, сейчас нигде не работает и не учится. В прошлом дочь имела большие успехи в музыке, выступала на конкурсах, занимала призовые места. Специалисты считают, что дочь – одаренный человек. Сейчас дочь не хочет выступать на музыкальных конкурсах, готовиться к выступлениям; ворует деньги у матери и часто надолго уходит из дому. Недавно рассказала матери, что совокупилась со случайным человеком, просит маму, чтобы та "нашла ей мальчика", ведь раньше мамы подбирали женихов своим дочерям. Мама не хочет оказать помощь в этом направлении, так как считает, что дочь сама должна научиться делать выбор. Кроме того, мама боится ответственности, вдруг мальчик будет "не тот", "вдруг он от нее откажется". Когда дочь училась в школе, у нее там было несколько подруг, с которыми она постоянно обсуждала по телефону "любовные" проблемы. Сейчас друзей-подруг нет. Со слов матери, дочь хочет только хорошо кушать, заниматься сексом и спать. На вопрос, о чем мама сама мечтала в возрасте дочери, она ответила, что мечтала "любить и быть любимой"; об этом же, по ее мнению, мечтает сейчас и дочь. Но у мамы личная жизнь многократно не складывалась, о чем она сейчас очень сожалеет. Жалеет, что ранее отказала в сексуальных контактах многим мужчинам. Когда дочь была маленькой, одна из подруг посоветовала регулярно делать дочери "сексминутки" (ласкать ее в сексуальном плане), чтобы личность дочери всесторонне развивалась (так, мол, за рубежом делают). Дочь и сейчас еще, порой, пристает: "Мама, сделай мне «cексминутку»!"

В свое время мама получила высшее экономическое образование, но к трудовой деятельности всегда относилась более чем равнодушно. Практически все время, пока воспитывала дочь, нигде не работала: проживала вещи отца. Эмоциональную насыщенность жизни обеспечивали флирт с мужчинами (без секса), конфликты с парализованной матерью, "воспитание" дочери. Семейной жизнью с мужчинами жить не хотела, так как не хотела вести хозяйство – причина многих разрывов. Дома, со слов респондентки, как правило, "жуткий беспорядок", "хаос". Активно посещает различные социально-психологические тренинги, читает популярную психологическую литературу, буквально "охотится" за психологами, причем характерно стремление установить с ними напряженные межличностные контакты, общаться часами. При этом рекомендаций психологов не выполняет.

Мне довелось беседовать с дочерью этой женщины. С ее слов, дома жить очень трудно, так как мать постоянно стремится контролировать, и реакции матери при этом совершенно непредсказуемы. Показателен в этом плане такой случай. Утро. Мать и дочь спят в своих комнатах. Мать просыпается. Прислушивается к тому, что делается в комнате дочери. Неожиданно ей приходит на ум, что дочь ночью тайно покинула дом и ее в комнате нет. Дальше фантазия матери начинает рисовать самые страшные картины того, как дочь проводит время сейчас. Мать "на взводе". Она вскакивает с постели и бросается в комнату дочери – та спокойно спит. Но мать уже не может остановиться: с криками будит ее, начинает ругать за все прошлые, настоящие и будущие ошибки. Представьте себе, каково жить в такой обстановке дочери! Результаты ответов матери по методике предельных смыслов – предельных ценностей представлены на схеме 1. Характерно, что доминируют ценностные ориентации, связанные с избеганием (уличных связей, венерических заболеваний и т.д.). В дальнейшем дочери пришлось уйти из дома и зарабатывать себе на квартиру в качестве валютной проститутки. Последний раз она звонила мне пьяной, намекала, что если бы мама сейчас привезла к ней того мальчика, с каким ранее хотела ее познакомить, то, может быть, у нее и хватило бы сил изменить свою жизнь (видимо рассчитывала на мое посредничество в этой ситуации). Сексуальная направленность личности матери определила дочернюю.

Схема 1

Схема 1

Другой случай. На Телефон доверия обратилась мама 20-летнего сына. Первые признаки конфликтности отношений возникли, когда сыну было 17 лет. Он дважды бросал институт, потом устроился в ПТУ и тоже бросил. Ушел из дома, летом жил у приятеля на даче, где, к счастью матери в его отсутствие, изнасиловали девушку. Сожительствует с различными "девушками". Нигде не работает. Мама подозревает, что сын "покуривает травку", так как находила не раз дома "коробки", а запаха табака нет. В компании друзей сын увлекается роком. Собирается создать свой музыкальный ансамбль, но пока дела идут неважно. Хочет стать популярным певцом, иметь много денег, собственный "мерседес". Постоянны разговоры о покупке более дорогих музыкальных инструментов, подборе в группу перспективных музыкантов. Когда мать болела и лежала в больнице, дома пропало много денег. Кражу отрицает. Сказала сыну, что кормить его не в состоянии, предложила устроиться на работу. Сын "страшно накричал на нее", "наговорил гадостей": "Ты мне не мать, а ехидна!" Отказался брать в доме продукты, требует размена квартиры, называет мать "соседкой". Сильно осунулся. Типичное состояние – смесь агрессивности с безразличием. Часто говорит: "Сейчас мне все безразлично, на все наплевать". Мать считает, что такое состояние сына обусловлено слушанием "психопатной музыки".

Сразу после рождения ребенка отец ушел служить в армию. Да так и не вернулся, женился на другой. Второй муж появился, когда мальчику было 9 лет. По словам этой женщины, второй муж был "слишком инфантильный, ведомый". По профессии он слесарь (она – программист). Сын чувствовал интеллектуальное превосходство над отчимом. Брак был "типа гостевого". Расстались, так как "надоела мужу своей болезнью". Болеет 2,5 года.

С детства ориентировала сына – "есть один способ самовыражения – институт". Учебу сына приходилось "толкать". Однако накануне поступления был "подъем". Мама сама подобрала институт и по территориальному принципу и потому, что туда легче поступить. В этом институте у нее были знакомые, они могли бы помочь сыну продвинуться дальше других. В мире же музыки знакомых у нее нет, поэтому пробиться там сын не сможет. После второго семестра сына "засосала апатия". "Думал, что в институт можно не ходить, а оценки будут ставить как в школе" (?) Вообще, со слов матери, она всегда была для сына "как подарок судьбы, третья рука, которая сама решает за него много жизненных вопросов". Из института отчислили. Поступил туда во второй раз. "Засосали" социальные связи с алкогольной направленностью. Отказался сдавать экзамены. Сама предложила сыну бросить институт и искать работу. Он на работу не устроился, поступил в ПТУ, которое сейчас бросил. По результатам использования методики предельных смыслов – предельных ценностей (см. схему 2) видно, что доминирующей ценностной ориентацией этой женщины является карьера, дающая возможность "быть высокообеспеченным материально", к чему в общем-то и сводится ее понимание "самореализации". Большую роль играют "избегательные" ценностные ориентации ("чтобы не заметили окружающие и не помешали совершать свой жизненный путь", "чтобы не приносить вред своей биоэнергетике, от этого происходят … заболевания, рак"). Тема, связанная с "заболеваниями" и "биоэнергетикой", видимо, навеяна собственным заболеванием абонентки.

Схема 2

Схема 2

Итак, выделим еще раз ценностные ориентации неблагополучных семей и их характерные черты:

  1. Аффилиативные ценностные ориентации, то есть потребность быть вовлеченными в напряженные межличностные контакты, в которых важно не столько содержание, сколько акцент на нюансы межличностных отношений.
  2. Познавательные ценностные ориентации представлены у этих людей как потребность в новой стимуляции, в ярких, необычных впечатлениях и очень мало опосредованы ценностями культуры.
  3. Равнодушное или пренебрежительное отношение к учебе и труду, деятельность управляется ориентациями на то, чтобы избегнуть отрицательных последствий собственных действий, действий своих детей или собственного бездействия.
  4. Экзистенциальный вакуум, ощущение пустоты и бессмысленности собственного существования заглушается: а) направленностью на секс, флирт, любовные отношения; б) погоней за карьерой, социальным престижем, повышением материального благополучия; в) социальными контактами в группе себе подобных, что нередко сопровождается скатыванием в алкоголизм и другие виды зависимости.

Литература

  1. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы // Современная семья: проблемы и перспективы. Тез. докл. конф. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т, 1994. С. 6 – 8.
  2. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. М., 1990.
  3. Тащева А.И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах: Автореф. дис. М., 1990.
  4. Структура семьи: Социологические и нравственные аспекты. Сб. реф. и обзоров / Сост. и ред. Андреева-Выхрыстюк И.С. М.: ИНИОН АН СССР, 1984.
  5. Families of the Slums: An exploration of their structure and treatment (Salvador Minuchin, Braulio Montalvo, Bernard Guerney). – New York – London: Basic books, 1967.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.
  7. Конончук Н.В. Роль семейных отношений в формировании отклоняющегося поведения // Семья и личность. Тез. докл. конф. в г. Гродно. М.: Отд-ние психологии и возр. физиологии АПН СССР, 1981.
  8. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 83 – 90.

Сослаться на эту публикацию можно следующим образом:

Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. - 1995. - №7. - С. 93 - 99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...

Проект на тему:" Cемья как объект социально – педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

Цель: профилактика семейного неблагополучия, выработка наиболее эффективных методов и приемов работы воспитателя с воспитанниками из неблагополучной семьи....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

Дети с ЗПР как объекты социально-педагогической деятельности

Работая в детском саду, мы сталкиваемся с увеличением детей с различными психическими и соматическими заболеваниям, особо хотелось бы отметить, что для нас возникла проблема в том, что детям ставят та...

КЛУБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Сценарий занятия "Колобок - румяный бок" для детей 3-4 лет в родительском клубе по развивающим играм В. В. Воскобовича "Скозочные лабиринты игры"...