Дети с ЗПР как объекты социально-педагогической деятельности
материал (подготовительная группа)

Шибанова Варвара Ивановна

Работая в детском саду, мы сталкиваемся с увеличением детей с различными психическими и соматическими заболеваниям, особо хотелось бы отметить, что для нас возникла проблема в том, что детям ставят такие диагнозы уже на уровне младших групп детского сада. Большое значение сейчас имеет мнение родителей о необходимости коррекционной работы с их детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_zpr_kak_obekt_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx81.43 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

Тема Дети с задержкой психического развития как объекты социально-педагогической деятельности

Оглавление

1.        Теоретический аспект изучения детей с задержкой психического развития        3

1.1.        Изучение детей с ЗПР в отечественной и зарубежной литературе        3

1.2.        Общая характеристика детей с ЗПР        5

2.        Дети с задержкой психического развития как объекты социально-педагогической деятельности        8

2.1.        Понятие «социально-педагогическая деятельность»        8

2.2.        Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития        10

Заключение        13

Список литературы        15


  1. Теоретический аспект изучения детей с задержкой психического развития

В связи с изменениями, произошедшими в последнее время в системе образования в Российской Федерации, остро стал вопрос о доступности образования для всех граждан. Государственная политика по донному вопросу нацелена на внедрение инклюзивного образования, т.е. возможность детям с особыми образовательными потребностями получать образование в общеобразовательных школах. Не однозначна оценка данного решения в различных кругах.

Работая в детском саду, мы сталкиваемся с увеличением детей с различными психическими и соматическими заболеваниям, особо хотелось бы отметить, что для нас возникла проблема в том, что детям ставят такие диагнозы уже на уровне младших групп детского сада. Большое значение сейчас имеет мнение родителей о необходимости коррекционной работы с их детьми. Часто родители отказываются воспитывать и обучать своих детей в учреждениях интернатного типа, а определяют их в общеобразовательные школы и детские сады. Воспитатели и учителя сталкиваются с необходимостью модернизировать свою работу для достижения результатов ребенком.

Надо отметить, что государство защищает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.).

  1. Изучение детей с ЗПР в отечественной и зарубежной литературе

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Над изучением потребностей этих детей работали как отечественные, так зарубежные ученые. Л. Фаирфилд выделил в своем исследовании школьников которых назвал «субнормальными учениками» со «смягченными формами» умственного отставания, И.Н. Борисов – «группу детей слабоодаренных с пониженным общим развитием», Н.И. Озерецкий - «замедленным темпом развития». С середины XX в. в многочисленных исследованиях зарубежных авторов К. Барта, Л. Бендера, К. Делакото стали встречаться описания клинико-психологических особенностей детей, имеющих недостаточные способности к обучению. Надо отметить, что они отмечали различные возможности к успешности обучения таких детей. Одним из факторов, влияющих на это, был отмечен социальный фактор – т.е. влияние окружающей среды.

Учеными были проведены исследования детей и при анализе полученных результатов была выделена группа детей, занимающая промежуточное положение между нормой и легкой умственной отсталостью. Исследователи отметили, что данная задержка имеет временный характер и хорошо преодолевается при своевременной педагогической помощи.

В наше время понятие ″задержка психического развития″ (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации.

Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной психологии в 60-70 гг. ХХ века. Это было вызвано возросшими образовательными проблемами, связанными с переходом на новые усложненные программы.

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР и выделены различные ее формы: психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и церебрастенические состояния.

  1. Общая характеристика детей с ЗПР

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С.Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80 гг.

Клинические исследования направлены на изучение причин и клинико-нейрофизических механизмов отклонений в развитии и обусловленной ими психопатологической симптоматики, а также на выделение клинических вариантов ЗПР.

В отличие от клинической классификации психолого-педагогическую классификацию построить трудно в связи с тем, что категории детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальном проявлении в психолого-педагогическом плане неоднородна.

Таким образом, анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод:

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Более глубокое изучение задержки психического развития у ребенка, проникновение в структуру этого дефекта, необходимо для оказания адекватной коррекционной помощи.

  1. Дети с задержкой психического развития как объекты социально-педагогической деятельности

  1. Понятие «социально-педагогическая деятельность»

Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды.

Социально-педагогическая деятельность использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, так как выделилась из последней, однако имеет и свою специфику. Сопоставим эти два вида деятельности.

Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личного развития обучаемых.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами - работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. В образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, образовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, приемами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, то есть она равнонаправлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его «очеловечивания» и общественными интересами.

  1. Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития

Организация работы, направленная на компенсацию выявленных проблем у детей с ЗПР, носит приоритетный характер. В связи с увеличением таких детей на всех ступенях образования решается эта задачи. Начиная с первых дней пребывания в образовательной организации такие дети находятся под пристальным контролем педагогов образовательного учреждения. У нас в детском саду такие дети получают помощь начиная с первой группы раннего возраста 9а это с 1 года 6 месяцев). На начальном этапе обучение данной категории воспитанников происходит в среде нормально развивающихся детей. Под особым контролем педагога находиться социализация таких детей, т.к. данная проблема отмечается повсеместно, при увеличении таких детей. К великому нашему сожалению социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях нет и поэтому его функции принимает на себя педагог-психолог или воспитатель. А вот в школе именно они работают над предотвращением негативных последствий от отклоняющегося поведения таких детей. Социальные педагоги, работая с детьми группы риска своевременно могут выявить причины, повлекшие отставание в развитии.

Социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется как система специального обучения и воспитания. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями представлены в работах Л.И Аксёновой, Г.А.Ворониной, В.А. Никитина, П.А. Шептенко. В работах М.В. Шакуровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей, предлагаются технологии и методики работы по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды. Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности.

Педагоги дошкольного учреждения при работе с детьми с ЗПР находят поддержку в семьях воспитанников. Это достигается за счет вовлечения родителей в работу с детьми с ЗПР. Для родителей становиться важна мотивация ребенка к занятиям, его успешность и стремление радоваться достижением совместно с ребенком. Родители и педагоги мотивируют ребенка на радостное ожидание успеха, удовольствие от выполненной работы родителей и ребенка становиться связующим звеном в успешном достижении общих целей.

Выполняя обязанности социального педагога, педагоги дошкольного образовательного учреждения выполняют его функции. Хотелось бы выделить основные задачи и направления работы педагога группы ЗПР в детском дошкольном учреждении:

  1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:
  1. повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
  2. вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов среды социального развития;
  3. повышения уровня компетентности родителей.
  1. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  1. трудовых навыков;
  2. знаний;
  3. норм, ценностей, традиций, правил;
  4. социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
  1. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.
  2. Повышать коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.
  3. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной.

  1. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.
  2. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования для детей с ЗПР.
  3. Координировать работу всех служб ДОУ, направленную на реализацию задач социального развития ребенка.

Работая над социализации детей с ЗПР уже не один год точно знаю, что наши воспитанники часто попадают в группу риска. Выпускаясь из детского сад, чаще всего ребенок теряет должный контроль над своим поведением со стороны родителей. Не секрет, что родители не так часто имеют возможность контролировать своих детей в школьном возрасте. Давайте вспомним как проводят свое время дети на перемене или по пути из школы. Если на этапе начальных классов дети имеют ещё какой-то контроль со стороны взрослых, но чем старше они становятся, тем большее количество времени они проводят в обществе сверстников. И какое влияние они окажут на поведение ребенка с ЗПР не всегда положительное и это не секрет.

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

Заключение

Работая с детьми с задержкой психического развития, я точно знаю. Если маленький человек останется один на один со своими сложностями в освоении окружающего мира, если его развитие будет проходить стихийно и зависеть от случайных влияний, он вряд ли сможет найти свое место в жизни. Только с помощью чуткого, доброжелательного взрослого возможна его нормальная социальная адаптация. Оставить ребенка без психологической помощи недопустимо. Конечно, работа с детьми с задержкой психического развития требует не только знаний и опыта, но еще терпения, любви к ним, а это огромный и кропотливый труд.

Социальная адаптация для детей с ЗПР очень важна и должна стремиться постоянно. Ответственными за данную работу должны быть не только педагоги образовательного учреждения, но и родители. Именно совместная работа может принести желаемый результат.

Как показывают исследования важность данной работы велика, ведь среди неуспевающих школьников большую часть занимают именно учащиеся с ЗПР. А ежегодно прироста детей с ЗПР отмечается во всем мире. Это можно наблюдать по статистике образовательных учреждений, где ежегодно наблюдается прирост коррекционных групп и классов.

Анализ педагогической теории и практики, динамики социальных взаимодействий социальных институтов, опыта практической деятельности по социальному развитию личности в образовательном учреждении позволяет констатировать наличие ряда нерешенных проблем: не до конца осмысленна специфика и процесс педагогического сотрудничества всех социальных институтов по социальной помощи детям с ЗПР; отсутствует модель педагогического сотрудничества участников процесса по социальной реабилитации этой категории детей в условиях массовой образовательной школы. Так на практике существуют трудности правильного распознавания, своевременного выявления детей данной категории и оказания им социально-психологической помощи.


Список литературы

  1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей./ Под ред. К. С. Лебединского, - М.: Просвещение, 1982. - 125 с.
  2. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград, 2001. — 168 с.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.
  4. Василькова Ю. В., Василькова Г. А. Социальная педагогика. - М.: изд. Центр Академия, 1999. - 440 с. .Давыденко О. А. Психолого-педагогическая деятельность с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста//festival.1september.ru/
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. — 224 с.
  6. Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 3, с.15-22
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с
  8. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей. / Под ред. В. И. Лубовского. - Смоленск, 1994. - 175 с.
  9. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: "Наука", 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:" Cемья как объект социально – педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

Цель: профилактика семейного неблагополучия, выработка наиболее эффективных методов и приемов работы воспитателя с воспитанниками из неблагополучной семьи....

ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности Социально – педагогической направленности Для детей 6-7 лет «Геометрия для дошкольников»

Программа «Геометрия для дошкольников» входит в дополнительную образовательную  деятельность по направлению познавательное развитие личности.Возраст детей,  участвующих в реализации данной д...

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

«Социально-педагогическое проектирование в профессиональной деятельности социального педагога дошкольного отделения»

В настоящее время современный мир охвачен освоением различного уровня инновационными технологиями, которые проникают абсолютно в любую сферу жизнедеятельности индивида и общества в целом. Поняти...

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников

Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни....