Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Музыкотерапия»
консультация

Цель: ознакомление с  музыкотерапией как средством здоровье сбережения  детей и взрослых.

Задачи:

1.    Показать, как музыка воздействует на человека.

2.    Познакомить с образцами классической музыки, используемой в музыкотерапии.

3.    Информировать педагогов ДОУ о важности использования здоровье сберегающих технологий (музыкотерапии) в образовательном процессе;

Обучить педагогов ДОУ различным способам использования музыки в работе с дошкольниками

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыкотерапия54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Музыкотерапия»

Подготовила:  музыкальный руководитель ГАДОУ №15 Иванникова В.Е..

Цель: ознакомление с  музыкотерапией как средством здоровье сбережения  детей и взрослых.

Задачи:

  1. Показать, как музыка воздействует на человека.
  2. Познакомить с образцами классической музыки, используемой в музыкотерапии.
  3. Информировать педагогов ДОУ о важности использования здоровье сберегающих технологий (музыкотерапии) в образовательном процессе;
  4. Обучить педагогов ДОУ различным способам использования музыки в работе с дошкольниками.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. У каждого из вас есть своя любимая музыка. Когда мы её включаем, мы расслабляемся, успокаиваемся и наслаждаемся. Мы запоминаем любимые тексты песен наизусть, напеваем их и чувствуем прилив сил и энергии. Положительный эффект музыки каждый мог испытать на себе, поэтому в современном мире всё большую популярность завоевывает музыкотерапия - метод  лечения  музыкой.

 Я хочу вам рассказать как та или иная музыка может влиять на организм человека.

Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс. Итак давайте послушаем, какая по классификации Гарднера бывает музыка (Слушание фрагментов):

Классификация Гарднера

  • Классика. Помогает сосредоточиться, благотворно влияет на память, улучшает внимание и стимулирует процессы мышления. А также развивает пространственное восприятие мира.
  • Церковная музыка. Психологи считают, что любая музыка, которая исполняется в религиозном контексте, будь то пение псалмов, органная музыка, чтение буддистских сутр под аккомпанемент гонга или колокольный звон, обладает способностью вводить в транс, вдохновлять, вселять уверенность, укреплять дух человека, а также расслаблять мышцы и уменьшать болевые ощущения.
  • Барокко. Умиротворенные тягучие композиции Баха, Генделя, Вивальди, пробуждают у слушателя чувство стабильности и безопасности, помогают избавиться от гнева и раздражительности, прогоняют ощущение тревоги и страха. Считается, что этот музыкальный стиль способствует работе интеллекта.
  • Джаз, блюз. С одной стороны, джазовые композиции тонизируют и пробуждают эмоции, с другой — настраивают на романтический лад, вызывают ностальгию, провоцируют воспоминания о прошлом.
  • Рок, металл, панк, гранж. Специалисты сходятся на том, что влияние этих стилей на психику очень индивидуально. Одних она вдохновляет, вселяя уверенность в себе, — например, робких может на время сделать отважными и дерзкими. Других, наоборот, подавляет, может вогнать в депрессивное состояние и даже сделать агрессивными.

 

Наверное, об эффекте Моцарта слышал каждый человек. Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Произведения Моцарта повышают интеллектуальные способности. Терапия музыкой Моцарта уменьшает детскую смертность (если слушает беременная женщина), улучшает мелкую моторику рук, её применяют в лечении неврологических заболеваниях, заикание. (Известный французский актер Жерар Депардье,  в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера).

 Детям музыка Моцарта помогает в координации движения, учёбе, улучшает речь, успокаивает при нервном возбуждении.

слушание музыки Моцарта

Какие чувства вызвала эта музыка?

Музыкотерапия в ДОУ

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

1.Рекомендуется утром , когда идет прием детей  включать в группе  солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

  1. На занятиях ИЗО можно использовать спокойную лирическую музыку, располагающую детей к творчеству (рисование, аппликация, лепка) Очень подойдет музыка Дебюсси.
  2. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения после занятий физической культурой можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. На занятиях ритмикой ( До-ми-солька), я с детьми применяю такой метод. По моим наблюдениям половина детей не могут расслабляться и мечтать, сочинять и фантазировать.

 

А сейчас, коллеги, я хочу, чтобы помечтали вы.

Отдых на море (Звуки моря)

 Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря,  в красивом купальнике, в стильной шляпе и модных очках. Чудесный летний день. Голубое, чистое небо, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать, искупаться в теплом море, идти загорать и пить вкусный сок.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь оставшийся день.

Итак, продолжим:

  1. Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку.  Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие.
  2. Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «подъем!» Этот вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей (пробудительную гимнастику) 

Ребенок, находясь в детском саду, каждый день должен слышать звуки музыки. 

Как вы думаете, какая мелодия самая любимая у родившегося ребенка? (звук биения материнского сердца). Действительно, плод,  вынашиваемый матерью,  воспринимает главный для него маятник - биение материнского сердца. Наш слух чётко воспринимает и ритм дыхания, и ритм сердечной деятельности. Для ребенка эти звуки - самая любимая и приятная музыка. Давайте её послушаем. Такую музыку полезно слушать ребенку перед сном или после активных игр, для того, чтобы ребенок успокоился. Какие ощущения вызвала эта музыка?

Музыка с биением сердца

 

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам на себе испытать чудесное воздействие музыки.

Поиграем в игру-ассоциацию.

Вам будут предложены фрагменты муз. произведений, а вы попробуйте прожить то состояние с которым ассоциируется характер данной музыки.

В начале будет звучать Бетховен «Лунная соната», а затем вы услышите «Турецкий марш» Моцарта. При звучании грусти, печали вы можете охать, всхлипывать, вздыхать. Во время радостной музыки подбадривать себя словами : УХ! АХ! ЭХ!

Звучит музыка

 

«Зримая музыка»

Знакомы ли вы с феноменом «Зримой музыки»?  Это пробуждение творческого подсознания. Закрыв глаза, слушая музыку можно представить себе образы, которые вызывает музыка. Это могут быть просто цветные пятна, а могут быть и яркие картины. Ваши эмоции, вызванные музыкой,  вы можете отразить красками.

Давайте попробуем нарисовать музыку. А поможет нам музыка Дебюсси, но название я вам скажу позже. Очень хочется посмотреть на ваше творение! («Лунный свет»)

Какие образы вы себе представили?  Расскажите о своем рисунке. Почему выбрали такие краски?

Человек, входящий в мир музыки, а затем выходящий из него становится качественно другим по своему психологическому состоянию, успокоенным, обновлённым, как после прогулки в красивом лесу или купания в море.

 

Наш семинар подошел к концу, спасибо за внимание! Примите в подарок памятку «Использование музыкотерапии в режимных моментах» и «Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности», так же я могу поделиться музыкальным репертуаром в электронном варианте. 

Спасибо за внимание.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....