Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан – маленьких детей. Подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан – маленьких детей. Подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Содержание образовательного процесса в старшей-подготовительной группе выстроено в соответствии с программой «Безопасность»: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» под ред. Н. Н. Андреевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Цели программы
Сформировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе, а также выработать и развить у детей чувство сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях. Сформировать умение самостоятельно применять полученные навыки в жизни.
Задачи
- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
- Формирование у детей сознательного, ответственного отношения к пожарной безопасности и представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Обучение детей оказанию помощи себе и пострадавшим;
- Формирование умения применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в социуме и в быту.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
- Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.
- Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
- Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
О правилах пожарной безопасности
- Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.
О правилах безопасности дорожного движения
- Закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.
- Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре.
- Закреплять знания детей о специальном транспорте.
- Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
- Напоминать, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.
Формирование предпосылок экологического сознания
- Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными,
- Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственными для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
- Напоминать детям, что рвать растения и есть их нельзя.
- Закреплять представление о том, что следует одеваться по погоде.
сентябрь – ноябрь
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Сентябрь | Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает добрые намерения. | Беседа: «Внешность человека может быть обманчива». |
Октябрь | Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить детей правильно себя вести в таких ситуациях. | Беседа: «Незнакомец на улице». Чтение: К.Чуковский «Котауси и Мауси»; С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». Игровые тренинги. |
Ноябрь | Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома, научить детей правильно себя вести в таких ситуациях. | Беседа: «Незнакомец дома» Игровые тренинги. |
Знакомство с правилами безопасного дорожного движения
Месяц | Прогулка | Совместная деятельность |
Сентябрь | Целевая прогулка к перекрестку, на котором работают два светофора (пешеходный и транспортный). Наблюдение: за ремонтными работами, знакомство с предупреждающим знаком «Ремонт дороги» | Непосредственная образовательная деятельность: «Урок безопасности в День знаний – 1 сентября». Игра в футбол на специально отведенной площадке. Дидактическая игра: «Собери картинку» Раскрашивание картинок с дорожными ситуациями». Беседы: «Какому светофору подчиняется пешеход, если на перекрестке работают два светофора»; «Регулировщик и его сигналы»; «Знаки бывают разные». Отгадывание загадок о знаках. Рассматривание «типичных ловушек» на макете «Улица». Конструирование: «Транспорт» Продуктивные виды деятельности: аппликация «Грузовой автомобиль на улицах города»; рисование «Скорая помощь». |
Октябрь | Прогулка по улице: закрепить знания культуры поведения при ходьбе по тротуару. | Непосредственная образовательная деятельность: «Путешествие Незнайки по улицам нашего города». Игра «Улица» (введение роли сотрудник ГИБДД, регулировщика). Настольная игра: «Автотрасса». Чтение: С. Михалков «Дядя Степа». |
Ноябрь | Целевая прогулка к остановке: наблюдение за посадкой в транспорт и выходом пассажиров. Прогулка в музей: закрепить знания культуры поведения при ходьбе по тротуару, правила поведения пассажиров в транспорте. | Непосредственная образовательная деятельность: «В городском транспорте». Беседа: «Готовы ли мы стать пассажирами»; «О необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте при необходимости». Рассматривание типичных ошибок «Обзор закрыт». Решение проблемных ситуаций. |
Знакомство детей с правилами пожарной безопасности
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Сентябрь | Выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности. Продолжать знакомить детей с работой пожарных, воспитывать уважительное отношение к их нелегкому труду. | Непосредственная образовательная деятельность: «Юные помощники». Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций Дидактическая игра: «Собери картинку». |
Октябрь | Закрепить знания детей об электроприборах и правилах их использования для избежание несчастных случаев. Закрепить знания о пожароопасных предметах. | Беседы: «Наши помощники – электроприборы». Обсуждение пословиц и поговорок. |
Ноябрь | Познакомить детей с тем, как огонь используется человеком в добрых целях. Закрепи знания о возникновении пожара, о том, чем он опасен для жизни. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня. | Беседа: «Огонь добрый и злой». ТРИЗ: «Огонь добрый - огонь злой». Чтение: С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». |
Формирование предпосылок экологического сознания
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Сентябрь | Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияет чистота водоемов, почвы и воздушной среды. | Беседа: «В природе все взаимосвязано» |
Октябрь | Научить детей различать грибы. Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственными для животного) | Непосредственная образовательная деятельность: «Ядовитые грибы и ягоды». |
Ноябрь | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научить различать их и правильно называть. | Беседа: «Съедобные ягоды и ядовитые растения». Игра: «Съедобное – несъедобное». |
декабрь – февраль
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Декабрь | Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения. | Беседа: «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице». Рассматривание иллюстраций. Игровые тренинги. |
Январь | Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с его старшими приятелями, научить говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. | Беседа: «Ребенок и его старшие приятели». Игровые тренинги. Непосредственная образовательная деятельность: «Острые предметы». |
Февраль | Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, к кому можно обратиться за помощью. Несоответствие приятной внешности и добрых намерений. | Беседа: «Как бы ты поступил в данной ситуации», «Как не потеряться» Рассматривание иллюстраций. Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Дидактическая игра: «Добрый или злой человек». |
Знакомство с правилами безопасного дорожного движения
Месяц | Прогулка | Совместная деятельность |
Декабрь Азбука пешехода: запрещающие дорожные знаки | Сюжетно-ролевая игра: «Улица» (объединена с играми «Школа», «Семья»). Целевая прогулка: по улицам микрорайона «Дорожная азбука» с рассматриванием дорожных знаков и местом их установки Дидактическая игра: «Узнай по описанию» «Закончи предложение» «Объясни» «Какой это знак» «Четвертый лишний» | Беседа: «Запрещающие знаки» Составление рассказов, по опорным словам, (дорога, пешеход, машина). Отгадывание загадок о знаках. Дидактические игры: «Составь рассказ про знак»; «Умная веревочка»; «Собери знак»; «Дорожная грамота»; «Узнай по описанию». Решение кроссвордов Чтение: В.Семернин. Запрещается – разрешается. |
Январь Азбука пешехода: предупреждающие дорожные знаки | Сюжетно-ролевая игра: «Улица» (объединена с играми «Школа», «Семья»). Целевая прогулка: ходьба по тротуару, придерживаясь правой стороны, на узком расстоянии пропустить вперед девочку. Дидактическая игра: «Узнай по описанию» «Закончи предложение» «Объясни» «Какой это знак» | Беседа: «Предупреждающие знаки» Отгадывание загадок о знаках. Дидактические игры: «Составь рассказ про знак»; «Умная веревочка»; «Собери знак»; «Дорожная грамота» |
Февраль Азбука пешехода: предписывающие дорожные знаки | Целевая прогулка: выбор безопасного места для игры
| Беседа: «Предписывающие знаки» Отгадывание загадок о знаках. Дидактические игры: «Составь рассказ про знак»; «Умная веревочка»; «Собери знак»; «Дорожная грамота» Литературное кафе: «Стихи и загадки о дорожном порядке» |
Знакомство детей с правилами пожарной безопасности
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Декабрь | Активизировать знания о пожароопасных предметах и орудиях, с помощью которых нужно тушить пожар. | Занятие: «Знакомство с пожарным щитом в ДОУ» Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней ёлки. |
Январь | Расширять знания детей о работе пожарных, воспитывать уважение к людям этой профессии. | Экскурсия в пожарное депо. |
Февраль | Расширять знания о пожарной безопасности, о том, как избежать пожароопасных ситуаций. Учить вызывать пожарных. | Беседа: «Ни ночью, ни днём не балуйтесь, дети, с огнём!». Чтение: Е.Новичихин «Ноль – один» |
Формирование предпосылок экологического сознания
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Декабрь | Познакомить детей с правилами поведения на улице зимой. Формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности. Знакомить с мерами по предотвращению травматизма. | Беседа: «Безопасность зимой при любой погоде» Сюжетно-ролевая игра: «Больница» Опыты со льдом. Целевая прогулка по участку (учить понимать опасность гололеда для человека и транспорта) |
Январь | Познакомить детей со средствами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи Продолжать знакомить с таким специальным транспортом, как «машина скорой медицинской помощи», его назначением. Формировать понимание важности быстрого оказания врачом первой помощи. Воспитывать уважение к труду медиков, работающих на «скорой помощи». | Беседа: «Работа врача на «скорой помощи». Игра-тренинг: «Как вызвать «скорую помощь?». «Если малыш поранился» Дидактическая игра: «Назови предмет» |
Февраль | Формировать представление о том, кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать. Воспитывать уважение к труду спасателей. | Беседа: «Знакомство с работой спасателей». Игра-инсценировка: «Спасатели» (побуждать к выполнению в игре определенных действий, оказание первой медицинской помощи) Дидактическая игра: «Что делать?» |
март - май
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Март | Закрепить знания детей о предметах быта, правилах пользования ими. Продолжать учить детей убирать все предметы в строго отведенные места. | Непосредственная образовательная деятельность: «Правила поведения с домашними животными». Беседы: «Предметы быта» «Каждому опасному предмету – свое место» Дидактическая игра: «Найди свое место» |
Апрель | Закрепить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома и на улице, продолжать учить детей правильно себя вести в таких ситуациях. | Беседа-игра: «Сказка про колобка» Непосредственная образовательная деятельность: «Как домовёнок Кузька дома один остался». |
Май | Закрепить и уточнить знания детей по безопасному поведению в быту. Выявить знания детей основ безопасности собственной жизнедеятельности | Итоговое занятие: «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни» Диагностика. |
Знакомство с правилами безопасного дорожного движения
Месяц | Прогулка | Совместная деятельность |
Март | Целевая прогулка к школе: закрепить знания о школе, знаке «Дети» Игровая ситуация: «Вежливые дети» | Беседа: «Знаки сервиса» Отгадывание загадок о знаках. Дидактические игры: «Составь рассказ про знак»; «Умная веревочка»; «Собери знак»; «Дорожная грамота» |
Апрель | Целевая прогулка к автобусной остановке: наблюдать за переходом проезжей части пешеходами после выхода из транспорта, уточнить правило. | Составление рассказа: «Мой путь от дома до детского сада» Беседы: «Примерный пешеход», «Примерный пассажир» Дидактические игры: «Люди на дорожных знаках» «Три письма» Чтение: Я.Пишумов Самый лучший пешеход. |
Май | Сюжетно – ролевая игра: «Улица» Закрепить выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде | Составление рассказа по набору игрушек: машина, кукла с перевязанной рукой, мяч. Дидактическая игра: «Найди отличия» Чтение: Н Кончаловская. Самокат КВН по правилам безопасности движения. |
Знакомство детей с правилами пожарной безопасности
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Март | Познакомить детей с историей электрической лампочки. Закреплять навыки безопасного обращения с электроприборами | Беседы: «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» «Почему, если лампочка лопнет, она еще и хлопнет?» |
Апрель | Познакомить детей с жизнью древнего человека. Дать понятие о том, что такое открытие. Рассказать об открытии огня древним человеком. | Беседы: «Огонь – важное открытие древнего человека» «Как человек огонь приручил». Дидактические игры: «Угадай электрический прибор», «Кому что нужно для работы», |
Май | Закреплять правила пожарной безопасности при обращении с электроприборами. Закрепить представления о труде пожарных. Совершенствовать знания о правилах пожарной безопасности. Выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности. | Беседа: «Пожарная безопасность» Викторина: «В мире электроприборов» Диагностика. |
Формирование предпосылок экологического сознания
Месяц | Задачи | Методические приемы |
Март | Познакомить детей с правилами поведения на улице в период таяния снега на крышах и образования сосулек» Формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности. Знакомить с мерами по предотвращению травматизма. | Беседа: «Осторожно, сосульки» Сюжетно-ролевая игра: «Больница» Целевая прогулка по участку (учить понимать опасность сосулек для человека и транспорта) |
Апрель | Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Беседа: «Гроза» Отгадывание загадок Народные пословицы и приметы |
Май | Познакомить детей с лекарственными растениями, сформировать представления о простейших способах использования некоторых растений для лечения. Выявить уровень сформированности экологического сознания у детей. | Беседа: «Лекарственные растения» Викторина «Что, где, когда?» |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | Форма работы | Цель |
Сентябрь | Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей) | Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности. |
Октябрь | Буклет «Ребенок и взрослый на улице» Памятка «Как обучать ребёнка безопасному поведению» | Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности. |
Ноябрь | Информация в уголке для родителей «Осторожно, хрупкий лед!» | Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей. |
Декабрь | Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству. |
Январь | Оформление уголка безопасности в группе | Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности. |
Февраль | Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы» | Пропаганда здорового образа жизни. |
Март | Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников» | Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста. |
Апрель | Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения) | Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы. |
Май | Родительское собрание «Безопасность детей на улице летом» | Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей. |
Результаты использования образовательной технологии
- Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
- Умение правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
- Владение правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
- Знание и соблюдение правил поведения в природе.
- Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
- Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
- Соблюдение необходимых мер предосторожности при обращении с бытовыми предметами.
- Умение правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
- Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
- Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
- Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
- Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
- Сформированы навыки личной гигиены.
- Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
- Имеет представление об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
- Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»
Знать основные правила личной безопасности, уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Опасности – НЕТ!»
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....
✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»
Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности....