Начинающему педагогу
консультация
Что нужно знать о ФГОС ДО начинающему педагогу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_nachinayushchemu_vospitatelyu.docx | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка начинающему воспитателю
материал подготовила С.П.Любшина – стпрший воспитатель МБДОУ №14
Основные понятия (ФГОС)
•Зона ближайшего развития– уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
•Индивидуализация образования– построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
•Образовательная область– структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
•Педагогическая диагностика– оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
•Самоценностьдетства– понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
•Социальная ситуация развития– сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.
Базовые ценности
• Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
• Личностно-развивающийи гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• Уважение личности ребенка;
• Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
• Индивидуализации дошкольного образования;
• Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• Поддержки инициативыдетей в различных видах деятельности;
• Партнерства с семьей;
• Приобщения детей к социокультурным нормам...;
• Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
• Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).
Задачи:
• Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала...
• Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей…
• Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка...
Программа ДО (ФГОС):
• направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
• направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные, социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).
• Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка.
(оценка качества образования?)
Образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
1. присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
2. развитие общения и взаимодействияребенка с взрослыми и сверстниками;
3. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
5. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
6. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
7. формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
• Развитие любознательности и познавательной мотивации;
• Формирование познавательных действий, становление сознания;
• Развитие воображения и творческой активности;
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
• Владение речью как средством общения;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
• Становление эстетического отношения к окружающему миру;
• Формирование элементарных представлений о видах искусства;
• Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
• Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Виды деятельности (ФГОС ДО)
Ранний возраст:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
2. Экспериментирование с материалами и веществами.
3. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).
4. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
5. Рассматривание картинок.
6. Двигательная деятельность.
Дошкольный возраст:
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала.
7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
Структура Программы:
• Обязательная часть – не менее 60% от общего объема;
• Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%
Структура образовательного процесса:
1. Непосредственно образовательная деятельность (не связана с одновременным проведением режимных моментов).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах.
3. Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация Программы:
• Возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной организации;
• Реализуемые Примерные программы;
• Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
• Иные характеристики.
Требования к условиям реализации ООПДО
• Психолого-педагогические условия
• Кадровые условия
• Материально-технические условия
• Финансовые условия
Психолого-педагогические условия
• Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми;
• Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям...
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей;
• Возможность выбора детьми материалов, видов деятельности;
• Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс
Оценка индивидуального развития детей
Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Результатыпедагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
1. Индивидуализация образования
2. Оптимизация работы с группой
Психологическая диагностика
• Используется при необходимости;
• Проводят квалифицированные специалисты;
• Только с согласия родителей
Основные компетенции педагогического работника:
• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• Поддержка индивидуальности и инициативы детей через.. (указаны пути);
• Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
• Построение развивающего образования через...;
• Взаимодействие с родителями по вопросам образования.
Требования к развивающей предметно-пространственной
• Насыщенность среды
• Трансформируемость пространства
• Полифункциональность материалов
• Вариативность среды
• Доступность среды
• Безопасность среды
Требования к результатам освоения ООПДО
• Целевые ориентирыдошкольного образования – возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
• Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
• Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач:
• Аттестация педагогических кадров;
• Оценка качества образования;
• Оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга;
• Оценка выполнения муниципального задания;
• Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Планируемые результаты
(к 3-м годам)
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Планируемые результаты
к завершению дошкольного возраста
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;
• Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• Ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога
Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...
программа по работе с начинающими педагогами в ДОУ
Программа психологического содействия эффективной адаптации к дошкольному учреждению «Начинающий воспитатель» МДОУ № 50 «Алёнушка» предназначена для педагогов стаж работы которых в д...
Тренинг для начинающих педагогов "Я - успешный педагог"
Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам по предупреждению их профессиональной дезадаптации являются тренинговые занятия, цель которых является «разви...
Консультация для педагогов "Легко ли быть начинающим педагогом", О.Н.Садлий, МБДОУ № 22
Представлены рекомендации для молодых педагогов...
Консультация для начинающих педагогов "Самообразование педагогов в ДОУ"
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для ...
План работы педагога-наставника с начинающим педагогом
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от у...