Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Опасности – НЕТ!»
методическая разработка по обж (младшая группа)
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_bezopasnosti_detey.docx | 186.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семёно-Александровская средняя образовательная школа
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Зам. Директора по д/о
_____________Т.В.Терехова Директор школы
___________А.А.Голубев
Протокол №1 от 31.08.2016г
Приказ №55 п.2 от 31.08.2017г.
Рабочая программа
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
у детей дошкольного возраста
«Опасности – НЕТ!»
Составила:
воспитатель Сапега М.Ю.
с.Семёно - Александровка
Содержание
1 | Введение | |
2 | Актуальность | |
3 | Описание опыта работы | |
4 | Основные содержательные направления программы | |
5 | Перспективный план работы по ОБЖ во второй младшей группе | |
9 | Перспективное планирование работы с детьми вне занятий | |
11 | Примерная форма мониторинга знаний ОБЖ | |
12 | Список используемой литературы | |
13 | Приложения |
Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:
”Как обеспечить безопасность
и здоровый образ жизни наших детей?
Введение
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение следующих задач:
Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
Разработка предупредительных мер;
Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:
Угроза для жизни;
Возможность нанесения ущерба здоровью;
Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
- Опасности дома;
- Опасности на дороге и улице;
- Опасности на природе;
- Опасности в общении с незнакомыми людьми.
Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность
«Безопасность» — это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Актуальность программы
К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Наша система работы создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, нашего опыта работы с дошкольниками. Такая система работы рассчитана на решение этой проблемы.
Ребенок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, компьютером…, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может. Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы от неумелого и неосторожного обращения с ними.
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.
Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе.
Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи программы:
1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
Система работы рассчитана на 2 младшую группу. Каждый возрастной период включает в себя перспективный план специально организованных занятий (в рубрике «Ознакомление с окружающим и развитие речи» – один раз в месяц), перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне занятий и перспективный план работы с родителями.
Все занятия и виды деятельности выделены в направления:
«Ребенок дома»;
«Ребенок и природа»;
«Ребенок на улицах города»;
«Ребенок в общении с людьми»;
«Социально-эмоциональное развитие».
При разработке программы мы придерживались следующих принципов:
· принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
· принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами.
· принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия.
· принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
· принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса
Описание опыта работы
Становление нашей собственной системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников проходило в 3 этапа:
- Подготовительный этап
- Внедренческий этап
- Аналитический этап (корректировка)
На подготовительном этапе было организовано следующее:
- Первичный мониторинг
- Изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта коллег
- Разработка перспективного плана работы по ОБЖ И ЗОЖ с детьми 3-4 лет, планирования работы с родителями
- Подготовлена предметно-развивающая среда группы
- Разработка конспектов мероприятий, мониторинга освоения детьми программы
- Изготовление дидактических игр и пособий
Внедренческий этап был организован по направлениям: работа с детьми, работа с родителями, самообразование и самосовершенствование. Нами были использованы различные методы и средства, а также формы работы, описанные ниже.
Заключительный этап (аналитический) предполагал организацию мониторинга (Ю.А. Афонькина, Т.М. Палий) сформированности первичных представлений основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников, анализ и корректировку программы. Была определена степень достижения поставленной цели работы: формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, способность сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных условиях, способность оказать помощь пострадавшим.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Как отмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:
· предвидеть опасность
· уметь принять меры во избежание опасности
· уметь обращаться за помощью к другим
· уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях следует создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Кроме того можно широко использовать:
- произведения детской художественной литературы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования.
- наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Использовать можно словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры; понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
- ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
- примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых;
- организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т.п.).
- показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.
Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого игрового – тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:
Какие правила обязан соблюдать пешеход?
Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?
Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?
Как защитить себя от назойливого незнакомца?
Что делать, когда порезал палец? И др.
На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Самое главное в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
В своей работе я использую различные методы, включая:
Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
Применение видеоматериалов;
Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.
Мы придерживаемся системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей-дошкольников, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей):
Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;
Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
В своей работе мы используем разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Активно мы используем прием составления сказки, рассказа, комикса по заданному алгоритму известных авторов, таких как, Д. Родари, рекомендации автора ТРИЗ Г. Альтшуллера, М. Шустермана, Сидорчук Т.А. Кроме основных задач, мы еще решаем задачи интеграции безопасности жизнедеятельности через различные образовательные области. Более того созданные сказки, рассказы книжки – малышки, комиксы ребята с удовольствием демонстрируют дошкольникам соседних групп, при этом активизируется познавательная, речевая, эмоциональная сферы детей. Графические обозначения можно использовать как готовые и преподнести детям, а можно разработать и совместно, что будет еще более действеннее, поскольку они более доступны и понятны и близки детям. Условные обозначения оформляются в демонстрационном и раздаточном вариантах и хранятся в доступном месте для самостоятельной деятельности дошкольника.
Мы используем следующий алгоритм, где:
- Герои – девочка, мальчик, животные, фея и т.д.
- Черта характера – наделить объекты чертами характера человека
- Место – лес, дом, дворец, река и т.д.
- Случай – кого встретил, какое событие произошло с героем.
- Как повел себя герой в ситуации.
- Вывести жизненное правило.
- Придумать название сказки
- Результат – эффект в этой ситуации еще и то, что все сказки заканчиваются хорошо. Таким образом, кульминация опасной ситуации, чрезвычайного происшествия в сознании ребенка и в его алгоритме должна решиться благополучно. Из опыта работы советуем, чтобы у главного героя не сразу получилось разрешить проблему. Например, это может получиться со второй или третьей попытки. Это поможет ребёнку убедиться в полезности настойчивости и целеустремлённости. Знание того, что и у главного героя не всё получилось с первого раза поможет легче перенести неудачу во время собственной попытки. На этапе свободного владения алгоритмом ребенок может поменять последовательность, педагогу следует поощрять данный творческий подход.
Основные содержательные направления программы
“Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников” и их тематика.
I направление . Ребёнок в общении с другими людьми.
1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
3. Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.
4. Если чужой приходит в дом.
5. Самый большой друг.
II направление. Ребёнок и природа.
1. Гроза.
2. Лекарственные растения.
3. Ядовитые растения.
4. Съедобные и несъедобные грибы.
5. Насекомые.
6. Кошка и собака – наши .
III направление . Ребёнок дома.
1. В мире опасных предметов.
2. Электроприборы.
3. Безопасность.
4. Пожар.
5. Огонь – судья беспечности людей.
6. Служба “02”.
7. “Скорая помощь”.
IV направление. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
1. У Мишки в гостях.
2. Чтобы нам не болеть.
3. Витаминная семья.
4. День здоровья.
5. Обучение детей правилам поведения на воде.
6. Поездка к морю.
V направление. Ребёнок на улицах города.
1. Мы знакомимся с улицей.
2. Знай и выполняй правила уличного движения.
3. Зачем нужны дорожные знаки.
4. Улица города.
5. Знакомство с транспортом своего города.
6. Целевые прогулки:
- Пешеход,
- Переход,
- Перекрёсток,
- Наблюдение за работой сотрудников ГАИ.
Эффективность представленной системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Мы не только учитываем это в собственном поведении, но и уделяем значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями мы используем следующие формы: родительские собрания, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые занятия, оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков, совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, милиционера, пожарника.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности. Таким образом, данная система способствует образованию детей. И это подтверждают слова К.Д. Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Перспективный план работы по ОБЖ во второй младшей группе
Раздел: «Ребенок дома»
Сентябрь
Тема: «Безопасность»
Цель: Познакомить детей с предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью
людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
Материал: картинки с изображениями чайника, ножа, кастрюли, спичек, стеклянной
банки, терки, аптечки (или настоящие предметы)
1. Сюрпризный момент (приходит забинтованный медвежонок).
2. Выяснение проблемы: (Медвежонок облился кипятком или что-то еще)
3. Воспитатель предлагает научить медвежонка, используя картинки (предметы) правилам безопасности в быту, побуждая детей сначала самостоятельно формулировать правила для медвежонка, а затем, обобщая, закрепляет их. Во время показа картинок используются загадки:
Очень хрупкая я - берегите меня, Если только разобьете,
Лишь осколки соберете, (стеклянная посуда)
Посмотрите на меня –
Вся дырявая я.
Но зато я ловко
Тру тебе морковку,
(терка)
У меня есть лезвие –
Острое, железное, -
Обращайтесь осторожно:
Ведь порезаться мной можно,
(нож)
Что опасного во мне,
Если супа нет на дне.
Если суп горяч-
От детей меня ты прячь, (кастрюля)
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра,
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит, (чайник)
4. Воспитатель предлагает детям еще раз вспомнить правила поведения в быту.
5. Дети провожают медвежонка и желают ему здоровья.
Октябрь
Тема: «В мире опасных вещей»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для
жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных
несчастных случаев в быту.
Материал: Картинки с изображением - ножниц, шила, скрепок, булавок, кнопок,
циркуля, перочинного ножика, гвоздя, молотка, ножовки, клещей (или предметы)
1. Сюрпризный момент: приходит Незнайка и приносит «волшебную коробочку, которую он взял поиграть у Знайки. Он предлагает детям поиграть с ним.
2. Воспитатель разрешает ситуацию: можно ли играть тем, что в ящике?
3. Воспитатель совместно с детьми рассматривает предметы, лежащие в коробочке, выясняет, что это, для чего используется и какой вред может принести.
4. Воспитатель подводит детей к понятию, что, то, что лежит в коробочке, предназначено совсем не для игры, а еще и опасно для детей.
5. Дети знакомят Незнайку с теми предметами, которыми можно играть, не опасаясь за свое здоровье.
6. Дети провожают Незнайку, дарят ему игрушку и просят вернуть «волшебную» коробочку Знайке и больше не брать без разрешения незнакомые предметы.
Раздел: «Ребенок и природа»
Ноябрь
Тема: «Кошка и собака – наши соседи» (часть 1)
Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с собаками.
Материал: картинки с изображением разных пород собак.
1. Сюрпризный момент.
Загадки:
Гладишь - ласкается
Дразнишь - кусается. Кто это?
Не говорит и не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает.
Кто это? (собака)
2. На мольберт вывешиваются картинки с изображением собак.
3. Беседа по картинкам: Кто изображен на них? Где живут собаки? Как собаки лают? А чем они питаются? Для чего нужны собаки?
Должен ли человек заботиться о собаках? И как? Как нужно обращаться с собакой и почему?
Можно ли выводить больших собак без намордника на прогулку? Почему? Есть ли бездомные собаки? Почему их называют бездомными?
4. Подвести детей к понятию, что человек не должен предавать своих маленьких друзей без крова и пищи. И прежде, чем завести собаку, нужно хорошо подумать сможем ли мы ухаживать за ней и любить ее.
5. Продолжение беседы:
А может ли собака быть опасной для человека? Почему?
Можно ли трогать бездомных собак или незнакомых, гуляющих без хозяина
Почему?
6. Итог: О ком мы сегодня говорили? Как нужно ухаживать за собакой? Чего нельзя делать при общении с ней? Можно ли гладить бездомную собаку? Почему? Как помочь бездомным собакам? Что нужно сделать, чтобы в городе не было бездомных собак?
Декабрь
Тема: «Кошка и собака – наши соседи» (часть2)
Цель: учить детей тому, что необходимо помнить при общении с кошками.
Материал: картинки с изображениями разных пород кошек.
1. Сюрпризный момент.
Загадки:
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. Кто это?
Шерстка мягкая, да коготок остер. А кто это?
2. На мольберте вывешиваются картинки с изображением кошек.
3. Беседа по картинкам:
Кто изображен на этих картинках?
Где живут кошки?
А какие звуки они издают?
А когда мы их гладим и им приятно? (мур-мур)
Чем питаются кошки?
Нужны ли кошки человеку?
Должен ли человек заботиться о кошках и как?
Как нужно обращаться с кошками и почему?
Когда можно гладить домашнюю кошку?
Что надо делать, чтобы кошка была спокойной?
Чего нельзя делать при общении с кошкой.
4. Подвести детей к понятию, что кошки давно дружат с людьми, но пользуются свободой действий: уходят и приходят, когда хотят. Кошка одновременно доверчивая и хитрая, ласковая и хищная, домашняя и дикая. Она близкий родственник льва, тигра, леопарда. В мягких лапах кошки скрыто 18 когтей, которые она может выпускать и убирать обратно. Царапины от кошачьих когтей болезненны и долго не заживают.
5. Продолжение беседы:
А может ли кошка быть опасной для человека? Почему?
А бывают ли бездомные кошки?
Почему их так называют?
Откуда они берутся?
Можно ли трогать таких кошек? Почему?
А можно ли им как-нибудь помочь?
6. Итог: О ком мы сегодня говорили? Как нужно ухаживать за кошкой? Чего нельзя делать при общении с кошкой? Можно ли трогать бездомных кошек? Почему? Как помочь бездомным кошкам?
Раздел: «Ребенок на улицах города»
Январь
Тема: «Знакомство с транспортом»
Цель: дать детям представление о видах транспорта.
Материал: картинки с разными видами транспорта (или игрушечные машинки) -
автобус, грузовая машина, легковая машина, самолет, корабль.
М.п.
1. Отгадывание загадок:
Летит, как стрела, жужжит, как пчела,
(самолет)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька,
(автомобиль)
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках. И др.
(автобус)
Отгадав загадки, воспитатель выставляет на мольберт соответствующую картинку.
По каждой загадке проводится беседа:
Для чего предназначен данный вид транспорта?
Как нужно вести себя в данном виде транспорта?
Чего нельзя делать и почему?
2. Рассматривание картины «Улицы города» (на улице стоят дома, по дороге ездят разные виды транспорта, пешеходы ходят по тротуару и т.д.) Как нужно вести себя на улице? Почему?
3. Итог: Какие виды транспорта вы знаете? Для чего они нужны? Как вести себя в транспорте и на улице?
Февраль
Тема: «Светофор»
Цель: познакомить детей со светофором, объяснить значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы со светофором и без. Материал: Макет улицы, знак - светофор. М.п.
1. Сюрпризный момент.
Появляется забинтованный герой (он переходил улицу и его сшибла машина).
2. Воспитатель выясняет, знают ли дети, как правильно переходить улицу. Предлагает познакомить героя с правилами перехода улицы, используя макет.
3. Воспитатель знакомит детей со светофором (это знак, который регулирует движение транспорта и пешеходов); объясняет значение его цветов: красный -стой; желтый - приготовься внимание; зеленый - иди.
4. Проводится подвижная игра «Автомобили» (дети, взяв в руки рули, ездят по группе на зеленый цвет кружка, желтый - замедляют движение, красный - останавливаются.
Затем игра усложняется, часть детей становится пассажирами, часть - водителями. На какой цвет светофора можно перейти дорогу? На какой нельзя? Почему?
5. Беседа с детьми.
А можно ли переходить улицу, когда нет светофора? Как правильно переходить улицу, когда нет светофора? Чего нельзя делать, переходя улицу?
6. Итог: дети повторяют для героя правила перехода улицы со светофором и без.
Раздел: «Ребенок в общении с людьми»
Март
Тема: «Поможем девочке найти бабушку»
Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.
Пособия: куклы бибабо: бабушка, внучка.
1. Сюрпризный момент:
Слышан плачь: (девочка гуляла во дворе, увидела красивую птичку, побежала за ней и потерялась)
2. Дети и воспитатель успокаивают девочку и обещают ей помочь.
3. Беседа с детьми:
Можно ли уходить или убегать куда-то без разрешения? Почему? (можно потеряться, попасть под машину и др.)
Можно ли разговаривать с незнакомыми дядями и тетями?
Можно ли идти с ними, если они позовут вас купить мороженое или шоколадку, покататься на машине? Почему?
С кем должны всегда находиться дети? (с теми, кого они хорошо знают)
4. Воспитатель выясняет с детьми, как можно помочь девочке, (можно объявить по радио, ТV о том, что нашлась девочка и она ждет бабушку в д/саду, можно позвонить в милицию, можно отвести девочку домой, если она знает, где живет)
5. Воспитатель «звонит» в милицию и просит разыскать бабушку девочки.
6. Пока «ищут» бабушку, дети знакомят девочку с группой.
7. Приходит бабушка (ее привезли милиционеры), благодарит детей за помощь.
8. Воспитатель и дети прощаются с гостями и напоминают девочке правила поведения: нельзя убегать и уходить без разрешения; нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.
Раздел: «Социально-эмоциональное развитие»
Апрель
Тема: «Волк и семеро козлят»
Цель: учить детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые
голоса.
Материал: Куклы - волк, коза и козлята, ширма,
1. Показ кукольного спектакля «Волк и семеро козлят»
2. Беседа по содержанию: Как называется сказка? Почему козлята остались одни? Что им говорила мама? Кто стучался к козляткам в дом? Зачем? Почему козлятки открыли дверь волку? Какой был волк в сказке?
Почему козлятки сначала не открывали дверь волку? Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?
3. Воспитатель предлагает детям изобразить козляток, волка.
4. Подвижная игра «Волк и козлятки»
«Идет коза с ребятами
с ребятами - козлятами.
Козлятушки - ребятушки,
Гуляйте рядом с матушкой,
Мы вкусных ягод соберем,
все вместе песенку споем»
(Воспитатель показывает, а дети имитируют разные движения: собирают ягоду, щиплют травку, пьют воду. На сигнал «волк» прячутся.)
5. Воспитатель уточняет, какую сказку они сегодня смотрели. Кто был злой в сказке? Можно ли открывать двери незнакомым людям?
Май
Тема: «Заюшкина избушка»
Цель: помочь детям понять причины и внешние проявления изменения настроения.
Пособия: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».
1. Чтение сказки «Заюшкина избушка»
2. Беседа по содержанию: Как называется сказка? Какая избушка была у зайки? А у лисы? Что случилось с избушкой лисы? Почему? Почему этого не произошло с Заюшкиной избушкой? Что сделала лиса? Какая лиса в сказке? Какой зайчик?
Какое настроение у зайчика, когда его выгнала лиса? Почему? Кто помогал зайчику? У кого получилось выгнать лису?
Какое настроение стало у зайчика, когда он вернулся в свою избушку? Почему? Можно ли впускать в дом незнакомых людей? Почему?
3. Воспитатель предлагает детям изобразить движения и настроение героев сказки.
4. Итог: вспомнить с детьми, какую сказку слушали; можно ли впускать в дом незнакомых людей.
Планирование работы с детьми по ОБЖ вне занятий | ||
младшая группа | ||
Месяц | Тема | Виды деятельности |
Сентябрь | «Электроприборы» | 1. «Электроприборы в доме» (беседа) 2.Д.и. «Соедини по точкам» (горячие предметы) «Убери на место» 3.Моделирование ситуации: «Стирка и глажка белья» 4. Рисование «Телевизор» |
Октябрь | «Пожар» | 1.Игровая ситуация «Если в доме загорелось» 2.Чтение рассказов : Л. Толстой «Пожарные собаки» Б. Житков «Пожар в доме» 3.Рассматривание фото «Не играй со спичками» Д.и. «Так и не так» 4.Встреча с пожарным инспектором. |
Ноябрь | «Витаминная семья» | 1.Чтение и обсуждение стихотворений о витаминах. 2.Аппликация «Наши друзья - витамины» 3.Театрализованная игра «Витаминная семья» 4.Д.и. «Дары природы» «Узнай и назови» |
Декабрь | «Переходим через улицу» | 1. «Знай и выполняй правила уличного движения» (закрепление правил дорожного движения) 2.Подвижные игры «Займи своё место» «Хозяин перекрёстка» 3.Отгадывание загадок по ПДД и рисование отгадок. 4.Викторина «Азбука дорожных знаков» |
Январь | «Один на улице» | 1.Обсуждение ситуаций насильственных действий со стороны взрослого на улице (запоминание правил поведения) 2.Тренинг «Защитное поведение ребёнка» 3.Беседа «Как вызвать милицию» Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер» |
Февраль | «Детские страхи» | 1.Нарисуй свой страх» (тренинг) Чтение С. Маршак «Чего боится Петя» 2.Инсценировка : «Как Стобед хотел испугать волка, и что из этого вышло» 3.П.и. «Гуси – Лебеди» Дидактич. Упражнение «Найди пиктограмму» 4.Чтение сказки «Три поросёнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики» |
Март | «Острые предметы» | 1.Чтение и обсуждение рассказа «Как Стобед наступил на иголку» 2.Ознакомление с пособием «Я иголки не боюсь» 3.Отгадывание загадок и рисование отгадок» 4.Д.и. «Что лишнее» Беседа «Ножницы, катушки – это не игрушки» |
Апрель | «Мы пришли на водоём» | 1.Д.и «Берегите живое» «Как избежать неприятностей» 2.Чтение и обсуждение сказки «Добрая Ивушка» 3.КВН «Мы пришли на водоём» 4.Разыгрывание ситуаций на воде. |
Май |
«Игры во дворе» | 1.Игра – тренинг « Во дворе» 2.Чтение А.Дорохова «Зелёный, жёлтый, красный» 3.Целевая Прогулка «Пешеход» 4.Рисование на тему «Перекрёсток» |
Перспективный план работы по ОБЖ с родителями в младшей группе
Сентябрь
1.Анкетирование родителей «Правила безопасности в быту»
2.Папка-передвижка «Безопасность вашего ребёнка»
3.Подбор материала, дидактических игр на тему «Опасности в быту»
Октябрь
1.Консультация « Страхи у детей»
2.Выставка литературы по теме « Безопасность вашего ребёнка»
3.Беседа «Свод жизненно важных правил для семьи»
Ноябрь
1.Семинар «Как обучать ребёнка безопасному поведению»
2.Консультация «Приучайте маленьких детей к труду»
3.Подборка игр «Я - помощник»
Декабрь
1.Стенд «Чем занять своего ребёнка дома»
2.Подборка статей из журналов: «Один дома»
3.Беседа «Если дома появился дым, позвони 01»
Январь
1.Консультация «Первая помощь при ожогах, электротравмах»
2.Папка-передвижка «Электроприборы в доме»
3.Беседа по профилактике ложных вызовов
Февраль
1.Азбука для родителей: как обучать ребёнка безопасному поведению
2.Семинар «школа занятых родителей; действия при пожаре»
3.Подбор материала по теме: «Что нужно делать, если случится беда»
Март
1.Информационный стенд: «как организовать досуг детей дома, если вам некогда»
2.Решение проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения детей
3.Консультация «Конфликты между детьми»
Апрель
1.Беседа «Как организовать режим для ребёнка»
2.Анкетирование «Витамины и здоровый организм»
3.Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения)
Май
1.Беседа « О любви к живому»
2. Подборка дид. материала по теме «Съедобные и несъедобные грибы»
3.Консультация «Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками»
Итоги знаний детей младшего дошкольного возраста по ОБЖ
№ | Критерии | |||||||||||||||||||
1 | Имеет элементарные представления об опасности бытовых предметов (колющие, режущие и др.) | |||||||||||||||||||
2 | Имеет элементарные представления об опасности бытовых приборов | |||||||||||||||||||
3 | Имеет элементарные представления об опасности общения с животными | |||||||||||||||||||
4 | Имеет элементарные представления об опасности общения с насекомыми | |||||||||||||||||||
5 | Имеет элементарные представления об улице и основных правилах поведения на ней | |||||||||||||||||||
6 | Имеет элементарные представления о транспорте, об основных правилах поведения на дороге | |||||||||||||||||||
7 | Имеет элементарные представления о сохранении своего здоровья | |||||||||||||||||||
8 | Имеет элементарные представления о правилах поведения с близкими людьми | |||||||||||||||||||
Итого: |
Система оценивания:
3 балла – высокий уровень представлений 21 балл – высокий уровень знаний по ОБЖ
2 балла – средний уровень представлений 13 – 20 баллов – средний уровень знаний ОБЖ
1 балл – низкий уровень представлений ниже 13 баллов – низкий уровень знаний ОБЖ
Приложения
Художественное слово
Разделы:
1. «Ребёнок дома»
2. «Ребёнок и природа»
3. «Ребёнок на улицах города»
4. «ребёнок в общении с людьми»
5. «Социально-эмоциональное развитие»
1раздел.
Загадки
Электроприборы
Плывёт электроход
То назад, то вперёд. (Утюг)
Он один на всём свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос)
Только я, только я
Я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда не сидится. (Электроплита)
Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок
Никого он не бьёт
Но зато всё собьёт. (Миксер)
Два соседа колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами. (Магнитофон)
Опасные предметы
Если остриём упрётся-
Сразу дырочка найдётся. (Шило)
Есть у моего Антошки
Только шляпка да железная ножка. (Гвоздь)
Вот железная пуговка
Листы держит очень ловко,
Крепко вместе их сжимает
Никогда не растеряет. (Скрепка)
Длинноногий ходит по дороге:
Одна нога по кругу бежит,
Другая на месте стоит. (Циркуль)
Зубы есть, а рта не надо. (Пила)
Я сижу в своём домике,
Не серди меня мальчишка,
Обращайся осторожно-
Мной порезаться ведь можно. (Перочинный нож)
Очень хрупкая я - берегите меня.
Если только разобьёте,
Лишь осколки соберёте! (стеклянная посуда)
Посмотрите на меня-
Вся дырявая я,
Но зато я ловко
Тру тебе морковку. (Тёрка)
Что опасного во мне-
Если супа нет на дне
Только если суп горяч-
От детей меня ты прячь. (Кастрюля)
В брюхе жарко у меня,
А в носу моём дыра,
Когда всё во мне кипит
Из неё пар валит. (Чайник)
Пожар
С дымом мешается облако пыли.
Мчатся пожарные автомобили,
Щёлкают звонко, тревожно свистят,
Медные каски рядами блестят.
Миг и рассыпались медные каски
Лестницы выросли быстро, как в сказке.
Люди в брезенте -один за другим
Лезут по лестницам в пламя и дым. (С.Маршак)
Пословицы и поговорки
От искры сыр бор загорается.
От искры Москва загорелась.
Берегись, не ожгись.
Не подкладывай к огню соломы,
Не поджигай так и не сгорит.
Не шути с огнём, обожжешься.
Огонь - не вода - охватит, не выплавишь.
Огонь не вода - пожитки не выплывают.
Огонь маслом заливать, всё равно, что огня прибавлять.
Загадки
Я не сам по себе, а сильнее всего и
Страшнее всего, все любят меня и все губят меня. (Огонь)
Без рук, без ног, а на гору
Быстро ползёт. (Огонь)
Если дым валит клубами,
Пламя бьётся языками,
И огонь везде, и жар
Это действие…(Пожар)
Считалка
У тебя кремень,
У меня кремень,
Кремень по кремню-
Значит, быть огню.
Если дом горит, тогда
Пригодится нам…(Вода)
Он горючий, он летучий,
Для машин необходим,
Но опасным он бывает
И пожары вызывает
Называется…(Бензин)
Невелик коробок,
А пожар приволок. (Коробок спичек)
Электрический ток
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам
Чтоб работали приборы:
Холодильник,
Мониторы,
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принёс.
Ток - помощник в доме первый-
Друг нам преданный и верный.
Таблетки - не конфетки
Знают взрослые и детки:
Если кто-то заболел,
Принимает он таблетки,
Чтоб поправится скорее.
Но красивые таблетки
В разноцветной оболочке-
Это вовсе не конфетки,
Помните сынок и дочка.
Наши умные ребятки
Не возьмут таблетки в рот
Это ведь не шоколадка,
Не пирожное, не мёд.
Хоть порой напоминают
Они сладости на вид,
Но лекарство принимают,
Если что-то заболит.
Когда заболеваем, то мы их принимаем. (Лекарства)
Для здоровья необходимы,
Нам полезные…(Витамины)
2 раздел.
Гроза не разбирает, в чей дом ударяет.
Та гроза не страшная, которая прошла.
Радуга стоит долго после дождя - к ненастью.
Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.
Комара нет – овса и трав не будет.
Кошка клубком – на мороз. Кошка лежит на спине – к теплу.
Собака – катается – к дождю и снегу.
Загадки:
Меня никто не видит, но всякий слышит.
А спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)
Поднялись ворота всему миру красота. (Радуга)
Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит,
У него согнулись ноги.
Неприметен он на вид. (Подорожник)
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)
Только тронь – отдёрнешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь (Крапива)
Горит в траве росистой фонарик золотистый,
Потом померк потух и превратился в пух. (Одуванчик)
На земном шнурочке – белые звоночки. (Ландыш)
Есть у птицы два крыла
Чтоб она летать могла
А цветку не повезло-
У него одно крыло. (Белокрыльник болотный)
Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке (Гриб)
Возле леса на опушке
Украшая тёмный бор
Вырос пёстрый как петрушка
Ядовитый… (Мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. ( Опята)
Нет чешуек на шляпке моей
И кольца на ножке,
Есть меня нельзя:
Так кокой – же я опенок,
Угадайте друзья? (Ложный опёнок)
И под старою сосной
Где склонился пень- старик,
Окружён своей семьёй,
Первый найден (Боровик)
Очень похож он на гриб боровик,
Но в отличие от него всегда ядовит,
У него желтоватая ножка,
Если ты его разломишь,
То сразу краснеет,
Потом синеет,
А белый грибок постоянно белеет. (Желчный гриб)
Не птица, а с крыльями,
Над цветами летает,
Медок собирает. ( Пчела)
Я работаю в армии у корней
Лохматой ели
По буграм тащу бревно-
Больше плотника оно. ( Муравей)
Модница крылатая
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха
Укусит - будет плохо. ( Оса)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
Вся лохматенькая ,
Сама усатенькая,
Днём спит и сказки говорит
А ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка)
А. Барто « Гроза »
Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе - вспышки молний.
Ветер треплет цветики
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери.
С. Маршак «Радуга»
О. Высотская Одуванчик»
С. Есенин «Черёмуха»
Е. Серова «Лютик»
Е. Серова «Ландыш»
И. Анденко «Грибной посёлок»
Г Навичкая «Боровик»
И. Анденко «Муравьишко»
Г. Новицкая «Дворняжка»
А. Дмитриев «Бездомная кошка»
И. Токмакова «Ничья кошка»
Е. Благинина «Котёнок»
3 раздел
Загадки:
С тремя глазами живёт,
По очереди летает.
Как мигнёт – порядок навёдёт,
Что это такое? (Светофор)
Удивительный вагон,
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он –
Держит их руками. (Троллейбус)
Летит, как стрела,
Жужжит, как пчела. (Самолёт)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька. ( Автомобиль)
Дом чудесный – бегунок,
На своей восьмёрке ног,
День - деньской в дороге,
Бегает аллейкой,
По стальным двум змейкам. ( Трамвай)
Где это бывает-
Человек стоит-
Лестница - шагает. ( В метро)
Ваш вагон открыл нам двери,
В город лестница зовёт.
Мы своим глазам не верим:
Все стоят – она идёт. ( Эскалатор)
В два ряда дома стоят-
Десять, двадцать, сто подряд
-Квадратными глазами
Друг на друга глядят. ( Улица)
А. Дорохова «Зелёный, жёлтый, красный»
Сказка «Воробьишка Тишка»
Друг пешехода
Светофор - друг пешехода
Он стоит у перехода
Он сигналы подаёт:
Ждать или идти вперёд
Светофор, светофор,
Наш помощник с давних пор.
Чтобы улицей бурливой
Шумной, звонкой, говорливой
И проехать и пройти-
Будь внимателен в пути.
Есть на каждом перекрёстке
Пешеходный переход,
Перейти дорогу просто
Здесь без риска и хлопот
Я. Пишумов.
4 раздел
Сказка « Лиса в заячьей избушке»
Как вести себя с незнакомцем
С человеком незнакомым
Ты в беседу не вступай
Торопись скорее к дому:
Раз, два, три и убегай.
От конфет, игрушек, жвачки,
Ты сейчас - же откажись
Не нужны тебе подачки.
Дальше от чужих держись.
Может человек хороший,
Ну а может быть плохой,
Будь с ним вежлив, осторожен,
Помни - человек чужой.
К. Чуковский «Котауси и мауси»
Рус. Нар. Сказка «Кот, петух и лиса»
А. Толстой «Буратино»
5 раздел
Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»
«Айболит»
Гладко, душисто,
Моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было
Что это такое? (Мыло)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала. ( Зубная щётка)
Зубаст, а не кусается, Как он называется? ( Гребешок или расчёска)
Памятка педагогу «Как составить сказку»
- Поймите проблему ребёнка. Попробуйте взглянуть на неё глазами ребёнка. Представляя проблему, старайтесь использовать те же слова, что и ваш ребёнок
- Подумайте, какие мысли и решения вы хотите донести до вашего ребёнка
- Создайте главного персонажа сказки по подобию вашего ребёнка. Похожее имя. Похожая жизненная ситуация. Похожая проблема. Те же надежды.
- Начинать сказку стоит с представления главного героя
- Рассказывая о страхах, тревогах и проблемах главного героя (а на самом деле вашего ребёнка), нужно упомянуть и его сильные стороны
- После представления главного героя стоит переходить к описанию проблемной ситуации
- В ходе рассказа главный персонаж должен справиться с проблемой (Основной вывод, который должен сделать ребёнок - "Раз он, похожий на меня, смог справиться, значит и я смогу")
- Мораль сказки должна быть хорошо понятна ребёнку и логично вытекать из содержания сказки
- Используйте простые слова и больше простых предложений
- Иногда имеет смысл построить сюжет таким образом, чтобы у главного героя не сразу получилось разрешить проблему. Например, это может получиться со второй или третьей попытки. Это поможет ребёнку убедиться в полезности настойчивости и целеустремлённости. Знание того, что и у главного героя не всё получилось с первого раза поможет легче перенести неудачу во время собственной попытки, ведь не всё получается сделать сразу.
- Длительность рассказа определяется уровнем развития внимания вашего ребёнка
- Больше юмора
- Если рассказ ребёнку не интересен или ему скучно, то нужно его переработать: изменить сценарий, доработать персонажей
- Если вы не уверены в дальнейшем развитии сюжета рассказа, спросите ребёнка. Для этого подходят такие вопросы: "Как ты думаешь, а что дальше сделал <имя персонажа>?" или "И что он там увидел?". Не переживайте, если ребёнок ответит "Не знаю", предложите ему отгадать\предположить ответ на вопрос
- Не останавливайте ребёнка, когда он хочет вставить свой комментарий. Такие реплики детей - бесценная информация для понимания внутреннего мира ребёнка
- Отвечайте на вопросы детей максимально просто и понятно. Если не знаете, что ответить, переадресуйте обратно вопрос ребёнка. Вам помогут такие реплики: "А что ты думаешь?" или "А как бы поступил ты?"
- Делайте разные счастливые финалы для разных сказок. Это подчеркнёт уникальность каждой сказки
- Не пытайтесь сделать свою сказку идеальной. Уверен, детям она понравится и в "черновом" варианте
- Будьте открытыми и искренними
Список используемой литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006
- Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
- Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду - Ярославль, Академия развития, 2008
- Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992
- Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
- Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
- Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
- Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008
- Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
- Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
- Шорыгина Т.А.«Беседы об основах безопасности с детьми 3-7 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
- Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
- Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
- Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001
- Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир»
- Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001
Алгоритм составления сказки по ОБЖ (из опыта работы)
Алгоритм | Содержание сказки (рассказа, комикса) |
герой | |
черта характера | |
место | |
случай | |
как повел себя герой? | |
формулируем правило | |
ва Название сказки |
|
Доплнительные условные обозначения, используемые в составлении сказки |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Неделя «Специалист»...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Кустовое методическое объ...
Творческий отчёт «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»
«Формирование основ безопасности жизнедеятельностидетей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострил...
презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»
Презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»...
Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...