Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста "Жизнь без Опасности"
рабочая программа по обж

Нестерова Татьяна Валерьевна

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа занятий по ОБЖ " Жизнь без Опасности " для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obzh.docx550.87 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\IMG_20220214_0010.jpg

Пояснительная записка

В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа занятий по ОБЖ " Жизнь без Опасности " для дошкольников.

Проанализировав литературу: Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришла к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Программа «Страна безопасности» является рабочей программой социально – коммуникативной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности. Программа рассчитана для детей 4-7 лет.

В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.

Цель программы:

Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностногоотношения к себе и окружающему миру.

Задачи:

1.  Формировать представления и освоение способовбезопасного поведения.

2.  Формировать целостную картину мира и расширениекругозора в части представлений о возможныхопасностях, способах их избегания, способахсохранения здоровья и жизни, безопасностиокружающей природы.

3.  Развивать навыки свободного общения с взрослыми идетьми в процессе освоения способов безопасногоповедения, способов оказания самопомощи, помощидругим, правил поведения в стандартных опасныхситуациях и др.

4.  Выработать у дошкольников нормы поведения,уверенность в себе.

Предполагаемыерезультаты:

В результате освоения программы воспитанники будут иметьпредставления:о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;о правилах обращения с предметами, несущими в себеопасность;о допущении здоровой дозы страха в реально опасныхситуациях;о необходимости следить за собственной безопасностью.

Знать:телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;правила пользования телефоном;правила пользования бытовыми электроприборами.

Уметь:применять усвоенные знания и способы деятельности длярешения проблемных ситуаций;планировать свои действия, направленные на достижениеконкретной цели;соблюдать правила безопасного поведения с бытовымиэлектроприборами;бережно относиться к своему здоровью и собственнойбезопасности.

Основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.

Основные принципы построения программы:

- принцип научности (содержание программы построено на научных фактах);

  • принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
  • принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенка, личностно значимого, к менее близкому);

-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж);

-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера);

- принцип гендерного подхода в реализации программы.

Содержание основных разделов программы:

Раздел 1. Ребенок и другие люди.

1.В игровой форме познакомить детей с правилами поведения, когда никого из взрослых нет дома.

2.Обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.

3.Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

4.Закрепить с детьми основные правила поведения в ситуации «Что делать, если ты потерялся». Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только, например, к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком.

5.Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

6.Научить детей говорить: «НЕТ», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

Раздел 2. Ребёнок и природа.

1.Рассказать о безопасности на прогулке, какие опасности поджидают нас на прогулке.

2.Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.

3.Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными; воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним.

4.Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными.

5.Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя

6.Рассказать детям об играх с песком, предупредить их, что играть с ним не безопасно.

Раздел 3. Ребёнок дома.

1.Учить детей (в форме игры) правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми — запрещено, закреплять знания литературных произведений.

2.Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах.

3.Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации. Учить детей отгадывать загадки

4.Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.

5.Дать представление о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.

6.Рассказать детям об электроприборах, для чего они нужны в доме.

7.Сформировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ними обращении.

Раздел 4. Ребёнок на улице города. ПДД.

1.Дать представление о словах: пассажир, пешеход; ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по городу; воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.

2.Расширять знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности»; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.

3.Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети», «Внимание»; подробно объяснить детям, где безопасно переходить улицу.

4.Закрепить  знания  детей  о  правилах  движения  пешеходов,  о  пешеходномпереходе; познакомить с дорожным переходом; сформировать представление о светофоре для пешеходов; выяснить, чем он отличается от транспортного светофора;

5.Формировать представления о правилах безопасности на дорогах; углубить знания детей о правилах дорожного движения; познакомить детей с правилами пользования пешеходным переходом.

6.Повторить правила дорожного движения; закрепить и систематизировать знания по теме «Безопасность на авто-, железно- и авиа дорожном транспорте»; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.

Раздел 5. Пожарная безопасность.

1.Формирование у детей понятие “пожарная безопасность»; дать общее представление назначения (функций) огня; дать знания о причинах возникновения пожара; сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;

2.Рассмотреть и обсудить причины возникновения пожаров в результате детских шалостей с огнем, научить детей, как действовать во время пожара.

3.Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии«пожарный»;развитие мышления, внимания; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.

4.Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

5.Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.

6.Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость. Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность скромность. Воспитывать интерес к играм соревновательного характера.

Раздел 6. Эмоциональное благополучие ребенка.

1.Создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;

2.Формирование у ребенка позитивного образа своего «я».

Взаимодействия с родителями.

Эффективность данной программы в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.

Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Знакомство с семьей: анкетирование, тестирование, опрос.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Предметно – пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям

Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.

Материально – техническое обеспечение

  • плакаты;
  • иллюстрации;
  • сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • Разрезные картинки;
  • мозаики;
  • настольно-печатные игры;
  • дидактические игры;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • компьютерные презентации;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • аудиозапись по ОБЖ;
  • игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
  • транспортные средства: (самокаты, машинки, велосипеды);
  • макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
  • настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
  • альбомы по ОБЖ;
  • дорожные знаки;
  • муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
  • аптечка;
  • карточки с телефонами служб спасения;
  • телефон;
  • картотека подвижных игр по ОБЖ;
  • подборка художественной литературы по теме;
  • конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
  • папки-передвижки;
  • подборка тематических консультаций и памяток для родителей.

Список литературы.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». – С.П., 2002.
  1. Белая Н.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М.,2000.
  1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
  1. ВераксаН.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М.,2014.
  1. Горбунова Н.А. «ОБЖ». – В., 2002.
  1. Интернет – ресурсы.
  1. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.,2009.
  1. Пензулаева  Л.И.  «Оздоровительная  гимнастика  для  детей  3  –  7  лет».  –

М.,2009.

  1. Полыновой В.К. «Основы безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
  1. Саулина Т.Ф. «Три сигнала сфетофора». М.,2009.
  1. Усачев А.А., Березин А.И. «Школа безопасности». – М., 1999.
  1. Шарова О.Г. «Основы пожаробезопасного поведения». – СПб.,1997.

47

Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста:

Пожарная безопасность

  • Баданов М. «Костер»
  • Барто А. «Гроза»
  • Бороздин В. Поехали!
  • Волынский Т. «Кошкин дом»
  • Дмитриев Т. «Тетя Варя — электросварщица»
  • Жигулин А. «Пожары»
  • Иоселиани О. «Пожарная команда»
  • Куклин Л. «Сталевар. Кузнец. Пожарный»
  • Маршак С. «Кошкин дом», «Вчера и сегодня» (отрывок),                         «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»
  • Михалков С. «Дядя Степа»
  • Новичихин Е. «Ноль — один», «Спички»
  • Оленев К. «Красная машина»
  • Орлова Д. «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не

сгорел»

Пермяк Е. «Как Огонь Воду замуж взял Хоринская Е. Спичка-невеличка

Безопасное поведение в природе

  • «Хитрые ласки» (Г. Шалаева).
  • «Что  нельзя купить?» (В. Орлова).
  • «Наша планета» (Я.Аким).
  • «Сережа» (Р. Сеф)
  • Сказка «На лесной тропинке» (Т.Шорыгина).
  • «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).
  • «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева)
  • «Наказание за незнание» (М. Фисенко).
  • «Ландыш» (Е.Серова)
  • «Осколок стекла» (Т. Шорыгина).
  • «Пожар в лесу» (М. Фисенко)
  • Волшебные  вороны» (Т. Шорыгина).
  • «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова).
  • «Зима» (М. Фисенко)
  • «Гроза» (А. Барто).
  • «Гроза» (В. Лифшиц).
  • Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).
  • «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»( Д. Орлова).

∙        «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).

  • «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
  • «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко)
  • «Как неразлучные друзья в воде не тонули» (А. Иванов)

ПДД

  • Головко «Дорожные знаки»;
  • Дмоховский А. «Чудесный островок»;
  • Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
  • Кожевников В. «Светофор»;
  • Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
  • Маршак С. «Светофор»;
  • Мигунова Н.А. «Светофор»;
  • Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
  • Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
  • Пляцковский И. «Светофор»;
  • Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
  • Северный А. «Светофор»;
  • Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
  • Бедарев О. «Если бы …»;
  • Берестов В. «Про машины»;
  • Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  • Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
  • Дорохов А, «Пассажир»;
  • Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  • Носов Н. «Автомобиль»;
  • Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  • Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
  • Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
  • Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
  • Гангов А. «Кто храбрей?»;
  • Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
  • Кончаловская Н. «Самокат»;
  • Лешкевич И. «Гололёд»;
  • Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
  • Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
  • Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
  • Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».
  • В.Ардов «Огнехвостик»
  • О.Бедарев «Если бы»
  • Я.Пишумов «Посмотрите, постовой»
  • Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч».
  • «здоровье и болезнь»:

А. Акулин «Ледоеды»,

В. Бондаренко «Где, здоровье медвежье», В. Беспалов «Голубая льдинка»,

С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»;

  • «движение и здоровье»:
  • стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Прокофьевой, Г. Сапгира; рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика»,
  • В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,
  • С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»;
  • «полезная и вредная пища»:
  • стихотворения Ю. Тувима, Э. Мошковской, Г. Сапгира, С. Прокофьевой, Л. Мезинова, Ф. Алхазовой и др.; рассказы Н. Коростелева, С. Козлова;

«закаливание»:

рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!»;

А. Иванова «Как Хома зимой купался»;

стихотворения С. Эйдлина, В. Семенова, П. Брешенкова;

  • «культурно-гигиенические навыки»:
  • стихотворения Э. Мошковской, Я. Акима, М. Газиева, Р. Куликовой, Н. Кондратьева, Е. Благининой, Г. Ладонщикова и др.; рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина;
  • «режим и здоровье»:
  • стихотворения Г. Ладонщикова, Р. Гейдара, Г. Граубина, С. Маршака, О. Дриза, В. Левина;
  • «спорт и здоровье»:
  • стихотворения Е. Ильина, Ю. Разумовского, В. Берестова, А. Говорова, 3. Александровой; рассказы В. Голявкина, М. Кривич и О. Ольгина.

. Развитию умения оценивать другого с точки зрения ведения здорового образа жизни помогут следующие произведения:

А. Барто «Наступили холода», А. Акулин «Ледоеды»,

В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку», И. Черницкая «Мишка»,

Е. Ильин «Боксер», «Олимпиец».

Содержание произведений В. Зайцева «Я одеться сам могу», Е. Благининой «Научу одеваться и братца», Л. Герасимова «Купаю куклу», А. Кузнецовой «Кто умеет?», Я. Яхнина «Почему надо чистить зубы?», В.

Степанова «Сам» обладает побуждающим к активной деятельности влиянием.

   Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация,  рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудио-сказок, целевые экскурсии.

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

«Ребёнок и природа»

Игра «Идем в лес за грибами»

Теневой театр «Осторожно, ядовито!»

Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы»

Игра «Ядовитые грибы и ягоды»

Рассматривание иллюстраций  «Ядовитые растения»

Беседа «Не собирай не знакомые грибы»

Чтение сказки                В. Даля «Война грибов с ягодами»

Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Игра – беседа «Как надо обращаться с домашними животными»

Настольная игра «Каждый грибок в свой кузовок»

Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?»

Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане»

Игра - беседа «Каким бывает снег»

Беседа «Правила безопасности на льду»

Беседа «Берегись мороза»

Беседа «Обходи скользкие места»

Беседа «Осторожно, сосульки!»

Беседа «Что такое метель»

Игра-беседа «Познакомимся с нашими соседями»

Беседа «Берегись насекомых»

Игра-беседа «Берегись насекомых»

Беседа «Поведение на воде»

Беседа «Осторожно, гроза!»

Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы»

Игра-беседа «Солнечный удар»

Игра-беседа «Чем опасно солнце»

Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах»

Игра  «Не зная броду, не суйся в воду»

«Ребенок дома»

Рассматривание иллюстрации                  Ю. Васнецова «Кошкин Дом»Игра

«Тушим пожар»

Подвижная игра «Огонь»

Занятие «Огонь – друг или враг?»

Беседа «Профессия пожарного»

Беседа «Не ешь лекарство и витамины без разрешения»

Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Подвижная игра «Огонь друг и враг»

Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?»

Игра - ситуация «Не играй со спичками – это опасно!»

Игра

«Тушим пожар»

Подвижная игра «Птенчики в беде»

Викторина «Юные пожарники»

Беседа «Не влезай на высокие предметы»

Беседа «Не выглядывай в открытое окно»

Игра-соревнование «Сбей мяч»

Драматизация «Спичка-невеличка»

Беседа «Не ходи с чужими людьми, не разговаривай с ними»

Беседа «Не открывай дверь чужим людям»

Развлечение «Путешествие в страну Здоровья»

Беседа «Незнакомые предметы»

Подвижная игра «Костер»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» на страже»

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Беседа «Не включай электрическую плиту»

Беседа «Это не игрушки, это опасно»

Беседа «Опасные предмета дома»

Подвижная игра  «На пожаре»

Беседа «Будь осторожен с открытым огнем»

Дидактическая игра «Электроприборы»

Подвижная игра «При пожаре не забывай: огонь водою заливай»

Дидактическая игра «Если возник пожар»

«Береги здоровье»

Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Игра - эксперимент «Слушай во все уши!»

Игра - беседа «Спорт – это здоровье»

Досуг «Дорога к доброму здоровью»

Игра - беседа «Как лечили жирафика»

Игра-беседа «Наши руки»

Беседа «Осторожно, грипп!»

Беседа «Сохрани свое здоровье сам»

Развлечение                    «В гостях у Айболита»

Игра - беседа «Подружись с зубной щеткой»

Беседа «Витамины укрепляют организм»

Игра - беседа «Смотри во все глаза!»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Планирование по теме:

«Опасные ситуации в жизни детей: дома, на воде, в лесу»

(старший дошкольный возраст)

Сентябрь

Занятие: «Осторожно огонь».

Занятие: «Спички это не игрушка»

Чтение потешки  «Кошкин дом»

Октябрь

Чтение стих. «Пожарный» Л.Куклин. «Чтобы не было беды»,

Л.Толстой «Пожар» стр.134, «Пожарные собаки»

Рисование на тему: «Пожар».

Ноябрь

Беседа: Один дома».

Экстремальная ситуация «Незнакомые люди».

Рассматривание иллюстраций книга К.Ю.Белая «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице»

Декабрь

Беседа: «Опасные предметы». Стр.11

Как обеспечить безопасность дошкольника К.Ю.Белая

«Будь осторожен с электроприборами»

Чтение книги. Азбука безопасности Альберт Иванов

Январь

Деловая игра: «Если кому – то плохо – я могу прийти на помощь» (закрепить навыки у детей оказание первой помощи)

Февраль

Сюжетно – ролевая игра «Больница».

Март

Беседа: «Осторожно ледоход!»

Апрель

Беседа: «Если ты в лесу».

Чтение рассказа «Костер» В.Распутина, М.Баданов стр.132 «Чтобы не было беды»

С. Михалков «Дядя Степа»

 стр.76 «Чтобы не было беды»

Май

Беседа: «Поведение детей у воды».

«Поведение при грозе».

«Поведение на плавучих средствах».

«Рыбалка», «Купание».

А.Барто «Гроза» стр.110 «Чтобы не было беды»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Планирование работы

по основам безопасности жизнедеятельности с педагогами и родителями

Период

Педагоги

Родители

Сентябрь

- Создание в группе среды «Уголок безопасности»

- Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

- Беседа «Почему нужно доводить ребенка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю».

- Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми».

Октябрь

Ноябрь

Консультация «Детская безопасность дома и на улице»

- Беседа «Безопасность в Вашем доме. Почему происходят несчастные случаи».

- Беседа «Что должны знать дети».

Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома,

Декабрь

Разработать перечень рекомендаций для родителей по ОБЖ.

- Памятка «Новогодняя азбука безопасности».

- Папка-передвижка для родителей. «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

- Консультация «Как провести выходные дни с ребёнком?».

Январь

Анкетирование «Откуда опасность?»

Анкетирование «Откуда опасность?».

Февраль

Консультация «Влияние условий жизни на уровень подвижных процессов»

- Консультация «Здоровый образ жизни семьи».

Март

Создание буклета «Безопасные шаги на пути к безопасности»

Круглые столы, деловая игра.

Апрель

Разработка диагностического инструментария

Май

Диагностика

Используемая литература:

  1. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения  дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002
  3. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  4. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  5. Радзиевская Л.И.  «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
  6. Радзиевская Л.И.  «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
  7. Радзиевская Л.И.  «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
  8. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001
  9. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008
  10. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
  11. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003
  12. Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
  13. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
  14. Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001
  15. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
  16. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
  17. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

         В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Опасности – НЕТ!»

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, под...