Тема проекта | «Знакомство с историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность» |
Цель проекта | - Сохранение и развитие национальной культуры коренных народов Крайнего севера.
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к спортивным традициям коренных народов Севера, их укладу жизни.
- Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния.
- Проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детей
|
Задачи | Образовательные: - Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на ЯМАЛе, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные физкультурные занятии;
- Дополнить программу дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.
Развивающие: - Развивать интерес к национальным играм детей народов Севера.
- Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности.
- Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
- Формировать волевые качества в играх, состязаниях;
- Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции.
- Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
Воспитательные: - Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину .
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.
- Воспитывать толерантное отношение к другим народам.
- Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов Крайнего севера.
|
Тип проекта | Физкультурно-познавательный |
Вид проекта | Среднесрочный, групповой, игровой, информационный, творческий |
Срок реализации | 2 месяца (октябрь-ноябрь 2019 г.) |
Участники проекта
| дети старшей группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников. |
Принципы | - Целеноправленность.
- Систематичность.
- Доступность.
- Наглядность.
- Интегрированный подход.
- Воспитывающего и развивающего обучения.
- Сотрудничества.
- Воздействия на семью через ребенка.
|
Формы реализации проекта
| - Непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях.
- Дидактические, познавательные игры.
- Познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире.
- Рассматривание иллюстраций, открыток.
- Просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера, устройстве быта, традиции, игрушки и игры коренных жителей.
- Экскурсия в мини-музей детского сада «Моя малая Родина», по территории ДОУ «Экологическая тропа»
- Экскурсия в ДДТ п. Пурпе
- Работа с родителями.
|
Этапы реализации проекта |
Подготовительный (1-2 неделя октября)
| - Обзор проблемы, подбор материала, изучение литературы.
- Обновление содержания предметно-развивающей среды;
- Составление конспектов, картотек игр народов Севера, опытов, пособий;
- Определение тем консультаций и мероприятий для родителей.
- Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации.
|
Основной (21.10.2019 г.- 22.11.2019 г.) | Познавательное развитие - Рассматривание альбомов «Коренные народы Севера», «Игры и забавы народов севера» , «Растения моего края » (гербарий), «Народы России. Обычаи. Фольклор».
- Чтение энциклопедии «Обитатели льдов», рассматривание иллюстраций с животными севера.
- Просмотр презентаций «Устройство чума», « Игры и игрушки детей севера», «Спортивные состязания коренных народов ЯМАЛа».
- Беседы «Чем занимались коренные жители ЯМАЛа», «Жизнь и быт малочисленных народов Севера».
- Экспериментальная деятельность «Где лучше растут растения?», «Почему у растений крайнего севера маленькие корешки. Вечная мерзлота», «Из чего состоит почва?», «Свойства песка, из чего образуется песок»
Социально-коммуникативное развитие - Настольно-печатная игра «Путешествие по России».
- Дидактическая игра «Кто где живет?».
- Дидактическая игра «Отгадай по описанию?».
- Игры - пазлы «Достопримечательности моего п. Пурпе».
- Игра «Национальная одежда коренных жителей» (кубики).
- Интерактивная игра «Построй чум по всем традициям».
- Игра на развитие ловкости «Рыбаки» (с магнитом).
- Дидактическая игра «Четвертый лишний» .
- Сюжетно-ролевая игра «Я родом из тундры».
- Сюжетно-ролевая игра «Хозяйка чума»
- Игровая викторина «экологическая почемучка».
- Экскурсия по территории детского сада «Экологическая тропа», «Моя малая Родина».
- Экскурсия в дом детского творчества на игровую программу «Игры народов Севера» .
- Игровая прогулка по красивым местам поселка Пурпе.- «Аллее сказок».
Речевое развитие - Презентация авторской сказки А. Порониной «Храбрый олененок».
- Рассказывание нанайской сказки «Айога».
- Чтение ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь».
- Заучивание стихов (из книги ЮП. Леонтьева «И скажи сам себе: «В добрый путь!», «Вы на карту посмотрите», «Я- мал!»)
- Чтение сказок и книги М. Приходько, О. Приходько «Хомани», «Хомаку»
- Отгадывание загадок, заучивание ненецких пословиц и поговорок.
- Игра с настольными куклами «Кукушка».
- Театрализованная игра «Спор северных ягод» .
Физическое развитие - Разучивание подвижных игр: «Хейро - Солнце», «Каюр и собаки», «Пастухи и олени», «Охотники и куропатки», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Смелые ребята», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Важенки и оленята», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Куропатки и ягодки», «Звери и птицы».
- Нод: «Путешествие по тундре», «Мой Ямал!», «Состязания и игры коренных народов Севера».
- Утренняя гимнастика: «Ямальские охотники готовятся к охоте», «Какие животные живут на Ямале?»
- Пальчиковая гимнастика«Животные севера».
Кто на севере живет? Кто там ест и кто там пьет? Звери необычные к холоду привычные. Вот песец из норки смотрит. Белый мишка важно ходит, Ну, а морж, как капитан Покоряет океан. Гордый северный олень Грузы возит целый день. | Хлопки ладошки – кулачки, попеременно. «Замок» - меняя положение пальцев Соприкосновение подушечек пальцевс большим пальцем образовывая «колечки». Пальчики – «шагают» Ладони «лодочкой» двигаются вперед. Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты. Растирание ладоней движениями вверх, вниз |
- Дыхательная гимнастика: «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга».
- Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище».
- Ритмопластика «Чайки летают над морем».
Художественно-эстетическое развитие - Прослушивание музыки народов Севера;
- Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода»
- Разучивание песни «Олененок» Гуцалюк
- Музыкальная игра «Важенка и оленята»
- Разучивание танца к сказке «Спор северных ягод»
- Свободная деятельность по художественному творчеству «Рыбак» , «Северные дары», «Лукошко с грибами», «Ягоды севера», «Осень в лесу», «Птицы на юг улетают» (пластилинография), «Народы крайнего севера» (рисование), «Учимся рукоделию» (вышивка нитками).
|
Работа с родителями | - Консультация «Игры и игрушки жителей севера»;
- Буклет для игрового досуга дома «Чумовое путешествие» (разработан музеем «Освоение Севера»г. Губкинского Е. Калитенко
- Папка-передвижка «Животные и растения Ямала»
- Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем на занятиях физкультуры»,
- Мастер – класс по изготовлению игровой куклы акань.
- Консультация «Куклы- игрушки нгухуко»
- Совместная подготовка атрибутов и элементов к костюмам сказки «Спор северных ягод»
- Помощь в изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм по теме проекта.
- Пополнение «Сундучка северных мастериц» (бусинки, тесьма, лоскуты ткани… ) для сюжетных игр «Хозяйка чума».
- Организация чаепития с клюквенным пирогом .
|
Заключительный (25.11.2019 г.- 30.11.2019 г.) | - Спортивный досуг«ЯМАЛ - мой край родной!»
- Праздник «День матери на Ямальской земле»
- Выставка работ в разной технике исполнения «Северные мотивы»
|
Ожидаемые результаты:
| - Пополнятся у детей знания о красоте природы севера.
- Расширить представления о истории , традициях жизнедеятельности и быте народов севера.
- Пополнится запас знаний в области познавательного развития.
- Расширить и пополнить уголки группы информационными материалами (картины, иллюстрации, картотеки, дидактические игры).
- Пополнить атрибутами физкультурный уголок для подвижных игр.
|
Результат
| У детей расширились знания о коренном населении Югры, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малых народностей. • Знают традиции празднования народных праздников Ханты: «День оленевода» и «Вороний день». • Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых. • В проекте приняли участие все родители (12 человек) группы по дополнительному образованию детей по программе «Любимый край люби и знай!». - У детей расширились знания о коренном населении Ямала, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малых народностей.
- Дети с интересом и желание играют в игры «Щел», «Перетяни палку», «Хейро» и др…
- Знают название национальной одежды.
- Проявляют интерес в творческой деятельности (вышивание, украшение одежды, изготовление кукол для игр).
- Проявляют желание стать сильными и выносливыми, вести ЗОЖ, быть, как жители северных народов не смотря на суровые погодные условия всегда крепки и сильны духом.
- Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых.
- Пополнилась развивающая среда играми и игрушка, атрибутами для подвижных игр.
|
Перспективы
| - Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе.
- Пополнить картотеку игр народов Севера.
- Пополнить оборудование для игр народов Севера.
- Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ.
|