Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Эффективное педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья требует специальной подготовки взрослых не только в плане теоретико-методических знаний, но и опыта работы с «особыми» детьми. Одна из важных задач воспитания детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 45.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа
самообразования учителя-логопеда
Файзуллиной Эльмиры Гаяновны
по теме:
«Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Нижнекамск, 2014-2018 г.
Индивидуальный план самообразования
учителя-логопеда
Файзуллиной Эльмиры Гаяновны
на 2014-2018 учебные годы.
Личные данные
Тема: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Актуальность выбранной темы:
Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Эффективное педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья требует специальной подготовки взрослых не только в плане теоретико-методических знаний, но и опыта работы с «особыми» детьми. Одна из важных задач воспитания детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребенка с ОВЗ. Для развития речи педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребенка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребенка. Следует помнить, чтобы развивать речь детей с ОВЗ необходимо развивать эмоциональное общение с ребенком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно - исследовательской. В этом возрасте речевое развитие ребёнка осуществляется и в повседневном бытовом общении со взрослыми. Особо успешно речевое развитие протекает, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. Игры, потешки, хороводы, загадки (устное народное творчество) полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. По мере овладения ребенок начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья по развитию познавательной и речевой деятельности.
Задачи:
1.Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.
2. Рассмотреть содержание логопедической и педагогической работы с детьми с ОВЗ младшего дошкольного возраста. Включить в работу упражнения и задания по формированию познавательной и речевой деятельности детей данного возраста.
3.Разработать и приобрести методические и дидактические материалы по выбранной теме.
4.Внедрить систему работы по формированию познавательной и речевой деятельности в коррекционно-логопедическую работу с детьми с ОВЗ.
5.Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
-разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми с ОВЗ;
- апробация разработанных коррекционно-развивающих занятий на практике;
-посещение методических объединений, семинаров;
-проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
План работы по самообразованию на 2014-2018 учебный год.
Источники самообразования:
∙Курсы повышения квалификации
∙Семинары и конференции
∙Мастер-классы
∙Телевидение
∙Газеты, журналы
∙Видео, аудио информация на различных носителях
∙Платные курсы
∙Мероприятия по обмену опыта
∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
∙Интернет
Список изучаемой литературы:
1). Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2015. – 280 с.
2). Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3-х лет / В.В.Ветрова. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – (Ранний возраст).
3). Воспитание и развитие детей дошкольного возраста : метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / авт.-сост. Л.Н. Галигузова (и др.). – М.: Просвещение,2007.
4). Дедюкина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж: Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.,1999 г.
5). Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём. – М: ТЦ Сфера, 2005.
6). Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 31с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»)
7). Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 31с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
8). Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.
9). Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10). Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М.: Эксмо, ОЛИСС,2007.-192 с.: ил.
11).Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
12). Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
13). Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2004.
14). Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста: 2 изд. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 160 с.
15).Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков: метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е.А. Савельева. – М.: НЦ ЭНАС, 2007.
16). Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2002.
17). Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.
18). Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 года): Ранняя диагностика умственного развития. М.: Компания «Петит» 1994. -32 с.: ил.
19). Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, И.И. Жилина. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- (Библиотека логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.Продумывая организацию работы с д...
Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения
Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...
"Использование игровых методов как одна из условий развития словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья"
Индивидуальный план работы по самообразованию...
Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...
«Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:...
- Мне нравится (2)