Дополнительное образование
материал (младшая группа)
Дополнительное образование
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛI. ЦЕЛЕВОЙ.
Пояснительная записка дополнительной программы Введение
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Цель и задачи реализации рабочейпрограммы.
Цель и задачи деятельности программы определяются:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СаНПип 2.4.4.3172-14 Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций».
- Методических рекомендаций Министерства образования и науки Республики Алтай по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 05.07.2016 года №
1133.
- Устава МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак.
- Положения о бесплатном дополнительном образовании.
- Положения о разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад
«Родничок»
Цель организации дополнительного образования:
Создание условий для повышения результативности образования на основе сохранения традиций и накопленного опыта по всем направлениям развития личности ребенка.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей.
- Более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг.
- Совершенствование управления в организации дополнительных образовательных услуг.
Решение данных задач предполагает:
- создание условий для индивидуального развития личности ребенка и получение каждым дошкольником квалифицированных образовательных услуг с учетом его потребностей и пожеланиями родителей для обеспечения ранней социализации;
- обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом направлений развития: познавательного, речевого, физического, художественно – эстетического, социально-личностного;
Общими характеристиками такой системы дополнительного образования являются:
- единое образовательное пространство;
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Направленность целей, задач и содержание дополнительного образования не повторяют задачи образовательных областей развития, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
Во время реализации программы большинство занятий строится в игровой форме, которая соответствует особенностям дошкольников и облегчает необходимость многократного повторения.
Дополнительная общеразвивающая программа предусматривает решение следующих задач:
- Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
3.Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. 4.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
- Формировать художественный вкус.
- Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Цель:
Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности. Программа
предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.
Принципы и подходы программы.
Программа основывается на следующих принципах:
-принципы, сформулированные на основе требований ФГОС;
-основные принципы дошкольного образования;
-принципы, сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы»;
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. Уважение личности ребенка.
Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Значимые характеристики для разработки и реализации программы
Основными участниками реализации программы являются: дети младшего возраста (2-4 лет).Обучение проводится один раза в неделю, во вторую половину дня, ориентировочный день: четверг; время проведения с 16.30ч. до 16.45ч.
Возрастные особенности детей
Первоя-вторая младшая группа (от 2 до 4 лет)
В возрасте 2-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-
выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Планируемые результаты. Целевые ориентиры:
- Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного об- следования различных объектов для обогащения восприятия.
- Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда.
- Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).
РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2ДО 4 ЛЕТ
Художественное содержание работы с детьми 2-4 лет направлено на художественно-эстетическое развитие детей.
Образовательная область
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной.)».
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (изобразительному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Знакомство с работами местных художников, скульпторов и других мастеров, которыми славится наше село.
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства со сверстниками при создании коллективных работ.
Содержание педагогической работы
Приобщение к искусству
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, форма, объем), подводить к различению видов искусства через художественный образ.
Знакомить с предметами национального искусства, учить любоваться красотой изделий. Высказывать свои эмоции радости.
Изобразительная деятельность
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить, предварительно, выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетта и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма. Учить использовать в аппликации природный материал Алтая.
Использование разных культурных практик
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Возраст | Приоритетнаясфера инициативы | Условия |
2-3 года | Предметная деятельность и внеситуативно-личностное общение | 1.Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка (центры активности)
|
3-4 года | Продуктивная деятельность |
научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости. 6.В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.
застенчивые, нерешительные, конфликтные, непопулярные
10.Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям:
|
Вариативные формы, способы, методы и средства.
Работа с бумагой и картоном.
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
- Работа в технике «Оригами». Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.
Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Формы организации работы с мятой бумагой:
- специальные занятия по ручному труду в кружку «Умелые руки».
- индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений.
- творческие проекты.
- Бумагопластика и художественное макетирование комнатных растений.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих возможностей.
4.Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
- Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
- Для игр детей;
- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
- их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
- должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергии);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например: проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Особенности взаимодействия воспитателей с семьями воспитанников В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим
с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и МДОУ заложены следующие
принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье;
равно ответственность родителей и педагогов.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями
«сотрудничество» и
«взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перед педагогом МДОУ поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание детей. На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция
общественного и семейного воспитания дошкольников с семьями воспитанников.
Задачи:
- формирование -педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Эта работа состоит из нескольких направлений:
- Нормативно-правовая база - изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка.
- Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.
- Изучение семей и семейного воспитания - анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др.
- Повышение педагогической культуры родителей - материалы, помогающие подготовиться к общению с родителями.
- Повышение педагогической компетентности воспитателей - методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей.
- Наглядные материалы - иллюстративный, подборка литературы.
Функции работы воспитателей с семьей:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
- педагогическое просвещение;
- вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
- помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы;
- ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на художественно- эстетическое развитие ребенка.
РАЗДЕЛ III ОРГАНИЗАЦИООНЫЙ РАЗДЕЛ
Обучение проводится один раза в неделю, во вторую половину дня, ориентировочный день: четверг; время проведения с 16.30ч. до 16.45ч, не более 36 часов за учебный год.. Составление учебно-тематического планирования опирается на систему мониторинга основной общеразвивающей программы группы.
Формы организации и объем дополнительной общеобразовательной программы
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
- По образцу.
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения.
- Конструирование по условию.
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
- По замыслу.
Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества
детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям.
- По теме.
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций (« птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей , которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Работа нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами .
Выделяются три раздела:
- Работа с бумагой и картоном.
- Работа с природным и бросовым материалом.
- Работа с пластилином и соленым тестом.
Содержание занятий по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
« От простого - к сложному» - девиз данной программы.
На занятиях кружка, осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:
- Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
- Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
- Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
- Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
- Вариативность творческих способностей.
Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение к работе самого педагога.
Воображение, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка.
Программа охватывает младший дошкольный возраст.
Учебно-тематический план (2-4 лет)
Месяц | Тема | Техника | Количество часов |
сентябрь | «Созрели яблочки в саду». | Пластилинография. | 1 |
сентябрь | «Серьги для уголка ряженья». | Работа с бумагой- «Волшебные полоски» | 1 |
сентябрь | «Грибочки в лукошке». (коллективная работа). | Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами». | 1 |
сентябрь | «Рыбка» | Аппликация из природного материала . ( листьев) | 1 |
октябрь | « Дом для Фили». | Аппликация | 1 |
октябрь | «Бусы» | Техника работы с мятой бумагой | 1 |
октябрь | «Грибок». | Пластилинография | 1 |
октябрь | «Браслеты» | Работа с бумагой - «Волшебные полоски» | 1 |
ноябрь | «Тележка» | Конструирование из бросового материала | 1 |
ноябрь | «Украсим ведро» | Аппликация | 1 |
ноябрь | «Аптечка доктора Айболита » | Работа с бумагой- «Волшебные полоски» | 1 |
ноябрь | «Змейка» | Техника работы с мятой бумагой. | 1 |
декабрь | «Санки» | Конструирование из бросового материала (коробки) | 1 |
декабрь | «Усы для кота неумейки» | Техника работы с бумагой – «Волшебные полоски». | 1 |
декабрь | «Елочка» ( коллективная работа). | Конструирование из природного материала | 1 |
декабрь | «Снеговик» | Пластилинография. | 1 |
январь | « Кукла-неваляшка». | Аппликация | 1 |
январь | Снегурочка | Техника работы с бумагой – «Волшебные полоски» | 1 |
январь | «Снежинка» | Конструирование из бумаги в технике «Оригами» | 1 |
январь | «Зайчик» | Лепка из соленого теста. | 1 |
февраль | «Курица с цыплятами» (коллективная работа). | Техника работы с мятой бумагой. | 1 |
февраль | «Самолет» | Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами». | 1 | |
февраль | «Папин портрет» | Лепкат из соленого теста. | 1 | |
февраль | «Кораблик» | Лепка из соленого теста | 1 | |
март | «Цветок для мамы» | Лепка из соленого теста. | 1 | |
март | «Корзинка с цветами» ( коллективная работа). | Аппликация, работа с природным материалом | 1 | |
март | « Веточки с листочками». | Конструирование из природного материала. | 1 | |
март | «Цветы из снежинок». ( коллективная работа). | Техника работы с бумагой – «Волшебные полоски». | 1 | |
апрель | «Птичка» | Пластилинография | 1 | |
апрель | «Красивая чашечка» | Аппликация. | 1 | |
апрель | «Медвежонок». | Техника работы с бумагой – « Волшебные полоски». | 1 | |
апрель | « Домик для гномика». | Конструирование из бросового материала | 1 | |
май | «Репка» | пластилинография | 1 | |
май | «Лиса» | Техника работы с мятой бумагой. | 1 | |
май | «Лебединое озеро» ( коллективная работа). | Конструирование из природного материала. | 1 | |
май | «Посуда бабушки Федоры». ( коллективная работа) | Аппликация. | 1 | |
Итого занятий в год | 36 |
Литература:
- Комплексная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса. 2016
- Бедина М.В. Оригами. - Х.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2010
- Белякова О.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ МОСКВА, 2009
- Зайцева А. Снежинки, гирлянды и фигурки в технике модульного оригами. - М.: Эксмо, 2013
- Плотникова Т.Ф. Плетение из бумажных лент. - М,: Энтраст Трейтинг, 2015
- Третьякова М.В. Фигурки животных из жатой бумаги. – Д: «Издательство СКИ», 2014
Интернет ресурсы:
- http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/plastilinografija-kak-sredstvo- razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei-s-ovz.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...