Консультация "Влияние проектной деятельности на игровую деятельность дошкольников"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vliyanie_proektnoy_deyatelnosti_na_igrovuyudekabr.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила воспитатель
младшей группы
ГБДОУ детский сад № 50
Адмиралтейского района СПб,
педагог первой
квалификационной категории
Мамедова Ирина Валерьевна
«Влияние проектной деятельности на игровую деятельность дошкольников»
Проектная деятельность - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействие с взрослым, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение - изучение - исследование).
Проектная деятельность- это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Проектная деятельность в условиях ДОУ организуется в разных видах деятельности. Но ведущий вид деятельности – это игра. Ведь именно во время проектирования мы увидим, что источники всего хорошего лежит в игре и исходит из нее, что игра не пустая забава: она имеет высокий смысл и глубокое значение.
Начиная с младшего возраста, используется ролево – игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику игровой проектной деятельности с дошкольниками.
Перед педагогами стоит задача закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, систематизировать информацию, использовать полученные знания и умения, навыки в играх и практической деятельности.
Такую возможность дает проектирование. Это комплексная деятельность, (без специально подготовительной дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия.
В практике можно выделить следующие этапы работы над игровыми проектами:
1. Работа над темой проекта (инициатива может пойти от детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослого).
2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью;
- в каких источниках можно взять информацию;
3. Выполнение проекта (практическая часть);
4. Подведение итогов.
Чаще всего любая проектная деятельность начинается с вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать? Что надо для этого делать?
Затем педагоги и дети начинают план игрового проекта.
Задачи проектной деятельности для каждого возраста различны.
Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
В старшем дошкольном возрасте дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролево – игровая.
Рассмотрим игровой проект, чтобы понять, чем он отличается от обычной сюжетно – ролевой игры.
Создание игровой ситуации
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром зашла в группу и увидела грустную куклу Машу. Дети, как вы думаете, почему кукла Маша грустная?
Оказывается у неё скоро день рождения, и она хочет, чтобы это был настоящий праздник. Ребята, вы хотите помочь кукле Маше устроить день рождение?
Как видим, взрослый предложил детям проблему. Дети захотели помочь кукле устроить день рождение и проектировали свои действия, ориентируясь на заданные условия, на «игровую позицию».
Игровая позиция включает в себя как аспект развития ребенка, так и свойства личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо – доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Игровая позиция значительно повышает гибкость, подвижность целей и мотивов деятельности ребенка. Все это устраняет или снижает стрессы и неблагоприятные ситуации, повышает общий тонус.
Игровые проекты строятся по принципу развивающей интриги. На протяжении всего решения проблемы активность детей не ослабевает. Дошкольники прогнозируют, строят догадки, предположения до полного достижения поставленной цели.
Таким образом, современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрально – игровая деятельность в развитии младших дошкольников
Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...
опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»
"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...
"Игровая деятельность как средство социализации дошкольников"
Представлен проект ....
«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».
Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...
ПРОЕКТ «Формирование ключевых компетентностей дошкольников в игровой деятельности: познавательно-игровая деятельность «Супермаркет» (подготовительная к школе группа)»
Разработка для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет"...
Презентация "Игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольника"
Консультация для педагогов "Игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольника"Игровая деятельность ребенка – это не просто времяпровождение, а естественный процесс соци...
Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии (Менджерицкая Д.В., 1982).В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.Мен...