Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»
статья на тему
Статья о значении игры-драмматизации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственное воспитание детей дошкольного уровня посредством игры-драматизации»
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс.
В психолого-педагогическом словаре, нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
Это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.
Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению.
Основные средства нравственного воспитания дошкольников
Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют: сказка, игра, творческое задание, труд, человеческая деятельность, природа, общение как со сверстниками, так и со взрослыми, коллектив.
Механизм нравственного становления личности
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
В работе по социально-нравственному воспитанию желательно придерживаться следующих принципов:
- активно поддерживать стремление детей к прекрасному, воспитывать в них нетерпимость ко злу. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя. Необходимо, чтобы поведение, поступки героя оставались эталоном для организации собственного поведения;
- формировать способность детей к самообучаемости. Развивать умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;
- формировать у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества;
- занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, необходимо вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.
Психо-физиологические основы к драматизации:
Подготовка к инсценировке сказок в разных группах детского сада будет различаться. Это зависит от особенностей развития детей.
Так, в средней группе во время драматизации большее внимание стоит уделить двигательной активности. При работе с детьми 4-5 лет не следует перегружать сценарий драматизации длинными репликами персонажей. Детям средней группы необходимо умеренное сочетание речевой и двигательной деятельности. Инсценировка может включать в себя подвижные игры, танцевальные движения под музыку, хороводы.
У дошкольников происходит активное формирование личности. Несмотря на достаточно выраженную самостоятельность ребенка, он пока еще не может четко разграничивать положительные и отрицательные последствия своих поступков. В этом он ориентируется на окружающих его людей.
Нравственные основы развиваются при анализе ребенком действий и поступков взрослых. В возрасте 4-5 лет дети начинают стремиться к общению со сверстниками. Удовольствие доставляют парные или коллективные игры.
Таким образом, физиологические и психологические особенности детей позволяют успешно использовать драматизацию сказок в средней группе ДОУ.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий и т.п.
Важным условием успешности работы по данному направлению является также создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе можно организовать уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности оснащается разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и другие. Могут иметься элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п.
Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведения обуславливается задачами социально-нравственного воспитания и осуществляется по следующим принципам:
– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
– богатый и яркий иллюстративный материал.
Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций можно разделить на 2 этапа.
На I-м этапе решаются задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, используются такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке.
На II-м этапе основное внимание уделяется непосредственно игре-драматизации, развитию общения и взаимодействия по поводу игры. При распределении ролей необходимо учитывать желания и интересы детей, а также можно использовала выбор с помощью “волшебной палочки”, считалок.
Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре- драматизации могут участвовать все дети, даже самые застенчивые.
Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка.
Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые используются для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.
Л.В. Артемова отмечает, что тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...
Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игровых этических бесед»
«Нравственное воспитание детей дошкольного возрастапосредством игровых этических бесед»...
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»
Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»...
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»
Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»...