Новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
статья на тему

Ананьина Светлана Владимировна                        swetlanka-r@yandex.ru

"Музыкальная лаборатория" и "Музыкальная гостинная" - новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Ананьина Светлана Владимировна,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение муниципального

 образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №123

«АБВГДейка», музыкальный руководитель

Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного педагога различными педагогическими средствами решать вопросы воспитания личности, которые определены в Целевых ориентирах ФГОС ДО. «Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников позволяют в полной мере реализовать весь круг задач музыкального воспитания и развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Целью занятий в «Музыкальной лаборатории» является развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии и ритмы, развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, тренировать чувство метроритма, выработать стойкий интерес к музыке.

Целью занятий в «Музыкальной гостиной» выступает развитие способности сопереживать персонажам музыкальных произведений, накоплению музыкальных впечатлений, формированию первоначальных основ музыкальной культуры. Задачи: организовать слушание классической музыки с видеофрагментами, расширять представления детей о музыке, о композиторах, о жанрах музыки, о видах музыкального искусства (опера, балет), пополнять словарь эстетических эмоций.

В результате навыки, приобретённые в «Музыкальной лаборатории» и «Музыкальной гостиной» способствуют развитию предпосылок:

- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
- становления эстетического отношения к окружающему миру;
- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
- сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализации самостоятельной творческой деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.).

Ключевые слова: стандарт, новые формы, лаборатория, гостиная, эффективное решение, эксперименты, совместная деятельность.

В связи вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Это явилось причиной поиска новых форм организации музыкальной деятельности дошкольников. Для эффективного решения выше перечисленных задач в нашем детском саду организована совместная деятельность с музыкальным руководителем в «Музыкальной лаборатории» и «Музыкальной гостиной».

Занятия в «Музыкальной лаборатории» способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умению экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии и ритмы, развивают тонкость и чуткость тембрового слуха, тренируют чувство метроритма, вырабатывают стойкий интерес к музыке. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами звуков, их разнообразием, участвуют в опытах и экспериментах с разнообразными звуками, ритмами, музыкальными инструментами, полученные знания воплощают в своей творческой деятельности, развивают фантазию и изобретательность в звукотворчестве. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и музыкальным экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности и вырабатывает стойкий интерес к музыкальному искусству.

Деревянные звуки.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками. Звуки нельзя положить на стол, рассмотреть под микроскопом. Но они везде и всюду: звуки окружают нас всегда; все шуршит, шумит, звенит, стучит, булькает, скрипит – звучит.

Много разных звуков окружает нас, даже если тихо, кажется сейчас.
Ранним, ранним утром всюду тишина, но ее послушай, звуками полна.

Каждый предмет имеет свой звук. Посмотрите, вот у меня на столе лежат различные предметы из дерева. Давайте послушаем, как они звучат при стуке друг о друга.

Как вы думаете, они будут звучать? Одинаковые звуки или нет? Прислушайтесь.
Дети пробуют играть на предметах из дерева (карандашах, кубиках, деревянных палочках, матрёшках и т.д)

А звуки, которые издают эти деревянные предметы, как мы назовем? (деревянные)
Музыкальный руководитель: Конечно, все звуки разные.

Деревянный звук, какой? Он стучащий и сухой
Теплый и трескучий, тихий и гремучий.

(игра «Эхо» с деревянными звуками, дети повторяют простые ритмические эталоны на деревянных предметах).

Музыкальный руководитель: А теперь, попробуйте на слух угадать какая из матрёшек полная, а какая пустая.

(дети угадывают)

Музыкальный руководитель: Посмотрите дети, что у меня в руках? (ответы детей)

Шкатулка-это предмет для всяких разных штук.
Она побольше коробка, но меньше, чем сундук.

Сейчас мы с этими деревянными шкатулками проведем небольшой эксперимент? Что можно сделать со шкатулкой, чтобы она стала шумовым инструментом? (ответы детей)
Дети наполняют шкатулки. В одну из шкатулок можно положить колокольчики, в другую - крупу, в третью – бумагу.
 Внимательно послушайте, одинаковый получился звук? (ответы детей). Конечно, все звуки в шкатулках разные. Почему? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Шкатулки были просто деревянными предметами, а вы сделали из них шумовые инструменты. Со временем обыкновенные «деревянные» звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты.

Сейчас я загадаю вам загадки про деревянные музыкальные инструменты, будьте внимательны.

1.За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (Ложках)
2.Прячет звонкие горошки,

А зовут его у нас, очень просто….(Маракас)

3.Это что за разговор?
То ли ссора, то ли спор.
Как сороки, затрещали,
Инструмент такой узнали?
Тараторит, будто тетка,
Называется…. (Трещотка)
4.Динь-динь, тон-тон,
Ксило-ксило-ксило-фон.
Ксилофон на шкаф забрался,
Он фламинго испугался.
– Ты, фламинго, погоди!
Клювом сильно не стучи,
Лучше палочку возьми.
И услышишь нежный звон.
Просто чудо – ксилофон.

Ксилофон (в переводе с греческого) означает - поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук.

(после каждой отгадки, музыкальный руководитель показывает детям деревянный инструмент)

Музыкальный руководитель: На столах у нас лежат музыкальные инструменты. Что с ними можно делать? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Правильно. На музыкальных инструментах надо играть. Хотите поиграть в игру «Дирижер». Я буду у вас дирижером, а вы будете оркестром. Дирижера слушается весь оркестр и подчиняется взмахам его палочки.

(дети под музыку импровизируют на деревянных инструментах по показу дирижёра)

Музыкальный руководитель: Спасибо ребята за прекрасное выступление. Все справились с заданием. В следующий раз я расскажу вам о металлических звуках. До новых встреч!

Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Воспитывать способность воспринимать и понимать (в доступном объёме) произведения музыкального искусства, способность сопереживать персонажам музыкальных произведений, накоплению музыкальных впечатлений, формированию первоначальных основ музыкальной культуры помогает деятельность в «Музыкальной гостиной». Музыковеды утверждают, что слушание музыки, направленное на восприятие её характера, образов, требует напряжённой работы сердца, ума и особого творчества. В этом виде деятельности дети приобретают самый большой объём музыкальных впечатлений, развивается «музыкальное восприятие-мышление» - это восприятие и анализ музыки. Просто слушая музыку дошкольникам очень трудно сосредоточиться на развитии музыкального образа, поэтому в «Музыкальной гостиной» организовано слушание класической музыки с видеофрагментами. Такое слушание активизирует внимание, так как задействованы сразу и слух, и зрение, дети наглядно видят развитие музыкального образа, что способствует развитию музыкальной памяти (дети узнают произведения уже при повторном прослушивании).

П.И.Чайковский  «Детский альбом» (1часть).

Музыкальный руководитель:

Ребята, кто из вас знает, как называется человек, который сочиняет музыку?

Или    

Ребята, кто из вас знает, кто такой композитор?

Композитор это тот, кто сочиняет музыку. Сегодня мы познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (портрет), который с самого раннего детства горячо любил музыку. Еще, будучи мальчиком, он начал писать музыкальные произведения. Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, интересовался их жизнью и много сочинял для них песен и пьес.

Ребята, что такое песня, вы все знаете – это музыкальное произведение со словами.

А пьеса – это маленькое музыкальное произведение без слов.

Пётр Ильич Чайковский написал целый альбом таких пьес для детей. Этот альбом так и называется «Детский альбом». Музыка из этого альбома разная: и весёлая и грустная, и быстрая, и медленная, есть маршевая, есть танцевальная.

Каждая пьеса из этого альбома, как маленькая музыкальная картинка. И сегодня мы услышим и увидим пять пьес, пять музыкальных картинок.

Перед прослушиванием, я буду говорить название пьесы, а вы запоминайте, так как впереди нас ждёт викторина.

Бим-бом, бим-бом, открывается альбом.

Не простой, а музыкальный,

Сочинённый для ребят много лет тому назад.

Нарисованы картинки, не карандашами,

Музыкальные картинки встанут перед нами.          (В.Берестов)

(Дети смотрят и слушают видеофрагмент «Детский альбом» 1часть – 7.05мин.)

Далее проводится викторина: дети слушают фрагменты пьес и угадывают название, без видеоряда.

  1. Полька.
  2. Сладкая грёза.
  3. Игра в лошадки.
  4. Марш деревянных солдатиков.
  5. Вальс.

Подведение итогов: Как называется человек, который сочиняет музыку?

Музыку, какого композитора мы сегодня слушали?

Что такое пьеса?

В «Музыкальной гостиной» расширяются представления детей о музыке, о композиторах, о жанрах музыки, о видах музыкального искусства (опера, балет), пополняется словарь эстетических эмоций.

Список литературы:

1.Деркунская В. А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. // Справочник музыкального руководителя – 2014 - №2.

2.Тютюнникова Т.Э. Музыка 6-7 лет. Издательство АСТ, 1997г.

3.Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. // Музыкальный руководитель – 2004 - №2.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

5.Ярова С.Н. «Детский альбом» П.И.Чайковского. // Музыкальный руководитель – 2014 - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...

Организация трудовой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответсвиии с ФГОС ДО....

Консультация для педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения «Детский мюзикл как нетрадиционная форма организации музыкальной деятельности дошкольников»

Консультация для педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения«Детский мюзикл как нетрадиционная форма организации музыкальной деятельности дошкольников»...

Организация совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС

Организация совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС  Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взро...