Рабочая программа по формированию основ безопасности«Ребёнок БЕЗ опасности»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по формированию основ безопасности
«Ребёнок БЕЗ опасности»
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы, взрослые, испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.
- Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи программы:
- Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
- Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
- Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
- Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение
- Планируемые результаты освоения Программы:
- ребенок владеет навыками адекватного безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятелен, осознает ответственность за свое поведение;
- ребенок понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;
- формируются потребность к здоровому образу жизни;
- использует нормы и правила здорового образа жизни;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных в видах деятельности, во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками;
- имеет представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме (балкон, окна, колющие, режущие, воспламеняющиеся предметы);
- проявляет понимание к экологической чистоте природы и окружающего мира, имеет представление о природоохранном поведении;
- имеет первичные представления о строение тела, назначением мышц, костей, пищеварительной и дыхательной систем, работы сердца;
- проявляет сострадание, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям;
- понимает и различает обозначение некоторых дорожных знаков, систему работы светофора.
1.4. Ожидаемые результаты освоения Программы
Ожидаемый результат на этапе завершения освоения Программы - ребенок владеет навыками адекватного безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятелен, осознает ответственность за свое поведение.
Планируемые результаты:
- ребенок понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;
- формируются потребность к здоровому образу жизни;
- использует нормы и правила здорового образа жизни;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных в видах деятельности, во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками;
- имеет представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме (балкон, окна, колющие, режущие, воспламеняющиеся предметы);
- проявляет понимание к экологической чистоте природы и окружающего мира, имеет представление о природоохранном поведении;
- имеет первичные представления о строение тела, назначением мышц, костей, пищеварительной и дыхательной систем, работы сердца;
- проявляет сострадание, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям;
- понимает и различает обозначение некоторых дорожных знаков, систему работы светофора.
- Содержательный раздел
2.1. Структура программы
В Программе - 6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».
В раздел «Ребенок и другие люди» включено особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (и отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. С детьми проводятся игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).
Содержание раздела «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека.
Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и
здоровья детей:
- Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются они объяснениями последствий от неумелого обращения.
- Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования.
- Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими предметами являются содержанием работы педагогов с родителями.
Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено па формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально увлекательные формы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витаминотерапии, гимнастике.
В доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.
Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле и чихании прикрывать рот и нос рукой или носовым платком).
Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях. Предлагают под микроскопом рассмотреть капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Объясняют ребенку, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и выполнять все его предписания по приему лекарств.
Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах, укусах и др.), объясняет, что при этом необходимо обратиться к взрослому за помощью и рассказать ему все, что произошло. Обсуждают с детьми, какую первую помощь каждый может оказать себе сам (растереть обмороженное место рукавичкой: пошевелить пальцами, попрыгать, если замерзли ноги: переодеться, если промок; приложить холодный компресс, если ушиб ногу, руку, и т.п.).
Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» является профилактика возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением. Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже состояние оказаться в центре внимания и т.п.). Поэтому педагогам предлагается рассказать детям о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т. д.
Важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.
Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города.
Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности.
2.2.Описание форм, способов и методов реализации программы
Беседы. Планы проведения бесед, которые начинаются с объявления темы, предполагают использование наглядного материала, игровых приемов, чтение художественной литературы - стихотворений, загадок, рассказов.
В процессе беседы педагог задает вопросы, обобщает и дополняет ответы детей, расширяя тем самым их представления. В названии бесед раскрыто их основное содержание («Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Если ты один дома», «Зачем нужны дорожные знаки» и т.д.)
Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения: пульс, а значит, сердце работает быстрее при активном движении; если заткнуть уши, ничего не услышишь и т.д.
Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает дошкольникам поупражняться в выполнении правил пешехода; пройдя с завязанными глазами, дети убеждаются, что этот орган очень важен и его нужно беречь.
В блоке «Продуктивная деятельность» предложена тематика детских работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, которые могут быть реализованы как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности по предложению педагога. Кроме того, в качестве продуктивной используются также некоторые виды трудовой деятельности дошкольников.
Игра, как основная в дошкольном детстве, используется в разных аспектах, в том числе для закрепления знаний и умений детей.
Дидактические игры помогают не только закрепить, но в некоторых случаях и расширить знания детей о своем теле, правильном питании и т.д.
Проектная деятельность. Организация проектной деятельности помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном итоге развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. В исследовательском проекте дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газеты, плаката, книги, выставки. Ролево-игровой проект предполагает решение поставленных перед детьми проблем путем их вхождения в образы сказочных персонажей. С помощью информационных проектов дети самостоятельно получают необходимую информацию и реализуют ее на практике. Результатом творческих проектов могут стать оформление группы, показ спектакля и т.д.
В содержание проектной деятельности детей входят:
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- работа с литературой (энциклопедии, справочники, детская художественная литература), ее систематизация, составление словарей;
- подбор и систематизация иллюстративного материала;
- изобразительная деятельность;
- театрализованная деятельность;
- создание мини-газет, альбомов, плакатов;
- конкурсы, викторины, кроссворды;
- выставки;
- праздники и развлечения.
Совместная деятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Теория | Практика |
Беседы | Прогулки, экскурсии, наблюдения |
Дидактические игры и упражнения | Проблемные ситуации |
Творческие игры | Проявление творческих способностей, комбинация вариантов игр |
Чтение | Прослушивание, обсуждение |
Продуктивная деятельность | Рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество |
Игровые обучающие ситуации | Сюжетно-ролевые игры |
Другие формы работы | Развлечения, соревнования |
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы взаимодействия с родителями | Виды деятельности |
Традиционные формы | Индивидуальные беседы, консультации Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, информационные листы, стенды, буклеты), такие как: - папки-передвижки: «Малышам о безопасности», «Правила поведения при сезонных изменениях погоды», «Если ребенок один дома», «Компьютер в жизни ребенка»; - информационные стенды «Безопасность ребенка дома», «Один дома», «Осторожно, огонь» и др. - санитарный бюллетень «Осторожно, грипп!» - советы для родителей «Чем занять ребенка дома?», «Что читать детям о безопасности» День сотрудничества: консультирование родителей вместе с ребенком. Фотоальбомы, фоторепортажи, из опыта семейного воспитания «Добрые традиции семьи». Консультация медсестры по оказанию первой помощи при ожогах, «Прививки детям: за и против». |
Нетрадиционные формы | Практикумы для родителей Совместные практические занятия Организация экскурсий (Пожарная часть, поликлиника, аптека). Выпуск мини-газеты «Чем опасен огонь, чем полезен огонь», «Мама, папа, я – здоровая семья», «Я расту сибиряком». Спортивные развлечения с участием родителей. Тренинги для родителей Детско-родительские проекты Мастер-классы Изготовление нестандартного инвентаря Тематические недели Участие в городских, областных смотрах конкурсах художественного и прикладного творчества по ОБЖ Игра-КВН |
- Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение реализации программ
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.
Для виртуальных экскурсий, путешествий, презентаций детских работ имеется мультимедийное оборудование, в группах - фланелеграф, макеты и магнитная доска – для моделирования ситуаций на дороге.
Уголок | Оборудование |
Уголок безопасности по ПДД | -Набор транспортных средств -Иллюстрации с изображением транспортных средств - Макет пешеходного светофора. -Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.) - Картинки для игры на классификацию видов транспорта - Макет улицы (крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть - Макет транспортного светофора (плоскостной). - Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки - Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор» - На макете улицы с пешеходным переходом. - Макет перекрестка для решения сложных логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Макет должен быть со съемными предметами для моделирования улицы. - Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подстав для творческих, ролевых игр. -Дидактические игры: «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица» - Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. Набор картинок с проблемными ситуациями |
Уголок пожарной безопасности | - дидактические игры; - настольный театр «Кошкин дом»; - костюм пожарного; - пожарные машины разных размеров; - детский пожарный щит с предметами для тушения пожара |
Уголок конструирования | - конструкторы разных размеров для конструирования машин - напольный ковер с изображением дороги для маленького конструктора |
Уголок «Аптека» | - атрибуты для сюжетно – ролевых игр - комплекты «Доктор» - больничные листы, рецепты |
3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках программы
Реализуется в первую и вторую половину дня в форме совместной деятельности в ходе режимных моментов и предполагает активное вовлечение в работу не только воспитанников, но и их родителей.
Длительность занятий
Младший возраст (3-4года) - не более 15 минут
Средний возраст (4-5 лет) - не более 20 минут
Старший возраст (5-6 лет) - не более 25 минут
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) - не более 30 минут
Тематическое планирование образовательной деятельности
Месяц | Неделя | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе групп |
Сентябрь | 1 | Кто заботится о детях в детском саду | Кто заботится о детях в детском саду | Внешность человека может быть обманчива | Внешность человека может быть обманчива |
2 | В группе должен быть порядок | В группе должен быть порядок | Опасные ситуации с незнакомыми людьми на улице | Опасные ситуации с незнакомыми людьми на улице | |
3 | Что где лежит | Что где лежит | Опасные ситуации с незнакомыми людьми дома | Опасные ситуации с незнакомыми людьми дома | |
4 | Расскажем Чебурашке как вести себя в детском саду | Расскажем Чебурашке как вести себя в детском саду | Ребёнок и его старшие приятели | Ребёнок и его старшие приятели | |
Содержание работы | Уточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, младший воспитатель, медсестра, повар, музыкальный руководитель. Дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми. Закрепить названия чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития. Дать представление о правилах безопасного поведения за столом. Закрепить названия постельного белья и принадлежностей. Уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды. Закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья. Закрепить знания о необходимости поддерживать порядок в группе. Закрепить представления о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. Уточнить правила безопасного поведения в группе. | Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. | |||
Октябрь | 1 | Фрукты – полезные продукты | Фрукты – полезные продукты | Пожароопасные предметы | Пожароопасные предметы |
2 | Узнай и назови овощи | Узнай и назови овощи | Предметы, требующие осторожного обращения | Предметы, требующие осторожного обращения | |
3 | Как надо одеваться, чтобы не болеть | Как надо одеваться, чтобы не болеть | Пожар | Пожар | |
4 | У нас порядок | У нас порядок | Как вызывать милицию, скорую помощь | Как вызывать милицию, скорую помощь | |
Содержание работы | Уточнить знания о полезных продуктах, их значение для здоровья и хорошего настроения. Уточнить качественные характеристики фруктов. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медсестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Закрепить названия зимней одежды. Уточнить порядок одевания. Формировать представление о необходимости заботиться, о своём здоровье. Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя. Продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты». Упражнять в умении их дифференцировать. Закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу. Закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. | Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности. Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. Научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер). Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес). | |||
Ноябрь | 1 | Тело человека | Тело человека | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности |
2 | Правила гигиены | Правила гигиены | Будем беречь, и охранять природу | Будем беречь, и охранять природу | |
3 | Назови правильно овощи и фрукты | Назови правильно овощи и фрукты | Съедобные и несъедобные грибы и ягоды, ядовитые растения | Съедобные и несъедобные грибы и ягоды, ядовитые растения | |
4 | Кто что умеет делать | Кто что умеет делать | Контакты с животными | Контакты с животными | |
Содержание работы | Уточнить знания, из каких частей состоит тело человека. Дать знания о роли органов чувств. Учить описывать предмет. Упражнять в классификации понятий «фрукты-овощи». Закреплять знания об овощах и фруктах и их пользе для здоровья. Закрепить знание названий одежды. Совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону. Закреплять знания о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот. Упражнять в пользовании носовым платком. Закрепить знание туалетных принадлежностей и порядок мытья. Уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела. Способствовать формированию привычки к опрятности. Закреплять знания о роли органов чувств. Закрепить знания о частях тела и их роли для человека. Формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы. Закреплять названия овощей и фруктов. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде. Совершенствовать представление о роли разных частей тела и необходимости упражнять их. | Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вред природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду. Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. | |||
Декабрь | 1 | Чистота и здоровье | Чистота и здоровье | Как устроено тело человека | Как устроено тело человека |
2 | Я знаю, что можно, а что нельзя | Я знаю, что можно, а что нельзя | Как работает сердце человека | Как работает сердце человека | |
3 | Кто помогает соблюдать чистоту и порядок | Кто помогает соблюдать чистоту и порядок | Как мы дышим | Как мы дышим | |
4 | Какие мы есть | Какие мы есть | Как работает пищеварительная система | Как работает пищеварительная система | |
Содержание работы | Учить видеть и называть предметы и действия на картинке, находить причинно-следственные связи. Учить составлять короткий рассказ (средняя группа). Подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок и физических упражнений. Закреплять представления о необходимости соблюдать правила гигиены; Познакомить с работой мастера по стирке Белья. Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и пастельной бельё. Воспитывать уважение к труду взрослых, работающих в прачечной. Познакомить с трудом фармацевта; он отпускает лекарства и витамины по рецептам врача; работа фармацевта очень ответственная, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать лекарства. Уточнить знания о труде парикмахера. Продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид. Закреплять навыки ухода за волосами. Формировать понятие «опрятный внешний вид». Упражнять в завязывании бантик. Закреплять знания основных цветов. | Познакомить детей с тем, как устроено тело человека. Познакомить детей с назначением и работой сердца. Ознакомить детей с органами дыхания. Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения. | |||
Январь | 1 | Будем спортом заниматься | Будем спортом заниматься | Для чего нужны мышцы, кости и суставы | Для чего нужны мышцы, кости и суставы |
2 | Как вести себя с незнакомыми людьми | Как вести себя с незнакомыми людьми | Отношение к больному человеку | Отношение к больному человеку | |
3 | Как переходить через улицу | Как переходить через улицу | Микробы и вирусы | Микробы и вирусы | |
4 | Наши любимые подвижные игры | Наши любимые подвижные игры | Здоровье и болезнь | Здоровье и болезнь | |
Содержание работы | Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить названия некоторых видов спорта. Продолжать формировать основные движения и физические качества дошкольников. Познакомить с произведениями устного народного творчества. Воспитывать умение слушать произведение, сопереживать героям. Способствовать осознанию последствий поступков героев. На примере содержания сказки дать представление об опасности контакта с незнакомыми людьми. Упражнять в умение осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительную - моторную память, внимание. Продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом. Закреплять знания о видах спорта, способствовать укреплению здоровья детей. | Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела. По возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | |||
Февраль | 1 | Безопасность на дорогах | Безопасность на дорогах | Личная гигиена | Личная гигиена |
2 | Врачи помогают нам быть здоровыми | Врачи помогают нам быть здоровыми | Витамины и полезные продукты | Витамины и полезные продукты | |
3 | Как вести себя на улице | Как вести себя на у лице | Витамины и здоровый организм | Витамины и здоровый организм | |
4 | Какие бывают машины | Какие бывают машины | Здоровая пища | Здоровая пища | |
Содержание работы | Уточнить знание сигналов светофора и действий пешеходов. Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно дети!», «Остановка автобуса». Формировать представление о правилах поведения на улице города. Закрепить знания о пользе овощей для здоровья. Продолжать формировать представление о витаминах и их пользе. Уточнить знания о транспорте: грузовом, легковом, пассажирском, о сигналах светофора. Закреплять знания правил поведения на улице. Закрепить названия видов наземного транспорта. Закреплять знания о значении цветов светофора и правил движения. Упражнять в выполнении правил. Закрепить знания о частях автомашины. | Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной. | |||
Март | 1 | Витамины полезны для здоровья | Витамины полезны для здоровья | На воде, на солнце | На воде, на солнце |
2 | Как работают пожарные | Как работают пожарные | Спорт | Спорт | |
3 | Если кто-то заболел | Если кто-то заболел | Конфликты между детьми | Конфликты между детьми | |
4 | Как спортом заниматься | Как спортом заниматься | Одежда и здоровье | Одежда и здоровье | |
Содержание работы | Дать знания о пользе витаминов и их значения для здоровья человека. Дать первоначальное представление о пожаре. Познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности. Закреплять знания о профессиях врача и медсестры. Закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача скорой помощи, позвонив по номеру «03». Упражнять в вызове врача и умении формулировать вызов. Уточнить знания об овощах и фруктах, их качествах (цвет, форма, вкус, запах). Закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Уточнить название фруктов, учить определять их на ощупь, называть и описывать. Закреплять знания о частях тела человека. Формировать адекватное отношение к посещению медицинского кабинета. Закреплять навыки рассказывания. | Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). Ребенок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. | |||
Апрель | 1 | Опасные предметы | Опасные предметы | В городском транспорте | В городском транспорте |
2 | Болезни и первая помощь | Болезни и первая помощь | Дорожные знаки | Дорожные знаки | |
3 | Как вести себя во время болезни | Как вести себя во время болезни | Игры во дворе | Игры во дворе | |
4 | Осторожно, лекарства! | Осторожно, лекарства! | Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города | Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города | |
Содержание работы | Закрепить правила обращения с опасными Предметами. Формировать правила безопасного поведения в быту. Продолжать формировать элементарные представления о здоровом образе жизни. Уточнить знания о работе врача и медсестры. Дать представление об оказании первой помощи и службе «03». Закреплять умение классифицировать предметы. Продолжать формировать представление о том, что нельзя брать лекарственные препараты без разрешения взрослых. Закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть. | Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях | |||
Май | 1 | Как общаться с незнакомыми животными | Как общаться с незнакомыми животными | Опасные участки на пешеходной части улицы | Опасные участки на пешеходной части улицы |
2 | Мы дружим с чистотой | Мы дружим с чистотой | Безопасное поведение на улице | Безопасное поведение на улице | |
3 | Чужая собака | Чужая собака | К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице | К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице | |
4 | В мире опасных предметов | В мире опасных предметов | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь? | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь? | |
Закреплять первоначальные навыки жизни и Здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Закреплять знания о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Закреплять представление о видах спорта. Продолжать формировать представление о пользе физкультуры и спорта для здоровья. Закреплять знания об опасных предметах и ситуациях, правилах безопасного поведения. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу. Закрепить знания правил безопасного поведения детей. Закреплять правила пешехода. Упражнять в правильном поведении на улице. Закреплять знания о правильном общении и поведении с животными. Продолжать формировать правила осторожного и бережного отношения с ними. | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара. Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть. Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому военному, продавцу. Дети должны запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости). |
3.3. Взаимодействие с социумом
Реализация Программы предусматривает сетевое взаимодействие с Библиотечным отделом, спортивным оздоровительным комплексом (ежегодное участие районных спортивных соревнованиях «Папа, мама и я – спортивная семья», Центр дополнительного образования детей (участие в конкурса «Семья за детство без опасности», выставках детского творчества)
- Кадровые условия реализации Программы
Осуществление образовательной деятельности осуществляют педагоги младших и старших групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию основ безопасности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Вид организованной образовательной деятельности: формирование основ безопасности ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста "Жизнь без Опасности"
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Опасности – НЕТ!»
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....