Подготовка детей раннего возраста к играм-драматизациям и их влияние на речевое развитие детей.
статья
Раннее детство – самая прекрасная пора в жизни человека, так как самые маленькие дети очень доверчивы, непосредственны, эмоциональны и охотно вступают с взрослыми в игровые действия. Самое первое, с чем сталкиваются дети, это предметы. Поэтому предметная деятельность является главной в раннем детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей раннего возраста к играм-драматизациям и их влияние на речевое развитие детей.
«Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца», - так говорит о раннем детстве Любовь Николаевна Павлова, ученый в области раннего детства.
Раннее детство – самая прекрасная пора в жизни человека, так как самые маленькие дети очень доверчивы, непосредственны, эмоциональны и охотно вступают с взрослыми в игровые действия. Самое первое, с чем сталкиваются дети, это предметы. Поэтому предметная деятельность является главной в раннем детстве. Но при переходе от раннего детства к дошкольному происходит смена ведущего вида деятельности, ведущее место начинает занимать игра. Но она не механически сменяет предметную деятельность, она постепенно формируется взрослыми по мере обогащения жизненного опыта детей.
В своей работе я делаю большой акцент на игры-драматизации. Учитывая, что в раннем возрасте игры-драматизации еще сложно проводить, так как детям в раннем возрасте еще сложно принимать на себя роль, войти в образ и уметь передать этот образ другим. Помимо этого, у детей еще незначителен словарный запас, он еще только начинает пополняться. Я начала работать с детьми, которым было по два года. На начало года они были очень зажаты, мало эмоциональны, так как предстоял период адаптации. Учитывая, что в общении с детьми большое значение имеет мимика лица, жесты, взгляды, интонация, я стала раскрепощать детей, используя драматизацию. Но, что же такое игра-драматизация? Это передача ребенком образа какого-либо героя, принятие на себя роль определенного опыта персонажа, на основе их опыта с использованием мимики, жестов и интонационной выразительности. Но чтобы передать свои эмоции очень важно, чтобы ребенок владел речью, иначе игры-драматизации не получится. То, насколько богата и разнообразна речь ребенка, определяет и направление работы педагога. Изучив литературу, я разделила свою работу на три направления:
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры способствуют не только развитию мелкой моторики рук, но и оказывают благоприятное влияние на развитие речи и активизируют ее.
В от болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!
Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая:
Горячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее «съедим».
(На слове "съедим" дотроньтесь до носика ребенка пальцем.)
Держу часы в руках, часы в руках.
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
(Приблизить к уху ребенка)
Ты послушай, посмотри, как идут часы мои,
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
(Унести от часов, но оставить в поле зрения)
Вот они, часы мои, идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
(Показать рукой на часы)
Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.
Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что ты там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
(грозим пальчиком)
- Не ешь одна, не ешь одна!
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так -
Головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так -
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так -
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так -
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)
На лошадке ехали, в огород заехали
(легкие приседания, руки вытянуты -
"держат вожжи")
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!
(хлопки: два коротких, один длинный)
На машине ехали, до угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль)
Би-би-би! Би-би-би!
(большими пальцами надавить "сигнал")
Паровозом ехали, до горы доехали.
(рука сжата в кулаке вверху.
движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.)
У-у!
(широкое движение рукой сверху вниз)
Н ожки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком
Ай, лады, лады,
(показать ладошки,
покрутить кистями рук вверх-вниз)
Не боимся мы воды,
(притопнуть одной ногой)
Чисто умываемся,
(совершать плавные круговые движения
руками около лица, не дотрагиваясь до него)
Маме улыбаемся.
(руки широко развести и улыбнуться)
(Покачиваем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду -
(роняем)
Бултых в воду!
(Можно менять названия животных:
Летел журавль, сел на колоду...
Летел ворон, сел на колоду...)
Разз-два-три-четыре-пять,
(Взяли игрушку, потрясли)
Вышел зайчик поскакать.
(Покачали вверх-вниз)
Огляделся,
(Вращаем голову игрушки)
Повертелся,
(Вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз
(Наклоняем вперед-назад)
Пробежался,
("Побежала" игрушка)
Забоялся....
(Спрятали за спину)
Где ты, зайчик, отзовись!
(Показали ребенку)
Шел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек -
спря-ятался
(закрываем лицо руками)
У меня пропали ручки.
(Спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(Показать.
То же с глазками, ушками, носиком -
закрывать их ладонями).
Шел старик дорогою
Шел старик дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается,
А старик ругается,
Ругается, ругается.
Игры - упражнения для развития речевого аппарата. Материал по развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок.
- Упражнение «Лягушки улыбаются»
- Квака любит улыбаться Тянуть губы прямо к ушкам
- Рот у Кваки до ушей
- Очень нравится лягушкам
- Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются
- А глаза у них, как блюдца.
- Упражнение «Заборчик»
- Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
- А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.
- Упражнение «Хобот слоненка»
- Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
- Даже если я устану, их тянуть не перестану
- Буду долго так держать, свои губы укреплять.
- Упражнение «Трубочка»
- Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
- Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.
- Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»
- Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.
- А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.
- А сейчас мы дудочки, дудочка - погудочки.
- Упражнение «Язык-силач»
- Язычок у нас силач – в зубы упирается,
- Сильно напрягается, горкой выгибается.
- Силачу пора на отдых, мы его положим спать.
- А потом начнем опять.
- Упражнение «Качели»
- На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.
- Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Драматизация стихов, потешек, сказок. Это способствует развитию речевой активности детей, так как уже в три года у большинства детей велико тяготение к рифмам, поэтому предложенные стихотворения или тексты помогают вырабатывать правильный темп речи, ритм дыхания, а вместе с этим развивается речевая активность. В начале, самые простые произведения, сопровождая их соответствующими движениями, постепенно привлекая детей к подражанию и речевому, и двигательному.
В течении всего года я использовала пальчиковые игры во всех режимных моментах, включила в образовательную деятельность игры для развития речевой активности на основе потешек, сказок, шуток, прибауток. Во время утреннего приема очень часто я одевалась героем сказок, любимыми детьми. Драматизировали с детьми потешки, сказки, стихи доступными по содержанию детям данной возрастной группы. Привлекла родителей к изготовлению наглядного материала (маски, иллюстрации, настольный театр). Для родителей выпустила папки -передвижки («Потешки, их роль в развитии речи детей», «Роль устного народного творчества в развитии ребенка», «Пальчиковые игры, их влияние на умственное развитие детей», «Как вырастить маленького артиста»).Беседы с родителями «Драматизация – важный этап в развитии речи детей», «Что прочитать детям дома», «Как помочь ребенку правильно говорить».
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить, говорить правильно и четко, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения связно, последовательно излагать свои мысли. И детям моей группы еще предстоит всему этому учиться, но проделанная работа помогла детям успешно адаптироваться к посещению детского сада, овладеть простейшими навыками драматизации, а самое главное овладеть речью и активизировать словарь. Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что именно игры-драматизации оказали благоприятное влияние на речевую активность детей. Овладение речью – это сложный процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов, и главная цель педагога помочь ребенку, а педагогу помогут игры-драматизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»
Статья о значении игры-драмматизации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...
Самообразование «Развитие музыкально - творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через игры - драматизации».
Представлено перспективный план работы по самообразованию музыкального руководителя...
Статья на тему: «Развитие речи детей раннего возраста в играх – драматизациях (на примере инсценирования русских народных сказок и песен)»
Развитие речи...
Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста тема: «Использование игровых приёмов и технологий по речевому развитию детей от 2-х до 7 лет в домашних условиях»
Данный материал поможет педагогам и родителям в речевом развитии детей. Предложены игры и упражнения для использования в работе с детьми. Этот материал используется в связи со следующими з...
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации
Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость с...
Игры-драматизации и их роль в речевом развитии детей дошкольного возраста
Овладение родным языком - главное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Именно этот период является самым сензитивным к усвоению речи....
Презентация "Развитие речи у детей раннего возраста через игру-драматизацию"
В презентации предоставлен практический материал по развитию речи детей раннего возраста посредством игры- драматизации....