Самообразование на 2018-19 уч. год
материал
Самообразование педагога для повышения педагогического мастерства на 2018-19 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_18-19g.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Арт-педагогические технологии как средство реализации коммуникативно-деятельностного подхода в коррекционно-логопедической работе» (2018-19гг.).
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В современных условиях образование и воспитание детей с нарушениями речевого развития нуждается в поиске новых технологий, повышение эффективности развития их коммуникативно-речевых возможностей. Такими технологиями вполне правомерно могут стать арттехнологии, например, пальчиковое рисование, рисование методом набрызга, технологии эбру, игры с элементами театрализованных представлений и драматизации.
Артпедагогика – это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Иными словами, помощь развивающейся личности в ее социализации и самореализации.
Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. В настоящее время в коррекционной практике все более широкое распространение получает метод, основанный на использовании искусства в лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике, и называется – «арттерапия».
Сущность артпедагогики в наиболее общем виде определяется как «синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного воспитания детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность».
Арт-терапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации по средствам искусства.
Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения.
Основными задачами артпедагогики являются:
- формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
- осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
- творческая самореализация личности.
Специальные образовательные технологии в артпедагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса обучения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.
Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов.
Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха - в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.
Арттерапия и артпедагогика обладают преимуществами перед другими формами работы с детьми: поскольку, во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, имеющегося нарушения, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности). А во – вторых, арттерапия и артпедагогика вызывают положительные эмоции, помогают детям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулируют самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы исцеления. Арт-работа не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов для устранения определенных проявлений его болезни, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем.
Современная арттерапия включает в себя множество видов и направлений, например:
Музыкотерапия - основана на целительном воздействии музыки на психологическое состоянии человека.
Психодрама – человек повторяет свои действия путем театрализации, представляя свои внутренние процессы при помощи сценического действия.
Изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности.
Библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (в т.ч. сказкотерапия).
Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).
Танцевальная терапия - в которой тело является инструментом, а движение процессом, помогающим пережить, распознать, выразить свои чувства.
Куклотерапия - коррекция поведения ребенка посредством игры с куклами и кукольного театра.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
1 | Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. / Е. А. Медведева и др. - М.: Академия, 2001. |
2 | Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. –СПб.: Питер, 2010. |
3 | Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г.Н. Лаврова. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. |
4 | Лебедева Л. Д Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. |
5 | Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. – М. Академия, 2001. |
6 | Интернет источник: http://refleader.ru/jgernaatymer.html |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сроки | Содержание работы | Форма отчета о выполнении | Отметка о выполнении | |||
2018-19 уч. год | ||||||
Август 2018г. | Планирование работы по самообразованию. Постановка целей и задач. | выполнено | ||||
Август 2018г. – май 2019г. | Приобретение литературы по теме. | |||||
Cентябрь 2018г. | Подбор и изучение методической и научной литературы по теме: «Арт-педагогические технологии как средство реализации коммуникативно-деятельностного подхода в коррекционно-логопедической работе». | Формирование картотеки из методической литературы. | ||||
Октябрь - ноябрь 2018г. | Изучение опыта работы методических разработок и проектов по теме. Сбор практического материала | |||||
Декабрь 2018г. | Создание картотеки «Арт-педагогические технологии в коррекционно-логопедической работе». | Накопление практического материала. | ||||
Январь 2019г. | Оформление консультации с практическим материалом для педагогов ДОУ. | Просветительская работа с педагогами ДОУ | ||||
Февраль 2019г | Взаимопосещение занятий по использованию инновационных технологий другими педагогами. | Открытые просмотры, обмен опытом | ||||
Март 2019г. | Создание презентации для доклада по теме самообразования. | Просветительской работа | ||||
Апрель 2019г. | Выступление на тему: «Арт-педагогические технологии как средство реализации коммуникативно-деятельностного подхода в коррекционно-логопедической работе». | Доклад на ГМО. | ||||
Май 2019г. | Создание методической разработки по теме самообразования на будущий учебный год. | Защита методической разработки на пед-ом совете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план по самообразованию 2014-2018
перспективный план...
Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...
План самообразования на 2018-2023 уч.года
План самообразования...
План самообразования на 2018-2023 уч.года
План по самообразованию...
План самообразования на 2018-2023 гг.
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа.Цель: Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа. Формировать праздничную культур...
План самообразования на 2018-2023 гг.
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»Актуальность темы С самого рождения ребенок являет...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...