Организация трудовой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
материал
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответсвиии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_trudovoy_deyatelnosti_v_sootvetsvtii_s_fgos_do.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд.
Особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
В настоящее время образование определяется принципиально иной парадигмой, призванной убрать подмену детского сада школой, которая существовала долгое время и существует до сих пор. Новый образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года)- это стандарт развития возможностей каждого ребенка. Трудовое воспитание в этом развитии призвано играть ключевую роль.
2 слайд.
Трудовое воспитание детей
Что же такое трудовое воспитание? давайте вспомним. (ответы педагогов)
(второй щелчок) – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения к труду как основной жизненной потребности.
Привычка к труду, развитие мелкой моторики и координации движений закладываются с детства, от их формирования зависит успешность человека в будущем.
3 слайд
В соответствии с ФГОС ДО содержание трудовой деятельности направлено на достижение цели формирования позитивных установок к различным видам труда посредством решения
(второй щелчок) следующих задач:
- развития трудовой деятельности;
- воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
4 слайд
Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей. Немаловажным фактором неэффективности работы воспитателей в данном направлении является небольшое число пособий, выпускаемое в настоящее время по этой теме. Тем самым педагоги не всегда имеют возможность познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.
Коллектив нашего детского сада поставил перед собой задачу развития системы трудового воспитания детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО. Так как наш детский сад реализует основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения детский сад присмотра и оздоровления №14 разработанную на основе комплексной программы «Детство» одним из её разделов является раздел «Ребёнок познаёт предметный мир и приобщается к труду», то в помощь педагогам были разработаны технологические карты к данному разделу. (раздатка)
Педагогам необходимо четко представлять себе всю линию развития трудовой деятельности ребенка от младшего до старшего возраста, осознавать преемственность целей и задач трудового воспитания и особенности их реализации в разных возрастных группах и видах деятельности, уметь отслеживать качественное изменение трудовых навыков детей и т. д.
5 слайд
С этой целью нами была разработана таблица, которая помогла отразить изменения связанные с введение ФГОС и сформировать модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Я предлагаю ответить на вопрос - в каких видах деятельности можно решать задачи трудового воспитания? (ответы педагогов)
- коммуникативную деятельность - беседы
- конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);
- изобразительной (рисования, лепки, аппликации)- предлагает нарисовать
- музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).
6 слайд
- Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.
Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.), младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как – будто ведут машину, как – будто готовят обед).
У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.
Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках, фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей замысел также побуждает детей включиться в труд.
Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.
При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до полученного результата.
В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других.
Наш детский сад вступил в группу поддержки по гендерному воспитанию, поэтому мы стараемся во всех видах деятельности учитывать гендерную социализацию дошкольников. Работая с детьми, педагоги создают игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол).
Должное внимание в работе с детьми мы уделяем народному творчеству во всем своем многообразии, включая в педагогический процесс потешки, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Нами сделана подборка загадок, пословиц о труде мальчиков и девочек.
7 слайд
Предлагают дать ответы на весёлые вопросы на знание пословиц и крылатых фраз о профессиях.
■ К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица
«Не место красит человека, а человек место»?
(Маляры)
■Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз?
(Сапёр)
8 слайд
■ Не боги горшки обжигают, а … Кто?
(Гончар.)
■ Какая русская пословица приравнивает повара к доктору?
(«Добрый повар стоит доктора». Так как от питания во многом зависит здоровье человека.)
9 слайд
- В какой «зоологической» пословице заключена формула высшего мастерства дипломата?
(И волки сыты, и овцы целы.)
■ Назовите фольклорного погонщика телят.
(Макар. Куда Макар телят не гонял.)
10 слайд
Так как наш детский сад оздоровительной направленности, то особое внимание уделяем приобщению детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у мальчиков укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения; девочки приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
11 слайд
Развивающая предметно-пространственная среда - важное условие осуществления трудового воспитания дошкольников. В ФГОС ДО предъявляет следующие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной,
12 слайд
поэтому большое внимание мы уделяем подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы при этом учитываем его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления.
Основательно проработав данный материал, мы пришли к выводу, что необходимо определить наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с требованиями ФГОС (раздатка). Это позволит создать благоприятные условия для реализации субъектной позиции ребенка в труде. Низкий уровень самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности обусловлен
13 слайд
трудностями, которые встречают воспитатели при организации трудового процесса:
- учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка во время трудовой деятельности;
- воспитатели не в полной мере владеют умением строить трудовую деятельность, развивающую самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;
• трудовая деятельность детей носит искусственный характер, так как содержание труда не всегда интересно для них, ребенок не видит его значимости;
• дети не испытывают положительных эмоций от труда.
Мы предлагаем вам таблицу «Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников», где прописаны затруднения и пути и приемы их решения.
слайд 14
В группах созданы центры для мальчиков «Домашняя мастерилка», «Мастерская Умелкина», «Добрые мастера» и т.п.
слайд 15
для девочек и «Маленькая рукодельница», «Маленькая хозяюшка» и т.п.
Для успешной реализации образовательной программы ФГОС ДО определяет следующие психолого – педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности, поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения.
Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания предлагаем воспитателям в помощь таблицу, которая даст возможность предвидеть некоторые ошибки на стадии планирования трудового процесса (приложение 3).
Если педагог постоянно поощряет трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах, трудолюбие станет чертой их личности. Для поддержания интереса к трудовой - деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности
слайд 16
Эффективными формами работы являются: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активизации дошкольников, так как в разных ситуациях не может быть единого верного ответа, следовательно, каждый ребенок может высказать свое предложение по решению проблемы, и каждый из них будет по-своему прав. Воспитатель обязан подвести дошкольников к выбору наиболее оптимального варианта решения проблемы в тех или иных условиях.
Большое внимание уделяем развитию эмоциональной сферы дошкольников. Если труд входит в их жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, дети получают от него удовольствие, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь успехам.
слайд 17
Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, надо дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.
Мы используем различные стимулы труда: самодельные значки, медальки «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «Самому умелому», «Самой аккуратной», «Рукодельнице» и т.п.
Важная задача педагога – помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.
18 слайд
При участии и под контролем взрослого у мальчиков формируют умение: разрезать плотный картон; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду.
Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами.
слайд 19
С детьми мы проводим различные мероприятия. Так, например, плотник нашего детского сада Вячеслав Васильевич с удовольствием формирует у мальчиков умение работать молотком и другими инструментами. На базе детского сада организован кружок «НеоКУХНЯ» — познакомить детей с правилами ведения домашнего хозяйства, сформировать практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
слайд 20
Организация труда — дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяться работе с родителями.
слайд 21
Трудовое воспитание детей в детском саду ведется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, так как в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к труду.
Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся образовательной программой детского сада. С этой целью педагоги нашего детского сада знакомят родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. Мы используем как традиционные формы работы с родителя, так и нетрадиционные. В связи со спецификой детского сада мы не можем собирать родительские собрания, общие консультации, дни открытых дверей и т.п.
слайд 22
Акцент в нашей работе делается на наглядную информацию и индивидуальную работу с родителями: индивидуальные беседы, консультации, «почтовый ящик», анкетирование, информация родительского уголка и папок передвижек, ширм, информация на сайте детского сада, участие в выставка детского творчества разного уровня и т.п.
Нами собрана подборка наглядного материала для родителей по трудовому воспитанию с девочек и мальчиков.
слайд 23
Наша работа по созданию в детском саду по организации трудовой деятельности с учетом ФГОС ДО находится на начальном этапе, в дальнейшем мы ее планируем совершенствовать. Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесёт пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах.
слайд 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...
Новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
"Музыкальная лаборатория" и "Музыкальная гостинная" - новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Основы музыкальной культуры детей развиваются не только в НОД , но и в других разнообразных формах организации музыкальной деятельности....
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Организация совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
Организация совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взро...
«Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Дидактические игры известны как игры обучающего характера или игры с правилами. В возрасте 3-4 лет они только начинают формироваться....