Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности
статья на тему
Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности
В нормативных документах дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях, создают условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие.
Под эмоциональным благополучием дошкольника мы понимаем положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающее на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.
В настоящее время многими учёными фиксируются у детей повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни. Все эти признаки свидетельствуют о том, что многие дети не испытывают эмоционального комфорта, эмоций удовольствия, как содержания преимущественно положительного фона настроения, состояния безопасности, переживания успеха в достижении целей, т.е. не испытывают эмоционального благополучия.
Между тем, от эмоционального благополучия зависит насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова и др.). Именно это эмоциональное состояние является основой для развития ребёнка дошкольного возраста.
По мнению Е.П. Арнаутовой, И.Ю. Ильиной, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, Г.А. Свердловой и др., в развитии детей дошкольного возраста достижение эмоционального благополучия выступает одним из ключевых моментов, являющимся основой всего отношения ребенка к миру. У эмоционально благополучного ребенка высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, сформированный самоконтроль, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Достижение эмоционального благополучия или неблагополучия влияет на развитие познавательных способностей ребенка, его отношения со сверстниками, эмоциональное развитие и достижение успеха в любой деятельности.
Многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников - одна из необходимых в дошкольном детстве. Когда эта потребность реализовывается, тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия.
В связи с этим возникла необходимость организации двигательной деятельности, направленной на создание эмоционального благополучия дошкольников.
Мы широко используем различные виды двигательной деятельности, в которых дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт.
Первым компонентом методики организации двигательной деятельности является утренняя гимнастика, которая направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности, а также на создание положительного эмоционального фона в группе. В содержание утренней гимнастики помимо общеразвивающих упражнений, проводимых ранее, мы включили танцевальные упражнения; кинезиологические упражнения , дыхательные упражнения; игровые имитационные упражнения; игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения; игры на развитие умения чувствовать настроение, распознавать эмоции и сопереживать окружающим; сюжетные корригирующие упражнения. Часто используем бодрую, веселую музыку из детских мультфильмов, что способствует радостному положительному настрою детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что современный образовательный процесс характеризуется и современными формами, методами и приемами взаимодействия с детьми, одним из наиболее эффективных методов при этом становится именно метод проектов, как метод максимально обеспечивающий субъектные проявления ребенка, такие как активность, инициативность, коммуникативность, самостоятельность, эмоциональность, проявление творчества.
В работе мы активно используем экологические акции, детско-родительские оздоровительные проекты.
Совместные с родителями физкультурные праздники дают ребятам возможность выплеснуть эмоции, подвигаться так, как им хочется, подурачиться, тем самым, создаётся непринужденная атмосфера, помогающая детям сбросить эмоциональное напряжение, способствующая увеличению активности и положительного фона настроения у дошкольников.
Игра является ведущей деятельностью дошкольников, а подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности.
В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
В подвижной игре каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что–то делает хорошо, становится основной позитивного образа себя.
Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.
Нам педагогам важно помнить, что душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определённые физические упражнения. Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
Ожидаемые результаты Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения: синхронизация работы полушарий головного мозга; развитие интеллектуальных и мыслительных способностей; дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Требования к выполнению кинезиологических упражнений: точное выполнение движений; проведение в спокойной доброжелательной обстановке; продолжительность занятий 10-25 минут в день; заниматься необходимо ежедневно.
Реализация основных положений ФГОС по созданию условий для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности в вопросах физического развития дошкольников
Цель: Создать условия для сотрудничества с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой, повысить компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровьесбережения дошкольников с учетом основных положений ФГОС.
родительские собрания с показом детской деятельности; анкетирование; индивидуальные консультации; ознакомление с результатами мониторинга; Вариативные формы сотрудничества с родителями дошкольников: совместные спортивные мероприятия; эколого-оздоровительные походы, природоохранные акции; помощь в изготовлении нестандартного оборудования;
обобщение и распространение семейного опыта физического воспитания дошкольника; организация предметно-пространственной среды и информационного поля для информирования родителей; сотрудничество в рамках проектной деятельности; преемственность в работе детского сада и детско-юношеской спортивной школы и других спортивных секций города.
Сотрудничество с социальными партнёрами как средство успешной социализации дошкольников
Цель: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы. Задачи: Выработать механизмы взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. Воспитывать желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города. Научить детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности. Создать возможность обеспечения эмоционального благополучия детей. Создать социальные условия для обеспечения здоровья воспитанников.
Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Предполагаемый результат: Создание системы взаимодействия ДОО с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов для успешного воспитания личности каждого воспитанника. 2. Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги), направленного на активное освоение мира. 3. Формирование желания повысить общекультурный уровень. 4. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников образовательного процесса. 4. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами города . 5. Использование социокультурного потенциала социума в создании единой воспитательной системы.
Сюжетная корригирующая гимнастика как одна из форм создания психоэмоционального комфорта в двигательной деятельности
Положительный эмоциональный тонус: является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания; поддерживает интерес к физическим упражнениям; способствует позитивной социализации.
Сюжетная корригирующая гимнастика оказывает: психокоррекционное, психотерапевтическое, оздоровительное, развивающее воздействие на развитие и воспитание ребёнка. У дошкольников: снижается психоэмоциональное напряжение, стабилизируется эмоциональное состояние, создаётся благоприятная предпосылка к сохранению и укреплению здоровья.
Цель: создание психоэмоционального комфорта для дошкольников через занятия сюжетной корригирующей гимнастикой. Задачи: профилактика психоэмоционального напряжения; положительное воздействие на определенные группы мышц; развитие творческого воображения при создании образа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования
Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования...
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности»
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх часто повторяет поступки и действия взрослого. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательно...
Опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разру...
Доклад к семинару "Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности"
В дошкольном детстве необходимым является потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников. Когда реализовывается эта потребность, вызываются положительные эмоции, чувства радости...
"Знакомство дошкольников с правилами поведения в природе через организацию различных видов деятельности"
Консультация для воспитателей по окружающему миру...
«Развитие психофизических качеств в различных видах двигательной деятельности одна из важнейших сторон физического развития дошкольников»
Презентация «Развитие психофизических качеств в различных видах двигательной деятельности одна из важнейших сторон физического развития дошкольников»...
2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...