Начинающему педагогу
консультация

Любшина Светлана Павловна

Что нужно знать о ФГОС ДО начинающему педагогу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_nachinayushchemu_vospitatelyu.docx51.25 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка начинающему воспитателю 

        материал подготовила С.П.Любшина – стпрший воспитатель МБДОУ №14

Основные понятия (ФГОС)

 

•Зона ближайшего развития– уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

 

•Индивидуализация образования– построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

 

•Образовательная область– структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

 

•Педагогическая диагностика– оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

 

•Самоценностьдетства– понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

 

•Социальная ситуация развития– сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.

 

Базовые ценности

 

 •        Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

•        Личностно-развивающийи гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

•        Уважение личности ребенка;

•        Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности.

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

 

 •        Индивидуализации  дошкольного образования;

•        Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

•        Поддержки инициативыдетей в различных видах деятельности;

•        Партнерства с семьей;

•        Приобщения детей к социокультурным нормам...;

•        Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

•        Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).

 

Задачи:

 

 •        Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

•        Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала...

•        Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей…

•        Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка...

 

Программа ДО (ФГОС):

 •        направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

•        направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные,  социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).

•        Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка.

(оценка качества образования?)

 

Образовательные области:

 

1.                         Социально-коммуникативное развитие

2.                      Познавательное развитие

3.                      Речевое развитие

4.                      Художественно-эстетическое развитие

5.                       Физическое развитие

 

Социально-коммуникативное развитие

1.    присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

2.  развитие общения и взаимодействияребенка с взрослыми и сверстниками;

3.  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

4.  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

5.  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

6.  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

7.   формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие

 

•        Развитие любознательности и познавательной мотивации;

•        Формирование познавательных действий, становление сознания;

•        Развитие воображения и творческой активности;

•        Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие

•        Владение речью как средством общения;

•        Обогащение активного словаря;

•        Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

•        Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

•        Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Художественно-эстетическое развитие

•        Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

•        Становление эстетического отношения к окружающему миру;

•        Формирование элементарных представлений о видах искусства;

•        Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

•        Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

•        Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Физическое развитие

 

•        Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

•        формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

•        овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

 

Виды деятельности (ФГОС ДО)

 

Ранний возраст:

1.    Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

2.  Экспериментирование с материалами и веществами.

3.  Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).

4.  Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

5.  Рассматривание картинок.

6.  Двигательная деятельность.

 

Дошкольный возраст:

1.    Игровая.

2.  Коммуникативная.

3.  Познавательно-исследовательская.

4.  Восприятие художественной литературы и фольклора.

5.  Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

6.  Конструирование из разного материала.

7.   Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

8.  Музыкальная.

9.  Двигательная.

 

Структура Программы:

 

•     Обязательная часть – не менее 60% от общего объема;

•     Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%

 

Структура образовательного процесса:

 

1.    Непосредственно образовательная деятельность (не связана с одновременным проведением режимных моментов).

2.  Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах.

3.  Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.

 

Дополнительный раздел Программы

 

Краткая презентация Программы:

•        Возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной организации;

•        Реализуемые Примерные программы;

•        Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

•        Иные характеристики.

 

Требования к условиям реализации ООПДО

•      Психолого-педагогические условия

•      Кадровые условия

•      Материально-технические условия

•      Финансовые условия

 

Психолого-педагогические условия

•        Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми;

•        Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям...

•        Поддержка инициативы и самостоятельности детей;

•        Возможность выбора детьми материалов, видов деятельности;

•        Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс

 

Оценка индивидуального развития детей

 

Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Результатыпедагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

1.      Индивидуализация образования

2.     Оптимизация работы с группой

 

Психологическая диагностика

•     Используется при необходимости;

•     Проводят квалифицированные специалисты;

•     Только с согласия родителей

 

Основные компетенции педагогического работника:

 

•     Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

•     Поддержка индивидуальности и инициативы детей через.. (указаны пути);

•     Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;

•     Построение развивающего образования через...;

•     Взаимодействие с родителями по вопросам образования.

 

Требования к развивающей предметно-пространственной

 

•     Насыщенность среды

•     Трансформируемость пространства

•     Полифункциональность материалов

•     Вариативность среды

•     Доступность среды

•     Безопасность среды

 

Требования к результатам освоения ООПДО

 

•     Целевые ориентирыдошкольного образования – возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

•     Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

•     Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач:

•     Аттестация педагогических кадров;

•     Оценка качества образования;

•     Оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга;

•     Оценка выполнения муниципального задания;

•     Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

 

Планируемые результаты

(к 3-м годам)

 

•     Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;

•     Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

•     Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

•     Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

•     Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

•     Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

•     У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Планируемые результаты

к завершению дошкольного возраста

 

•     Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•     Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.

•     Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

•     Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

•     У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;

•     Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

•     Ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога

Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...

программа по работе с начинающими педагогами в ДОУ

Программа психологического содействия эффективной адаптации к дошкольному учреждению  «Начинающий воспитатель» МДОУ № 50 «Алёнушка»  предназначена для педагогов стаж работы которых в д...

Тренинг для начинающих педагогов "Я - успешный педагог"

Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам по предупреждению их профессиональной дезадаптации являются тренинговые занятия, цель которых является «разви...

Консультация для начинающих педагогов "Самообразование педагогов в ДОУ"

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для ...

План работы педагога-наставника с начинающим педагогом

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от у...