Виды двигательной деятельности, применяемые в ДОУ.
консультация
Предварительный просмотр:
Виды двигательной деятельности, применяемые в ДОУ.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, можно определить приоритеты в режиме дня.
I место в двигательном режиме детей занимают:
- учебные занятия по физической культуре.
Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).
При наличии бассейна необходимо проводить:
- занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю.
II место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
- физ.минутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
С целью оптимизации двигательной активности и закачивания детей необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий:
- оздоровительный бег на воздух;
- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- гимнастика после дневного сна;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
- прогулки, походы в лес;
- корригирующая гимнастика в сочетании с сухим массажем;
- сауна с сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.
III место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающий по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Немаловажное значение отводится активному отдыху:
- недели здоровья;
- физкультурный досуг;
- физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде;
- игры – соревнования;
- спартакиады
В двигательный режим входят дополнительные виды занятий:
- группы ОФП;
- секции по интересам;
- спортивные танцы.
А также совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
- домашние задания;
- физкультурные занятия детей совместно с родителями;
- участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДУ.
Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении Модель двигательного режима старших дошкольников
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения позволила представить модель двигательного режима, где представлен перечень разных видов занятий по физической культуре, а также отражены особенности их организации (приложение № 1).
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки – походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умение, знания.
Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.
Логоритмичная гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим старших дошкольников.
Роль воспитателя по физической культуре в физкультурно-
оздоровительной работе
Физическое воспитание в дошкольном учреждении является действенным средством, способствующим разностороннему развитию ребенка. Процесс оптимизации двигательной активности детей направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, достижение хорошего уровня физической подготовленности.
Для реализации вышеперечисленных задач воспитателю по физической культуре необходимо заниматься разнообразной деятельностью:
- исследовательской (направлена на повышение своей квалификации, передачу опыта коллегам, совершенствовании своего педагогического мастерства);
- конструктивной (планирование содержания разных видов по физической культуре на весь учебный год и организацией их проведения в соответствии с программными требованиями и индивидуальными особенностями детей);
- организаторской (координирование своей деятельности со всеми членами коллектива, для формирования здорового образа жизни в семье и детском саду);
- коммуникативной (установление педагогически целесообразных отношений с детьми, родителями и коллегами; умение создавать благоприятный эмоциональный климат в группе, выявить интересы и мотивы поведения каждого ребенка, его двигательные возможности и способности).
Деятельность воспитателя по физической культуре – это сложный процесс, в результате которого решается комплекс медико-педагогических и психологических задач. Воспитатель должен иметь глубокие знания по теории и методике физического воспитания детей. Воспитателю по физической культуре необходимо всегда находиться в спортивной форме, быть примером для детей, увлекаться разными видами спорта: ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в волейбол, баскетбол, теннис.
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % от общего количества детей, поступающих в школу. Многие ученые и практики указывают причину – недостаточная двигательная активность у детей.
Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличение работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.
Физкультурно-оздоровительная система способствует росту функциональных возможностей организма ребенка, привитие любви к активной двигательной деятельности. А это значит, заложить базис здорового образа жизни будущего человека.
Овладевая необходимым программным материалом по развитию движений и получая доступные знания о здоровом образе жизни, дети приобретают возможность самостоятельно заниматься физической культурой не только в детском саду, но и дома.
Данная модель двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста, насыщенная разнообразными видами и формами двигательной деятельности, а также целесообразным чередованием физических упражнений и игр разной интенсивности, может быть взята за основу построения различных вариативных двигательных режимов.
В каждом конкретном ДОУ педагогический коллектив должен творчески отнестись к проблеме организации оптимального двигательного режима и выбрать свой собственный вариант, учитывая местные условия конкретного ДОУ:
- экологическую обстановку;
- материально-техническую базу;
- количество и состав возрастных групп;
- состояние здоровья и физического развития детей;
- физическую подготовленность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Аэробика как один из видов двигательной деятельности ребёнка"
Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспичение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К видам двигательной активностти, стимулирующим повышение потребления кислорода ...
Виды инновационных технологий применяемых в ДОУ
В статье описываются виды инновационных технологий в системе образования.Уточняется место инноваций в образовательном процессе, дано определениеинновационных технологий....
Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности
Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельностиВ нормативных документах дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание долж...
Виды двигательной деятельности, применяемые в ДОУ
О видах двигательной деятельности, применяемых в ДОУ...
«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. К проду...
Доклад к семинару "Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности"
В дошкольном детстве необходимым является потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников. Когда реализовывается эта потребность, вызываются положительные эмоции, чувства радости...
«Развитие психофизических качеств в различных видах двигательной деятельности одна из важнейших сторон физического развития дошкольников»
Презентация «Развитие психофизических качеств в различных видах двигательной деятельности одна из важнейших сторон физического развития дошкольников»...